Приглашаем учащихся 9, 10, 11-х классов на День открытых дверей
Института Экономики и Менеджмента, который состоится 20 марта 2021г. в 12.00 в учебном корпусе №3
Пензенского государственного университета архитектуры и строительства. Вход через центральную проходную университета по адресу Беляева,12а.
16 марта 2021 г. в ПГУАС был организован бинарный урок для учеников 10 класса школы №18. Занятие по физике было посвящено изучению электричества и работе с измерительными приборами.
Бинарный урок – не самая привычная форма работы с учениками. Однако в нашем университете такие занятия проводятся далеко не в первый раз. Двойственностью, бинарность подобных уроков состоит в том, что два преподавателя объединяются для объяснения детям какой-либо темы. Обычно при этом используются разные подходы, разные способы подачи материала.
Так получилось и на этот раз. За теоретическую часть урока в основном отвечала учительница физики и астрономии из школы №18 Анастасия Витальевна Капарова, а за практическую - доцент кафедры «Физика и химия» ПГУАС Кристина Анатольевна Сергеева.
Гостями нашего университета стали не просто случайные юноши и девушки, а профильная группа старшеклассников, занимающихся по инженерно-техническому направлению и особо интересующихся физикой. Кроме того, эти ребята раньше посещали и продолжают посещать обучающие курсы, организованные в строительном университете.
Перед началом занятия с короткой напутственной речью к школьникам обратились ректор ПГУАС. С.А. Болдырев и заведующий кафедрой «Физика и химия» профессор Г.И. Грейсух. Двенадцать учеников слушали их с серьезными лицам, осознавая всю важность момента. В конце концов ректор даже попросил ребят хоть немного улыбнуться. Впрочем, погрузившись в работу, школьники быстро освоились и расслабились.
Первую часть занятия провела А.В. Капарова. Начала она с того, что показала старшеклассникам небольшой видеоролик. На экране один за другим появлялись неисправные электроприборы. Они задорно искрились, дымили и вспыхивали. Оценив увиденное, школьники легко догадались, что речь в этот день пойдет об электричестве.
Сам бинарный урок проходил очень динамично. Школьники выполняли одно задание за другим. При этом характер этих заданий постоянно менялся: просмотр обучающего ролика, проверка основных понятий, небольшая письменная работа, самопроверка, немного практики, молниеносное закрепление, снова практика, но уже в группе, и т.д. И даже разминка в середине занятия была проведена так, чтобы руки отдыхали, а мозг продолжал изучать физику.
Вместе с Анастасией Витальевной ученики повторили основные понятия изучаемой темы - напряжение, сила тока, сопротивление и пр. Затем настала очередь лабораторной работы, которую провела Кристина Анатольевна.
Главным объектом изучения и главным же инструментом для школьников стал мультиметр. К.А. Сергеева быстро научила ребят, как управляться с этим прибором и на что тот способен. За короткое время старшеклассники успели измерить параметры электроники, лежащей у них на столах, - сопротивление резисторов, напряжение батареек, исправность диодов и конденсаторов. Лампочки светились, приборы пищали, - все было живо и наглядно. А затем юноши и девушки занялись измерениями еще и в виртуальной среде. В компьютерной программе они построили цепь и определили энергетические характеристики бегущего в ней тока.
В качестве завершения бинарного урока А.В. Капарова попросила школьников написать по своим впечатлениям «синквейн» об изученной теме - несколько определенным образом организованных строк, складывающихся в подобие японского пятистишья. Такое странное на первый взгляд упражнение неплохо помогает учителю в получении обратной связи после занятий. «Для детей это что-то наподобие рефлексии. По каждой строчке мы можем увидеть, что именно они запомнили, что именно у них отложилось в голове», - объясняет Анастасия Витальевна.
А после основного занятия Г.И. Грейсух в своей лаборатории рассказал школьникам о принципах работы оптического стола и показал, как ярко и красиво могут светиться голограммы.
К.А. Сергеева, прощаясь со школьниками, сказала: «Сегодня вы немного прикоснулись к тому, чем мы занимаемся каждый день со студентами, сами почувствовали себя в роли студентов. Возможно, вы узнали что-то новое, лучше оценили свои возможности. Я надеюсь, вам понравилось, как вы здесь работали. Большое вам спасибо, мы рады видеть вас всегда». Тем, кто заинтересовался занятиями в стенах университета, Кристина Анатольевна пообещала в будущем показать еще много интересного, и не только по физике, но и, например, по строительным направлениям.
«Я считаю, что бинарный урок лучше мотивирует детей на изучение предмета и показывает при этом что-то необычное. На ребят все необычное производит «вау-эффект». Поэтому проводить такие уроки нужно почаще», - так А.В. Капарова прокомментировала прошедшее занятие.
{gallery}/изображения/новости/170321/2{/gallery}
В этом году конкурсная часть фестиваля им. В.Е. Татлина была организована с использованием трех разных форматов для различных категорий участников. Олимпиады для старшеклассников состоялись в очной форме на базе ПГУАС. Аналогичные соревнования для учеников 8-9 классов проводились в дистанционном формате. А олимпиады для студентов прошли заочно.
Хотя основные события восемнадцатого фестиваля им. Татлина завершились еще в феврале, итоги всех его конкурсных мероприятий стало возможно подвести только в марте.
Сам фестиваль проводился в несколько этапов. Проще всего было наблюдать за очными испытаниями школьников 10-11 классов, съехавшихся в Пензу со всей России. Целую неделю, с 15 по 19 февраля 2021 г., юноши и девушки соревновались на олимпиадах по рисунку, графике и композиции.
Последний день фестиваля начинался с хруста бумаги под ножницами школьников и с резкого запаха клея – участники конкурса создавали объемные модели зданий. Творческое напряжение «татлинской» недели давало о себе знать: количество банок с энергетическими напитками на столах старшеклассников заметно увеличилось. Зато к обеду, когда все очные олимпиады завершились, атмосфера в университете сделалась гораздо более расслабленной. Для участников настало время совместных фотографий и активного обмена адресами с новыми знакомыми. А после обеда были награждения. Причем подарки участникам олимпиад дарили не только организаторы: делегации из других городов тоже приготовили свои призы для авторов понравившихся им творческих работ. В конце пятницы 19 февраля состоялась торжественная церемония в актовом зале. Победителей олимпиад поздравляли не только руководители ПГУАС, но и представители городской власти, в том числе глава администрации г. Пензы А.В. Лузгин и начальник управления градостроительства и архитектуры Н.А. Кутырева.
А со следующей недели, с 24 февраля, начался дистанционный этап конкурса для школьников. Ученики 8-9 классов оставались в своих родных городах, выполняя задания олимпиад в режиме онлайн под объективом веб-камер.
В подобном формате конкурс им. Татлина проходит в первый раз. Организаторы фестиваля решили, что в нынешней ситуации с действующими «коронавирусными» ограничениями лучше не собирать слишком много людей в одном месте. Поэтому 8-9 классы поучаствовали в конкурсе дистанционно.
Двести с лишним школьников, заявившихся на олимпиады, распределили по отдельным онлайн-кабинетам. На практике это означало, что каждый модератор, находящийся в ПГУАС, следил на своем мониторе за отдельной группой участников. На экране возникала «мозаика» из многих трансляций, каждую из которых можно было при необходимости приблизить. Модераторы следили за тем, чтобы школьники выполняли задания олимпиад согласно правилам. А участники конкурса могли, в свою очередь, оперативно задать уточняющие вопросы.
Наблюдать за работой учащихся в дистанционном режиме было даже в чем-то удобнее. По крайней мере, всех конкурсантов можно было охватить одним взглядом. Но, конечно же, многое здесь зависело от качества веб-камер и интернет-соединения.
Параллельно с олимпиадами школьников на фестивале им. Татлина проходили и конкурсы для студентов. Соревнования этого года вновь стали международными. Помимо участников из Пензы и Самары, на конкурс заявились студенты из Казахстана и Узбекистана.
Олимпиады проходили по трем направлениям. В конкурсе по проектированию участвовало 35 человек, по композиции - 55 человек, по рисунку – 44 человека.
К творческим состязаниям допускались не только студенты вузов, но и колледжей. Так, поступило большое количество заявок от участников из Пензенского колледжа архитектуры и строительства.
Организаторы придумывали для студентов такие темы, которые соответствовали бы их уровню знаний и способствовали бы раскрытию творческого потенциала. Например, для олимпиад по проектированию была определена тема «Антикафе».
Конкурс среди студентов проходил в заочной форме. Это означало, что за неделю-полторы участникам были разосланы информационные письма, в которых содержалось творческое задание и информация о сроках сдачи работы. Через установленное время студенты должны были прислать результаты своих трудов на оценку жюри в ПГУАС.
По итогам олимпиад были выбраны самые лучшие работы (суммарно их оказалось 10), авторы которых получили дипломы первой степени. Победители постарались на славу. Многие из их архитектурных задумок, будучи реализованными на практике, заметно украсили бы наши города. А некоторые творческие работы выглядели настолько фантастично, что воплотить их в жизнь было принципиально невозможно. Однако заместитель декана Архитектурного факультета О.А. Щур, занимавшаяся организацией олимпиад, считает, что рисовать несуществующие города и «воздушные замки» очень полезно: «Это же творческий конкурс. Здесь дети реализуют свои фантазии. Поверьте мне, если каждый студент еще и напишет аннотацию к своей работе, это будет отдельная интересная тема – как они трактуют свои эскизы».
Кроме олимпиад, студенты присылали творческие работы на виртуальную выставку. И здесь заочный формат конкурса отчетливо продемонстрировал свои преимущества. Если в прошлом году студенты прислали немногим более 300 работ, то в этот раз – около 1500.
На самом деле, такая форма проведения конкурса - это широко используемая практика, применяемая не только в России, отмечает О.А. Щур: «Приехать лично людям из Одессы или Екатеринбурга бывает сложно. А прислать свои работы по почте они вполне могут. Это стирает границы. Нам такой формат понравился. Нужно только уточнить нашу стратегию, чтобы в будущем лучше справляться с таким огромным объемом работы».
Среди всех рисунков и эксизов, отправленных на виртуальную выставку фестиваля им. Татлина, работы студентов ПГУАС выделялись своим качеством. Так считает не только жюри нашего университета. Члены пензенского отделения Союза архитекторов России познакомились с выставкой и отдельно отметили студентов ПГУАС - их работы оказались на уровень выше прочих.
Увидеть своими глазами лучшие «экспонаты» виртуальной выставки можно будет ориентировочно в конце марта 2021 г. на сайте нашего вуза.
{gallery}/изображения/новости/160321/{/gallery}
Вторую неделю в нашем университете продолжается спартакиада факультетов и студенческих объединений. 11 марта 2021 г. проходило соревнование по шахматам и бадминтону.
Благодаря вышедшему недавно американскому сериалу про шахматы, популярность этого вида спорта резко выросла. Поэтому неудивительно, что в соревнованиях спартакиады ПГУАС пожелало принять участие довольно много студентов, причем как юношей, так и девушек.
Первые места в шахматном состязании завоевали участники команды гостей из IT-колледжа. Победителями стали Денис Новиков и Антонина Князева. Очевидно, IT-колледж серьезно подошел к подготовке к этой спартакиаде. Вторые места заняли Сердар Джораев (Туркменистан) и Ксения Креськина (ИИЭ). Третьи места достались Ариане Берулавой (АФ) и Дмитрию Антипову (ИИЭ).
А в соревнованиях по бадминтону безоговорочными лидерами стали студенты инженерно-строительного института ПГУАС. Причем в состязании девушек представители ИСИ заняли все три призовых места: Динара Джораева - первое, Марина Желтова - второе, Екатерина Кололеева - третье. Среди юношей лучшим в бадминтоне стал Мухамад Шарипов. Второе место занял Даниил Пирогов (IT-колледж), третье – Отабек Каримов (Технологический факультет).
Победителей наградили почетными грамотами и шоколадом. А спартакиада продолжается. На следующей неделе пройдут очередные соревнования.
{gallery}/изображения/новости/170321/1{/gallery}
Уже совсем скоро приемная кампания ПГУАС вступит в свою «горячую» фазу. Начиная с марта, преподаватели вуза в массовом порядке направились в пензенские школы, чтобы рассказать будущим абитуриентам о преимуществах нашего университета. На одной из таких встреч заведующий кафедрой «Менеджмент», д.э.н., профессор С.Д. Резник пообщался с учениками старших классов лингвистической гимназии №6. На эту встречу пришло около 100 человек.
Каждому из преподавателей ПГУАС есть что сказать о достоинствах своего вуза. У каждого – свой подход к общению с молодежью. Семен Давыдович Резник решил для себя, что агитация «в лоб» будет неэффективной, и потому подводил школьников к теме преимуществ поступления в ПГУАС ненавязчиво: «Они уже привыкли к рекламе всех вузов. Поэтому я говорил со школьником о том, что их, на мой взгляд, должно волновать».
Семен Давыдович спросил у старшеклассников, хотя ли они в будущем стать успешными людьми, да еще и при деньгах. Конечно же, школьники ответили положительно. И весь дальнейший разговор строился вокруг того, как правильно организовать себя и свою жизнь, чтобы добиться успеха.
С.Д. Резник показал школьникам результаты большого исследования, проведенного в Америке. Его данные свидетельствовали, что у успешных, богатых людей и у тех, кого не считают успешными, сильно различаются привычки и поведение. Например, выдающиеся личности всегда ставят перед собой четкие цели и идут к ним.
Так и старшеклассникам очень важно понять, куда им поступать, какую специальность для себя выбрать. С.Д. Резник говорит: «Я объяснил школьникам, что цель должна быть соразмерной вашим способностям. Для ее правильного определения вы должны спросить себя, что вы любите, что у вас хорошо получается. Спросить родителей и друзей, какие сильные стороны они в вас видят. А потом нужно выбрать два-три направления для развития. Конечно, можно и ошибиться с выбором цели и будущей специальности. Но зато те, кто угадал и поступил куда хотел, учатся гораздо быстрее и успешнее».
Для старшеклассников мало определиться с направлением развития. Им важно понимать, что студенческая жизнь сильно отличается от школьной. Ведь университеты живут по собственным правилам, к которым еще нужно привыкнуть. С.Д. Резник показал ребятам свою книгу «Студент вуза», разработанную специально для абитуриентов и студентов. В ней рассказывается, как жить и учиться в университете, как грамотно организовать свою жизнь, чтобы везде успевать, и как в будущем сделать себя конкурентоспособным на рынке труда.
Кроме того, профессор сообщил, что кафедра «Менеджмент» ПГУАС ежегодно организует для старшеклассников летнюю «Школу управления». Во время занятий в этой школе будущие студенты погружаются в мир вуза – знакомятся с преподавателями, с лучшими студентами, с традициями университета. Пензенских старшеклассников, прошедших эти занятия, никто не заставляет подавать документы именно в наш вуз. Но если они после этого все же поступают в ПГУАС, то в университет они уже приходят, как в родной дом, хорошо зная, как здесь учиться и вести себя. Семен Давыдович пригласил школьников гимназии №6 на занятия «Школы управления», которые пройдут этим летом.
С.Д. Резник поделился с молодыми людьми личным опытом правильной самоорганизации. В 1966 г., еще будучи студентом, Семен Давыдович нашел в одном из журналов памятку «Как беречь время», состоящую из 19 простых правил. Эта журнальная заметка оказалась для него очень полезной. За всю свою жизнь, занимаясь, как ученый, проблемой грамотного распределения времени, С.Д. Резник сумел добавить к первоначальным 19-и правилам только 2.
Один из наиболее важных принципов, о котором узнали школьники во время встречи с профессором ПГУАС, звучит так: «Невозможно все успеть. Однако можно правильно расставить приоритеты».
Не забывая об основной цели встречи со старшеклассниками, С.Д. Резник рассказал ученикам шестой гимназии и о ПГУАС, и о важности строительных специальностей. Он обратился к школьникам: «Посмотрите, какой красивый стал наш город. Это все сделали наши строители, выпускники нашего университета».
На встречу отводилось не так много времени - всего один урок. Но школьники дополнительно задержались в актовом зале для общения с гостем из университета. Отвечая на вопросы, С.Д. Резник подробнее рассказал о том, как правильно выбрать будущую специальность и вуз для поступления.
{gallery}/изображения/новости/110321/1{/gallery}