Идея архитектурно-художественного образования возникла в конце 1980-х гг. в ответ на решение Всемирного архитектурного конгресса Международной ассоциации союзов архитекторов и обращение ЮНЕСКО о необходимости раннего обучения детей основам архитектуры. Идея была поддержана Союзом архитекторов СССР, Министерством образования СССР. Начали открываться архитектурные студии, классы, школы. За эти годы архитектурное образование стало одним из профилей школьного обучения, новой моделью образования («школа - вуз»), моделью сотрудничества высшей школы и средних общеобразовательных учреждений. Пензенский государственный университет архитектуры и строительства (ПГУАС) и школа-лицей архитектуры и дизайна №3 (ЛАД №3) в 1990 г. стали одним из первых примеров новой модели образования («школа - вуз»).
В 2003 г. Правление Союза архитекторов России, Администрация г. Пензы, Министерство образования и науки Пензенской области, руководство Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, школы-лицея архитектуры и дизайна № 3 Управления образования города Пензы стали инициаторами проведения Всероссийского конкурса-олимпиады детского архитектурно-художественного творчества в г. Пензе, включающего олимпиады по академическому рисунку, композиции, черчению, живописи, а также выставки творческих работ учащихся.
В феврале 2004 г. в г. Пензе на базе ПГУАС прошел 1-й Всероссийский конкурс-олимпиада детского архитектурно-художественного творчества, названный именем В.Е. Татлина (1885-1953 гг.), одного из основоположников художественного авангарда, в 1905-1910 годах получившего художественное образование в Пензенском художественном училище им. Н.Д. Селиверстова (в настоящее время - им. К.А. Савицкого).
С 2010 по 2014 гг. олимпиада им. В.Е. Татлина включалась Министерством образования и науки Российской Федерации в перечень мероприятий в поддержку одаренной молодежи. С 2012 по 2015 гг. в олимпиадах принимали участие студенты из различных городов России, а также Украины, Казахстана, Польши, Китая, Турции, Японии и других государств.
С 2018 г. олимпиада им. В.Е. Татлина включена в перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» (Приказ Минпросвещения России от 24 июля 2019 г. № 390 «Об утверждении перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений на 2019/20 учебный год»).
Олимпиады им. В.Е. Татлина получили широкую известность в регионах России. Участие в них носит массовый характер, интерес к ним продолжает расти. В последние годы Олимпиада на заключительном этапе собирает ежегодно до 400-500 участников, отличившихся на муниципальных и региональных конкурсах в первом отборочном туре.
Олимпиады поддерживаются Союзом архитекторов России, Союзом дизайнеров России, Министерством образования Пензенской области, Администрацией г. Пензы, Пензенской региональной организацией Общероссийской общественной организации «Союз архитекторов России» (ПРООООСАР), редакцией журнала «Татлин» и другими официальными и общественными организациями.
Олимпиада проводится в два этапа (тура): отборочный и заключительный.
На протяжении последних лет в различных мероприятиях Олимпиады им. В.Е. Татлина принимают участие школьники из 30-50 регионов России, в том числе из: Республики Коми, Республики Саха (Якутия), Республики Татарстан, Удмуртской Республики, Алтайского края, Краснодарского края, Красноярского края, Хабаровского края, Белгородской обл., Владимировской обл., Волгоградской обл., Воронежской обл., Иркутской обл., Кемеровской обл., Ленинградской обл., Московской обл., Мурманской обл., Нижегородской обл., Новосибирской обл., Пензенской обл., Пермской обл., Ростовской обл., Самарской обл., Саратовской обл., Свердловской обл., Томской обл., Тюменской обл., Тамбовской обл., Ульяновской обл., Челябинской обл., городов Москвы и Санкт-Петербурга.
За прошедший период количество работ, рассмотренных на региональных этапах и представленных на федеральный уровень Олимпиады, превысило 10000. Победители федерального этапа олимпиады ежегодно получают как дипломы Олимпиады, так и дипломы Союза Архитекторов России, Союза дизайнеров России (в 2010-2014 гг. победители награждались премиями в рамках мероприятий Министерства образования и науки России в поддержку одаренной молодежи).
За период существования Олимпиады им. В.Е. Татлина было проведено более 60 мастер-классов преподавателями ПГУАС и представителями региональных и зарубежных архитектурно-дизайнерских школ. Обмен опытом позволил значительно повысить уровень подготовки школьников и студентов, взрастить новое поколение талантливых педагогов.
В 2024/25 учебном году Олимпиада им. В.Е. Татлина будет проходить в двадцать второй раз.
Олимпиада включена в Перечень олимпиад школьников на 2024/25 учебный год как олимпиада I уровня.
Результаты участников, призёров и победителей Межрегиональной олимпиады школьников им. В.Е. Татлина учитываются при поступлении в образовательные организации высшего образования в соответствии с Законодательством РФ.
Организаторами Олимпиады в 2024/2025 учебном году являются федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Юго-Западный государственный университет», государственное автономное образовательное учреждение Астраханской области высшего образования «Астраханский государственный архитектурно-строительный университет», федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский государственных технический университет имени Гагарина Ю.А.», федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ивановский государственный политехнический университет», федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет», Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей архитектуры и дизайна № 3 г. Пензы».