Одной из главных составляющих фестиваля им. Татлина традиционно является Международная научно-практическая конференция «Реабилитация жилого пространства горожанина». В 2021 году данное мероприятие частично перешло в дистанционный формат.
Научно-практическая конференция начала свою работу 16 февраля 2021 г. Участники из разных городов общались в режиме онлайн-связи. Студенты ПГУАС, подготовившие доклады, выступали из конференц-зала нашего университета.
Главным организатором мероприятия, как и обычно, стала Е.Г. Лапшина - кандидат архитектуры, профессор, заведующая кафедрой «Основы архитектурного проектирования» ПГУАС.
С приветственным словом из Самары к участникам конференции обратился Юрий Михайлович Корякин, профессор СамГТУ, бывший главный архитектор г. Пензы (в 1985-1998 гг.). Он отметил несколько тем, которые получают особую актуальность в наши дни. Наибольшую обеспокоенность у Ю.М. Корякина вызывает многоэтажная жилая застройка. По мнению архитектора, такие зоны должны быть малоэтажными или среднеэтажными. А сегодня строители возводят целые кварталы 16-20-этажных домов. «Откуда там возьмется воздух, откуда возьмется среда? Это тихий ужас. Мы сейчас стоим на грани, за которой просто катастрофа», - высказал свои опасения Ю.М Корякин. Затем он отметил, что про такие проблемы нужно говорить не на эмоциональном уровне, а на основании научных исследований.
«Я считаю, что сквозная тема этой конференции «Реабилитация жилого пространства» сейчас как никогда актуальна», - резюмировал Ю.М. Корякин.
Елена Геннадьевна Лапшина заметила в ответ на данную реплику: «Напомню, что 16 лет назад за эту тему меня сильно критиковали. Некоторым профессионалом слово «реабилитация» до сих пор режет слух. Но на самом деле данный термин настолько всеобъемлющий, что он включает в себя многие аспекты. И городская среда действительно сегодня требует реабилитации во всех смыслах этого слова».
Подтверждая международный статус конференции, первые два ее доклада представили участники из Донбасса. Их онлайн-выступления касались ветшающих зданий, находящихся на территории ДНР, и подходов к их обновлению, включению в современную среду. В частности, для строений, в которых располагаются медицинские учреждения, предлагается применять «салютогенез» – подход, сосредотачивающий внимание не негативных факторах, вредящих здоровью, а на позитивных, помогающих его поддерживать.
А первые два студенческих доклада были из Москвы и Санкт-Петербурга. Было заметно, что молодых исследователей интересуют масштабные темы. Например - перспективы гуманизации так называемого «Серого пояса» Санкт-Петербурга, его старых промышленных территорий. Поменять там предлагается многое (вплоть до снятия верхнего слоя зараженной химическими отходами почвы), но некоторые интересные и исторически значимые постройки следует сохранить.
Итоги конференции будут подведены несколько позднее.
{gallery}/изображения/новости/180221/1{/gallery}
Непосредственно перед открытием Международного фестиваля архитектурно-художественного творчества им. В.Е. Татлина для руководителей делегаций, прибывших в Пензу, состоялась небольшая встреча с организаторами. Представители ПГУАС рассказали иногородним гостям, как будут проходить конкурсные испытания в очной и дистанционной форме.
«Мы всегда вам рады, а в этом году - особенно рады, потому что все соскучились по личному общению», - такими словами приветствовал гостей из российских регионов проректор по непрерывному образованию ПГУАС Е.Г. Рылякин. Он рассказал участникам фестиваля о том, где будут проходить основные мероприятия и как добраться до места проведения выставки в ЦКР «Губернский». Кроме того, Евгений Геннадиевич сообщил гостям, как будет организовано питание в стенах нашего вуза. Проректор заверил присутствующих на встрече, что пищу для школьников и руководителей делегаций станут готовить проверенные специалисты своего дела, имеющие богатый опыт кейтеринга на масштабных спортивных мероприятиях. Завтракать, обедать и ужинать гости смогут в университетской столовой. «Еды всем хватит», - пообещал Е.Г. Рылякин.
Затем выступила заведующая здравпунктом ПГУАС В.А. Соколова. Она отметила, что за здоровьем участников конкурса им. Татлина она следила с самого первого фестиваля, состоявшегося 17 лет назад. Однако в нынешнем году из-за эпидемии коронавируса в правилах для гостей произошли некоторые изменения, вполне, впрочем, предсказуемые.
Входить в университет им, как и студентам ПГУАС, нужно будет через один из двух проходов (через первый или второй корпус). Всем участникам фестиваля нужно будет обязательно носить защитные маски. Если у кого-то маски не окажется, ее выдадут на входе в вуз, но лучше все-таки приходить со своими медицинскими повязками.
Другие требования тоже были вполне привычны для россиян, почти год живущих в условиях пандемии: нужно тщательно следить за своим самочувствием, при первых признаках недомогания обращаться в здравпункт (его работа на время фестиваля продлена до 19:00) и по возможности часто мыть и обрабатывать руки. «Чаще мойте руки», - эту фразу В.А. Соколова повторила трижды.
Пензенская область - достаточно благополучный регион в плане распространения коронавируса, заметила руководитель здравпункта. Однако испытывать судьбу все же не стоит. «У меня к вам огромная просьба - соблюдайте все рекомендации Роспотребнадзора», - обратилась к участникам фестиваля В.А. Соколова.
Проректор по безопасности ПГУАС А.В. Сапожников выступил совсем коротко. Он дал свой телефон, чтобы каждый из гостей смог в случае чего обратиться к нему по вопросам прохода на территорию университета или для организации парковки личного авто на стоянке вуза. На проходной имеются списки всех участников фестиваля, и пропускать их должны без проблем. Однако на всякий случай стоит носить с собой паспорт или иное удостоверение личности.
В конце встречи Е.Г. Рылякин вкратце прошелся по правилам организации дистанционной части предстоящего фестиваля. Школьники 8-9 классов, участвующие в олимпиадах из своих городов, должны будут подключиться к видеоконференциям, подготовленным ПГУАС, представиться на камеру и показать свой паспорт для идентификации. А дальше они станут выполнять конкурсное задание под «прицелом» видеокамеры, транслирующей весь процесс через интернет.
Е.Г. Рылякин отметил, что в этом плане организаторы конкурса им. Татлина постарались максимально упростить условия дистанционной работы участников. На других олимпиадах требуют, чтобы камеры снимали школьника и его действия с трех разных точек.
После завершение конкурсных заданий, школьники должны сфотографировать свои готовые работы и переслать в Пензу по интернету. А оригиналы нужно будет отправить организаторам почтой. С макетами дело обстоит и сложнее, и проще. Так как оригинал подобной поделки довольно сложно переправить по почте, вместо него организаторы принимают небольшие (до минуты) видеоролики с подробной съемкой готового макета.
Из-за подобных новшеств, связанных с дистанционным форматом, сроки подведения итогов олимпиад им. Татлина будут продлены. Если понадобиться - до конца апреля. Но, скорее всего, к 10 апреля победители дистанционного этапа уже будут известны.
11 и 12 февраля 2021 г. в МБУ ДО «Центр технологического обучения» г. Пензы было представлено более 20 школьных проектов, подготовленных для «PROдвижения58». Команды учеников из разных образовательных учреждений делились своими идеями с экспертами, а те оценивали проекты и давали ребятам полезные советы по реализации их задумок. 12 февраля стал завершающим днем защиты.
Муниципальный кластерный проект «PROдвижение58» завершил очередной этап своей деятельности: все школьные команды выступили перед экспертами, пройдя процедуру защиты. Последние два дня оказались очень насыщенными. В социально-экономическом направлении школьники представили целых 15 проектов, и еще 7 - в инженерно-техническом.
В число экспертов «PROдвижения58» традиционно вошли и представители ПГУАС. 11 февраля проекты школьников внимательно изучали д.э.н., профессор, заведующая кафедрой «Маркетинг и экономическая теория» Галина Александровна Резник и к.э.н., доцент кафедры «Маркетинг и экономическая теория» Наталья Александровна Коробкова. А 12 февраля в роли экспертов выступили к.т.н., доцент кафедры «Строительные конструкции» Максим Васильевич Арискин и к.т.н., доцент кафедры «Теплогазоснабжение и вентиляции» Константин Олегович Чичиров.
Социально-экономические проекты школьники готовили по нескольким трекам, «номинациям»: это интеграция пенсионеров в социальную жизнь, инновационные образовательные технологии для детей-инвалидов, развитие волонтерской деятельности, социальное предпринимательство и т.д. Детям дали простор для фантазии, и они ее проявили. На суд экспертов были представлены проекты создания студии для трансляции конкурсов, пошива лежаков и подстилок для животных, использования старых вещей для создания аксессуаров и пр. Свои идеи в этот день демонстрировали не только ученики общеобразовательных школ, но и единственного учреждения дополнительного образования, принявшего участие в «PROдвижении58» - Детской школы искусств.
Инженерно-технических день выдался менее загруженным. Проектов для защиты было всего 7, а тематика их могла быть любой - по трекам данное направление решили не делить.
Школьные команды в этот день продемонстрировали впечатляюще результаты. Ребята из школы №20 разрабатывали беспроводную зарядку для телефона. Команда лицея №2 проектировала электронный ключ-флешку Flash lock. Многофункциональный стрелковый тренажер представили юные инженеры из школы №46.
Очень высокую оценку экспертов заслужила работа команды школы №78. Ребята изучили различные смеси для наружной отделки зданий и сделали свою. Напомним, что этот проект команда 78-й школы готовила при поддержке ПГУАС. К.т.н., доцент кафедры «Физика и химия» Кристина Анатольевна Сергеева в январе проводила для ребят занятия в лабораториях нашего вуза, где школьники и изучили свойства сухих строительных смесей.
{gallery}/изображения/новости/130221/{/gallery}
Первые мероприятия на фестивале архитектурно-художественного творчества начались еще до официальной церемонии открытия. Утром 15 февраля 2021 года в ПГУАС прошел мастер-класс «Культура и творчество в каждом из нас». Провела его доцент кафедры «Философия» Светлана Федоровна Артемова.
Мастер-класс посетили около 20 школьников 10-х и 11-х классов (вернее - школьниц, в этой группе была всего пара юношей). Они приехали на фестиваль им. Татлина из Димитровграда (Ульяновская область) и Набережных Челнов (республика Татарстан).
Во время занятия С.Ф. Артемова говорила старшеклассникам о соотношении субъективного и объективного, о том, почему разные люди воспринимают мир по-разному. Мы смотрим глазами, но интерпретируем увиденное мозгом, объясняла Светлана Федоровна. Чтобы проиллюстрировать эту мысль, она демонстрировала школьникам знаменитые «двойные» картинки: женщину, одновременно и старую, и молодую; два обращенных друг к другу лица и вазу между ними; несколько мелких объектов, складывающихся при смене точки зрения в одну большую голову, и т.д.
Каждый из нас творит свой собственный мир своим уникальным восприятием. Порой из-за этого людям бывает сложно договориться друг с другом. Чтобы найти с кем-то общий язык, нужно познать себя и своего собеседника.
С.Ф. Артемова рассказала школьникам о том, как восприятие цвета связано с характером человека. Если опираться на теории Карла Густава Юнга, то людей можно условно поделить по четырем цветам - красные, синие, желтые и зеленые. Швейцарский психолог также связывал эту типологию с выделенными им архетипами.
Чтобы понять, кто к какому цвету относится, Светлана Федоровна предложила школьникам выбрать из группы предложенных слов те, которые старшеклассники сочтут близкими и подходящими для себя. Позже выяснилось, что каждая из выбранных характеристик соответствовала одному из четырех основных цветов. Те, кто выбрал больше всего «зеленых» слов, попадали в зеленую группу, «красных» - в красную, и т.д.
Очень быстро выяснилось, что практически все участвующие в мастер-классе школьники относятся либо к «зеленым» людям, либо к «желтым». Смелых, решительных и твердых духом «красных» среди них оказались считанные единицы, а расчетливых, педантичных, рациональных «синих» не оказалось вовсе. На самом деле, это было не так уж удивительно. Ведь в конкурсе им. Татлина обычно участвуют люди творческие (желтый цвет символизирует творчество) и стремящиеся к гармонии (гармоничность - свойство зеленого цвета). Вот и получилось, что по результатам теста приехавшие в Пензу школьники являются по большей части дружелюбными и открытыми всему новому людьми.
Но для успешного взаимодействия определить, кто ты, - это лишь полдела. С.Ф. Артемова поведала участникам мастер-класса, как правильно общаться с людьми других «цветов», с теми, кто воспринимает мир иным способом. С «синими» разговор нужно вести медленно и вдумчиво, с «зелеными» - открыто и без давления, с «красными» - уверенно и четко, а к «желтым» во время общения нужно демонстрировать искреннее внимание.
В финале мастер-класса школьники разбились на команды согласно своим доминирующим чертам характера, чтобы сделать проекты-презентации о своих «цветах». Ребятам предлагалось нарисовать на листах ватмана то, как «зеленые», «желтые» и «красные» видят мир и как взаимодействуют с ним. Здесь-то участникам и предстояло проявить фантазию и свои творческие способности. С помощью маркеров, ярких аппликаций и собственного воображения школьники создавали визуальные презентации самих себя.
Совместно создавая цветные коллажи, участники мастер-класса оперативно знакомились друг с другом. Через несколько минут групповой работы они уже обсуждали, кто откуда приехал и в каких магазинах Пензы лучше всего покупать продукты. А на ватмане тем временем появлялись лозунги, сердечки, рыбки и Бог в облаках. Похоже, цветовая дифференциация действительно способствовала совместному творчеству.
Суда по отзывам участников, мастер-класс пришелся им по душе, и они узнали во время занятия нечто новое для себя.
Подготовка Международного фестиваля архитектурно-художественного творчества учащейся молодежи и школьников им. В.Е. Татлина выходит на финишную прямую. В оставшиеся до открытия дни сотрудники и студенты ПГУАС напряженно трудятся, чтобы это знаковое для Пензенской области мероприятие прошло на высоком уровне.
За два дня до начала фестиваля творческие коллективы уточняют последние детали церемонии открытия, преподаватели и волонтеры готовятся принять десятки и сотни школьников на своих мастер-классах, квестах и квизах, ученые дорабатывают свои доклады для конференций. Следующая неделя будет буквально переполнена яркими событиями и творческой активностью. Очень важно как следует к этому подготовиться.
Одной из наиболее ответственных площадок предстоящего фестиваля станет выставка работ школьников и студентов. Она откроется в первый же день в центре культурного развития «Губернский» и проработает до 19 февраля. Посетители наверняка оценят талант и фантазию будущих архитекторов, художников и дизайнеров. Но всем нам стоит понимать, что сотни картин и макетов появились в «Губернском» не сами собой. На протяжение нескольких дней монтажом выставки занимались сотрудники и добровольцы архитектурно-строительного университета.
Одним из тех, кто собирал конструкции и готовил оборудование, был Павел Щеглов, студент 2 курса автомобильно-дорожного института ПГУАС. Сам он не видит в этой работе особой сложности. Но вообще-то Павлу и другим студентам пришлось немало потрудиться: перед ними стояла задача оформить пространство в 110 квадратных метров, собрать и установить 55 массивных стендов. И это только основные приготовления. В этом году Участники прислали на выставку огромное количество работ - 1157, и это число, возможно, не окончательное. Правда, многие из этих произведений присланы в цифровом виде. Но экспонатов на выставке все равно будут многие сотни. Разместить их аккуратно и грамотно - ответственный и тяжелый труд.
Впрочем, ПГУАС далеко не в первый раз организует фестиваль. Можно быть уверенными, что к 15 февраля и выставка, и все конкурсные площадки будут полностью готовы.
Фестиваль им. Татлина ждет своих гостей.
{gallery}/изображения/новости/120221/1{/gallery}