Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

English French German Italian Portuguese Spanish

В 2024 году исполнилось 50 лет с момента объявления БАМа важнейшей стройкой пятилетки и  Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Начиная с 1974 года, на Байкало-Амурской магистрали побывали многие студенты и сотрудники нашего вуза. Владимир Викторович Зернов дважды выезжал на БАМ в качестве командира студотряда – в 1982  и в 1983 гг. В этой статье представлены его воспоминания о работе на всесоюзной стройке – на участке в поселке Амгунь.

Мужская работа

С одной  стороны, побывать на БАМе нам было интересно. Все-таки Байкало-Амурская магистраль – это объект всесоюзного значения. Поучаствовать в нем было за честь. С другой стороны, лично мне было сложно переключиться на эту работу. Ведь я поехал на БАМ сразу после защиты диссертации.

С формированием отряда тоже были определенные трудности. Многие ребята (Толя Аксютин, Сергей Саденко и пр.) ехали на БАМ уже во второй раз. В 1981 году выездной отряд из нашего вуза состоял примерно из 100 человек. И тогда не всех их удалось обеспечить достаточным количеством работы. Многие ребята на это жаловались. Поэтому в 1982 году многих пришлось уже упрашивать, чтобы они поехали.

В новый отряд вошло около 30 человек. В основном это были те студенты, которых в 1981 году уже привили от энцефалита.

В отряде было и несколько девушек. В 1982 году из Пензы поехали две студентки, и еще одна присоединилась к нам в Комсомольске-на-Амуре в качестве медработника. В 1983 году девушка была только одна – комиссар.

Но девушек мы старались вообще не брать. Работы для них на БАМе, честно говоря, и не было. Стирали мы себе сами, а питались в столовой.

Проблемы в пути

Маршрут наш был такой. Из Пензы летели в Москву, в Быково. Оттуда – в аэропорт Домодедово. Из Домодедово прямым рейсом долетали до Хабаровска. Оттуда добирались до Комсомольска-на-Амуре.Дальше – до станции Березовой. И оттуда еще 60 км на автомобиле до нашей станции Амгунь. Поездки на БАМ  организовывал областной штаб студенческих отрядов.

Добиралась до Амгуни мы зачастую с приключениями. В 1983 году мы вылетали из Пензы вечером.В Быково должны были приземлиться примерно в 21:00. Прилетели, но с задержкой рейса. В итоге в Быково мы попали только к 23:00 часам. А самолет, который ждал нас в Домодедово, вылетал в час ночи.

От Быково до Домодедово далеко, нужно всю Москву проехать. На мне – весь отряд. Я и сам еще молодой, а на мне ответственность за 25 человек.

Что делать? Мы не успеваем, билеты пропадают. А каждый билет стоит 135 рублей.

Случай помог. Смотрю – стоит автобус «Икарус-люкс». Подхожу к водителю, объясняю ситуацию: «Нас 25 студентов. До самолета - 2 часа. Поможете?» - «Садитесь».

Повезло нам – попался такой водитель. Мы с ним за час «пролетели» через всю Москву на этом «Икарусе». И довез он нас, считай, бесплатно. Так мы успели на самолет в Домодедово.

Еще был случай, когда я один ездил в Комсомольск-на-Амуре за билетами. Оттуда до Амгуни я добирался на поезде, который называли «Бичевоз». Его конечным пунктом был город Чегдомын. А по пути находилась и станция Амгунь.

Почему-то в поезде не было света, и двери в вагонах все были закрыты. Я обратился к вагоновожатой: «Вы предупредите меня, когда мы подъедем к станции Амгунь». Договорились.

Я сплю себе спокойно. Вдруг просыпаюсь посреди ночи. Смотрю – наш поезд плавно трогается и едет мимо знакомых двухэтажных домов, которые мы строили в Амгуни еще в 1982 году.

Что делать? Еще и все двери в вагоне закрыты.

Смирился с тем, что поезд уже не остановить. Доехал до следующей станции – поселок Ясный. Стоит вагончик – и все. И это уже считалось поселком. К слову, и город Чегдомын был городом лишь условно - там стояло всего несколько пятиэтажных домов.

Высадился в Ясном. До Амгуни – 25 километров тайги. Спрашиваю у дежурного по станции (он там один сидел): «Что делать?» - «Ничего не сделаешь».

Думал даже идти по шпалам. А в тайге и медведи, и мошкара донимает. Но «не было счастья, да несчастье помогло». Дежурный по станции связался с кем-то по телефону-«вертушке» и говорит: «Подождите. Сейчас поедет автодрезина. Она везет травмированного солдата. Едет она в нужную вам сторону».

Автодрезина – это открытая платформа без вагонов. Обычно она возит кирпичи или другие грузы. На ней я и добрался до Амгуни.

 

Посреди тайги

Станцию Амгунь строил СМП «ПензастройБАМ». Сначала, когда я только приехал, этот строительно-монтажный поезд возглавлял Станислав Скворцов. Но его ребенка укусил энцефалитный клещ. Скворцов ушел, и новым начальником стал Александр Серафимович Калашников, будущий мэр Пензы.

Жили мы в двенадцатиквартирных двухэтажных домах. Там еще не было никакой отделки, только свет провели. Правда, электричество иногда отключали. Хорошо, что в столовой и других местах был в резерве дизель-генератор.

Питание - я бы не сказал, что хорошее. Холодильных установок в поселке особо не было. Но как-то выживали.

В нашем поселке был «сухой закон». Вино в магазине продавалось. Но купить его можно было только с разрешения начальство – на свадьбу, на поминки и т.п. Покупатели приходили за спиртным с талонами, подписанными руководством. Меня это особо не касалось – я не злоупотреблял. И студенты наши тоже не пили. Если кто-то что-то и хотел, то шел ко мне, а я говорил: «Ребят, давайте уж потерпим».

Мылись мы в бане. Александр Серафимович организовал нам хорошую баню, спасибо.

Был и клуб. Но туда мы особо не ходили. Только когда устраивали там концерты. Штаб обязывал нас принимать участие в художественной самодеятельности. И наши студенты, хоть и были ребятами своеобразными, участвовали в концертах – молодцы.

Например, я помню, Алексютин с Зудиным ставили юмористическую сценку. Они изображали двоих рабочих, которые перекладывают кирпичи и ссорятся. Кирпичи на сцену выносили настоящие, они гремели при работе. И во время ссоры один работник хватает кирпич и замахивается на своего напарника. А потом бросает свой снаряд не в него, а в зрительный зал. Там все, конечно, пугаются. Но этот кирпич, оказывается, сделан из губки.

Фронт работ для нас определяли прорабы, местное руководство. Я присутствовал на планерках, старался обеспечить ребятам занятость, а потом составлял наряды. 

Местные рабочие очень хорошо к нам относились. Это были пензенцы, приехавшие туда в командировку. Никаких конфликтов, эксцессов с ними никогда не было. Наши ребята тоже были дисциплинированы. Да и вообще – сколько я ездил со стройотрядами внутри группы никогда никаких конфликтов не возникало.

В свободное время ходили купаться в Амгуни. Вода – очень холодная, и течение сильное. Зайдешь, окунешься несколько раз, и назад выскакиваешь. Вот и все купание. Иначе тебя унесет. Но я и в Енисее примерно так же купался, когда ездил туда строить Саяно-Шушенскую ГЭС. Зато можно было загорать. Днем в тех местах было жарко.

Кроме того, мы играли в футбол с поселковыми командами.

Рыбный день

На реке мы  ловили рыбу – горбушу. Иногда можно было поймать и таймень.

В одну  из наших поездок горбуша почему-то пошла на нерест в августе. Обычно рыба нерестится значительно позже, когда уже наступали холода.

И вот прошел слух: «Горбуша прет!» Я тогда впервые увидел нерест. Река Амгунь очень прозрачная. Рыба хоть и старается идти, где глубже, но ее все равно видно. И она шла плотными косяками, непрерывно.

А мы – студенты, у нас нет никакой снасти. Сделали трезубец из сварочных электродов. А они же гибкие. И трезубец наш сломался после первого же броска.

Но осталась палка с перекладиной. Я встал сверху и бросал палку в рыбу – там не промахнешься. А студенты прыгали в воду и хватали ту горбушу, которую я оглушил.

Поймали мы мало – так, на пробу. Ели просоленную икру. Она получилась с пленочкой, но ничего. А из рыбы варили уху.

В поселке нас удивило, что там мы ходили почти по рыбе. Жители просто выбрасывали ее на дорогу. Многие, оказывается, брали только икру. И некоторые еще делали соленое филе горбуши.

Опасности тайги

В 1983 году на БАМе начались проблемы со снабжением. Нас  ту поездку толком не обеспечили фронтом работ. Поэтомутрудились мы там, куда пошлют. Брались почти за все, что предлагали.

На БАМе я впервые увидел, как горит тайга. Там же кругом камень, на котором лежит слой сухой травы, листвы, иголок. И эта смесь вспыхивает моментально, как порох.

Нас даже хотели привлечь к тушению, но я не разрешил. Это опасно, да и по инструкции нам не положено.

Но после пожара лесничий попросил нас помочь в сборе семян для посева леса. И мы собирали пихтовые шишки. Для нас валили с помощью бензопилы сохранившееся после пожара дерево, а мы с него собирали шишки.

Однажды нас предупредили, что рядом с нами на рыбалку вышел медведь. Предупредили, чтобы особо не заходили в тайгу. Да только мы туда особо и не ходили, боялись. Причем не столько медведей, сколько клещей. Только один раз ребята поднимались на сопку – посмотреть оттуда на окружающую местность.

А вообще тайга в тех местах довольно редколесная. Сопки – и отдельно стоящие деревья. Особых красот я там не обнаружил.  Кроме того, лично на меня эти сопки, окружающие поселок, давили.

От вездесущих насекомых помогало средство «Тайга». Но днем от нас мошкара сама отставала – было очень жарко. Однако если мошка все же кусала, то ранки потом легко воспалялись и сильно чесались.

Местным женщинам в этом плане приходилось тяжелее. Мы-то трудились в робах, у нас тело все закрыто. А женщины работали в конторах, в обычной одежде. Их кусали чаще.

Работа и зарплата

Вставали мы с утра. Распределяли людей на работы – туда шесть человек, туда пять человек...

Ребята наши старались, трудились с желанием. Работа – минимальный отдых – еда – опять на работу. Так и жили.

Трудились, пока была техника и материалы. А если, скажем, нет бетона – ребята сидят и курят. Основная часть материалов, понятно, шла рабочим. А мы выступали в роли подсобников. Потом эти простои из-за сбоев снабжения нам должны были компенсировать.

Бывали у нас так называемые «дни остановки отряда». По правилам, два дня мы должны были отработать бесплатно, перечислив все заработанные деньги в фонд города Гагарин, кажется.

Большую работу мы проделали по бетонированию блока емкостей для очистительной станции. Одна только приемка бетона шла целые сутки.

Блок емкостей – это сеть конусообразных конструкций (конусами вниз), куда заливается вода. Мы делали опалубку из дерева, а потом заливали туда бетон.

Самые значимые объекты, на которых мы трудились, это кровля вокзала, очистные сооружения, теплотрассы, склад. Еще была укладка дорожных плит, благоустройство школы, помощь в строительстве двенадцатиквартирных домов. Мы с удовольствием занимались этими интересными видами работ. Мне и запомнилась больше всего наша работа, а не художественная, скажем, самодеятельность.

Если говорить о деньгах, то рублей 400 за 2 месяца я заработал. Ребята тоже за лето 300-400 рублей получали. Там при оплате еще многое зависело от видов работ. И, конечно, действовал «северный» коэффициент – 1,7.

На БАМе особенно много получали водители «Магирусов» - под 1000 рублей в месяц. А студенты на технике практически не работали.

***

Для некоторых ребят поездки на БАМ были, конечно, романтикой. Другие ездили просто, чтобы заработать. Но в основном у всех была такая мотивация: если сказали «Надо помочь» - значит, надо. Это и была наша основная задача – помогать.

Конечно, от нашего отряда была польза. Мы внесли свой вклад во всесоюзную стройку. Великая стройка, а мы там где-то оставили свой след. Это приятно осознавать.

27 августа 2024 года в Саратове состоялось торжественное закрытие IX Российско-Китайского молодёжного форума в формате «Волга-Янцзы».

Участниками международного мероприятия, которое проходило несколько дней, стали более 300 представителей студенческой молодежи из вузов Приволжского федерального округа и провинций верхнего и среднего течения реки Янцзы Китайской Народной Республики,жЭ.

Аспирантка нашего университета - Антонина Цапина и б.ю,Ю\.студентка магистратуры - Олеся Булушева стали участницами форума и поделились своими впечатлениями от поездки.

Антонина рассказала о возможностях, которые дает форум и общении с иностранцами: «Этот форум стал отличной возможностью для взаимодействия студентов России и Китая. Мне очень понравилось, много эмоций и впечатлений, много новых идей для дальнейшей работы. Ребята из Китайской делегации очень доброжелательные и позитивные, всегда с улыбкой. Программа форума была очень разнообразной, насыщенной и интересной. Особенно порадовали совместные работы над проектами. Китайская культура богата самобытными ценностями, за 7 дней мы познакомились лишь с её малой частью, но уже остались под огромным впечатлением.»

Олеся поблагодарила организаторов и поделилась опытом: «Я благодарна организаторам форума «Волга-Янцзы», Правительству Пензенской области и руководству моего вуза «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» за возможность представлять Пензенскую область на международном уровне. Опыт общения с носителями китайского языка помог мне подтянуть свой уровень знаний и дал большую практику, ведь мы взаимодействовали с ними не только в неформальной обстановке, но и создавали совместные проекты по развитию речного туризма, выполняли творческие задания по презентации наших регионов. Программа форума была очень насыщенной от проектных заданий и тематических лекций до игр на командообразование и посещение культурных объектов. Мы достойно представили свой регион на «Дне России». Также остались под приятным впечатлением от «Дня Китая», попробовали себя в их традиционном искусстве каллиграфии, оригами, создании веера и многое другое, попробовали сладости разных провинций, увидели и услышали настоящую китайскую оперу и приняли участие в чайной церемонии. На протяжении нескольких лет я изучаю культуру Китая и китайский язык, и этот опыт культурного и языкового обмена с представителями китайской делегации вживую для меня очень много значит. Я благодарна этому форуму за то, что помогает нам выстраивать дружественные отношения с Китаем и создавать совместные проекты. Надеюсь на дальнейшее международное сотрудничество с представленными на форуме провинциями Китайской Народной Республики Аньхой, Хубэй, Хунань, Сычуань, Цзянси и Чунцын.»

Источник: https://vk.com/pguas_official?w=wall-190135175_5559

2 сентября 2024 года в нашем университете прошли мероприятия, посвященные Дню знаний и старту нового учебного года. Утро началось с торжественной линейки, которая проходила на площадке у главного корпуса.

В этом году День знаний, 1 сентября, пришелся на воскресенье. Поэтому торжества в честь начала учебного года решено было провести 2 сентября.

На традиционной линейке собрались студенты, преподаватели и сотрудники вуза. Конечно же, больше всего на площадке было первокурсников. Они старались группироваться рядом со своими тьюторами и преподавателями. Первокурсникам в этот день предстояло основательное знакомство с вузом.

Начиналась торжественная линейка с гимна России и шествия с флагом России. Затем присутствующих поздравил ректор ПГУАС С.А. Болдырев.

«День знаний – особый праздник для всех нас, - отметил Сергей Александрович. – Это не только начало нового учебного года. Этот день знаменует для нас еще и начало нового жизненного пути».

Ректор напомнил, что 2024 год для ПГУАС – юбилейный. Университет отмечает 80-летие высшего строительного образования в Пензенской области. За эти десятилетия вузом подготовлено более 70000 специалистов. Именно благодаря их стараниям строится и хорошеет Пенза.

Обращаясь к первокурсникам, С.А. Болдырев сказал: «Ребята, ничего не бойтесь. Стремитесь достичь небывалых высот. Помните, что рядом с вами всегда есть мы, преподаватели, а также ваши родители. Мы всегда вас поддержим.

Желаю всем счастья, мира, добра и веселого настроения. Удачи всем!»

По давней традиции, ректор вручил символический Ключ знаний представителям первокурсников – юноше и девушке, особо отличившимся во время вступительных испытаний. В этом году почетное право принять ключ получили Агата Глухова и Вадим Белов.

Поздравить студентов и преподавателей ПГУАС с началом нового учебного года пришли и высокие гости. Первый заместитель министра градостроительства и архитектуры Пензенской области Алеся Раисовна Ахмерова обратилась к участникам торжественной линейки: «От лица министерства и от себя лично я поздравляю вас с новым важным этапом жизни. В этот день хочу пожелать вам упорства, трудолюбия, высоких результатов и новых достижений. Пусть учебный процесс и студенческие годы будут самыми яркими в вашей жизни. Удачи, и с праздником!»

С поздравлениями выступил и директор по качеству ООО «Горводоканал», «РКС-Пенза» Александр Александрович Флягин: «Сегодня, входя на территорию вуза, первое, на что я обратил внимание, был лозунг: «Мы строим будущее». Вы строите будущее и мы тоже. Видя вас, видя ваши эмоции, я понимаю, что это будущее станет исключительно светлым и позитивным. Я поздравляю вас с новым учебным годом. Первокурсников поздравляю с тем, что они выбрали очень актуальное направление. Хочу сказать, что «Российские коммунальные системы» - один из крупнейших операторов в сфере водоснабжения и водоотведения – всегда ждет выпускников ПГУАС».

Награждение первокурсников, возглавивших рейтинги поступивших абитуриентов, становится хорошей традицией нашего вуза. Уже второй год ребятам, блестяще сдавшим экзамены, вручаются призы от университета и от федерального проекта «Твой Ход». Награды отличившимся первокурсникам вручали ректор ПГУАС С.А. Болдырев и студентка Архитектурного факультета, победитель проекта «Твой Ход» Юлия Колесникова.

«Я хочу поздравить всех с Днем знаний, - сказала Юлия. – Первокурсники, вы все молодцы, что смогли поступить в высшее учебное заведение.  Я желаю вам за годы в университете найти классных друзей, собрать классную команду, с которой вы сможете потом пойти и во взрослую жизнь».

О другом федеральном проекте, в котором активно участвуют студенты ПГУАС, рассказала А.А. Стрельцова – руководитель Центра культуры и молодежной политики вуза, амбассадор арт-кластера «Таврида.АРТ». Анастасия Андреевна сказала: «Мы собрали у себя в вузе самых творческих и креативных ребят. Они рисуют, занимаются цирковым искусством, вокалом, музыкой, танцами и многим другим. И именно проект «Таврида.АРТ» дает этим ребятам классную возможность развиваться, отдыхать на море. Лишь бы с вашей стороны была инициатива и было желание. А я всегда подскажу вам, как стать частью этого проекта.

Желаю вам классного учебного года и вообще студенческой поры. Помните – в студенческие годы нужно брать от жизни максимум».

С творческими поздравлениями в этот день вступали и активисты ЦКиМП. Студенты Елизавета Кулагина, Анастасия Аникина и Антон Васильев исполнили со сцены четыре песни.

После торжественной линейки первокурсники отправились в учебные корпуса – знакомиться с вузом, преподавателями, тьюторами.

4 и 5 сентября в ПГУАС проходит одно из самых важных мероприятий для первокурсников – ярмарка студенческих объединений. В эти дни ребята, недавно поступившие в университет, смогут воочию убедиться, что в нашем вузе и помимо лекций есть масса увлекательных занятий.

Сентябрь 2024 года радует нас хорошей погодой. А это значит, что ежегодная ярмарка студенческих объединений проходит на открытой площадке у первого корпуса.

С самого утра представители клубов, кружков, сообществ и секций начали обустраивать свои тематические площадки. Как и на настоящей ярмарке, студенты старались сделать свое знакомство с первокурсниками как можно более ярким и увлекательным. Гостям предлагали поучаствовать в лотерее, сыграть в познавательную настольную игру, сфотографироваться с картонным Егором Кридом, собрать гигантскую дженгу… И, конечно же, на каждой площадке первокурсников активно зазывали к себе, предлагали присоединиться к сообществам ПГУАС.

Атмосферу ярмарки дополняли бодрая музыка и горячий чай для гостей.

Самую большую площадку в этом году подготовили представители студенческого профсоюза. И это неудивительно: под эгидой профкома и при его непосредственной поддержке в ПГУАС работают сразу несколько объединений. Это литературный клуб, клуб доноров, дискуссионный клуб, звукорежиссерский клуб и т.д. Да и о самой профсоюзной работе организаторам было что рассказать и показать.

Площадка студенческих отрядов получилась почти такой же представительной. Многочисленные талисманы, дипломы, фотографии, пестрые значки и зеленые бойцовки – все это недвусмысленно указывало на яркость и насыщенность жизни студотрядовцев. Подходя к их тематической площадке, первокурсники понимали – надо вступать. И оставалось лишь определиться – в какой именно отряд.

Столик Центра культуры и молодежной политики ломился от наградных кубков и грамот. На площадке Студенческого научного общества первокурсникам объясняли, что заниматься наукой может быть довольно весело. Патриотический клуб ПГУАС за несколько лет активной работы успел набраться опыта, и теперь ему был выделен отдельный столик. Команда «Профлайф-ТВ» демонстрировала «товар лицом», выставив внушительно выглядящее оборудование для фото и видео съемки.

В этом году в ярмарке принимали участие и ребята из молодежного крыла «Народного фронта». Они демонстрировали приемы оказания первой помощи и знакомили первокурсников  с содержимым походной аптечки.

В первый день ярмарка активно работала с утра и до обеда. 5 сентября мероприятие будет продолжено. Вероятнее всего – на том же месте.

Бойцы студенческого строительного отряда «Сириус», студенческого строительного отряда «Спектр» и студенческого строительного отряда «Авангард» приняли участие в международных трудовых проектах «Дюна» в строительстве АЭС «Эль-Дабаа» в Египте и «Босфор» в строительстве АЭС «Аккую» в Турции.

В международном трудовом проекте «Босфор» в конкурсе на звание «Лучший отряд по совокупности показателей» отряды ПГУАС заняли 1 место. Руководитель делегации, мастер Штаба студенческих отрядов ПГУАС Раиль Хайров получил Благодарность за помощь в организации работы штаба проекта.

В международном трудовом проекте «Дюна» руководитель делегации, боец студенческого строительного отряда «Сириус» Василий Лобода был признан лучшим капитаном проекта.

Студенческий строительный отряд «Спектр» и студенческий строительный отряд «Авангард» приняли участие во всероссийской студенческой стройке «Мирный Атом - 2024» в г. Озёрске Челябинской области. В конкурсе на звание «Лучший отряд по совокупности показателей» отряды ПГУАС заняли 3 место. Трудовой проект объединил 42 студенческих отряда из 23 регионов России. На протяжении двух месяцев бойцы занимались благоустройством территорий, штукатурными, малярными, арматурными и бетонными работами на ФГУП «ПО «МАЯК» – одном из ведущих предприятий Госкорпорации «Росатом», выполняющем государственные заказы в сфере атомной промышленности.

Студенческий строительный отряд «Люмен» принял участие во всероссийском студенческом трудовом проекте «КАМАЗ–2024» на крупнейшем производителе тяжёлых грузовых автомобилей ПАО «КАМАЗ» в г. Набережные Челны республики Татарстан. Трудовой проект объединил 17 студенческих отрядов из 12 регионов России. По итогам трудового проекта студенческий строительный отряд «Люмен» получил звание «Лучший отряд по комиссарской деятельности».

Поздравляем отряды! Мы вами гордимся!