Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

English French German Italian Portuguese Spanish

Студенты ПГУАС создали эскизные проекты восстановления трех православных храмов Пензенской области. Данные разработки легли в основу выпускных квалификационных работ обучающихся. Защиты этих ВКР состоялись 19 июня 2024 года.

Сотрудничество ПГУАС и епархии

Лето для выпускников университета – жаркая пора во всех смыслах. Последние экзамены и защиты ВКР зачастую приходятся именно на июнь. Так, 19 июня свои квалификационные работы защищали студенты Архитектурного факультета. Обучающиеся  презентовали членам комиссии проекты гостиниц, пансионатов, центров современного искусства и деловой активности.

Но особый интерес в этот день вызвали выступления трех студенток, которые в своих дипломных работах изучили возможность восстановления пензенских храмов. На защиты этих девушек пришли посмотреть почетные гости вуза - представители Пензенской епархии и член Союза реставраторов России.

Дело в том, что данные ВКР были подготовлены в рамках проекта «Золотое кольцо Сурского края». Напомним, этот проект по возрождению духовного и культурного наследия Пензенской области ставит своей целью восстановление руинированных храмов Пензенской области, а также обучение молодежи, привлечение ее внимания к истории родного края. Кроме того, одной из важных целей является повышение туристической привлекательности региона.

ПГУАС входит в число организаций, активно сотрудничающих с Пензенской епархией по данному проекту.  В частности, уже несколько лет его участником является старший преподаватель кафедры «Градостроительство» Светлана Григорьевна Михалчева. «Ежегодно митрополит присылает нашему вузу письмо о том, для каких храмов они хотели бы получить проекты восстановления. Мы даем соответствующие темы нашим студентам-выпускникам. Те выполняют архитектурных обмеры, изучают архивные данные, а в итоге представляют на защиту эскизные проекты реконструкции руинированных храмов. Причем работают старшекурсники не одни. Им помогают и другие студенты – участники архитектурной мастерской «Каменная летопись», – говорит С.Г. Михалчева.

В 2024 году на защиту были выставлены три подобных проекта. Динара Амирова подготовила работу на тему «Реконструкция церкви Дмитрия Солунского в с. Юлово Мокшанского района Пензенской области». Диана Малышкова сделала эскизный проект реконструкции храма во имя апостолов Петра и Павла в с. Нижний Шкафт Никольского района. И Ангелина Плахова защищала ВКР на тему «Реконструкция храма во имя иконы Божьей Матери в с. Матвеевка Пензенского района Пензенской области». Руководителями всех трех работ выступили Светлана Григорьевна Михалчева и Ирина Александровна Херувимова. Кроме того, у ВКР Дианы Амировой был и третий руководитель – Анна Григорьевна Лызина (кафедра «Дизайн и художественное проектирование интерьера»).

Защиты

Для знакомства с проектами реконструкции храмов, подготовленными студентками ПГУАС, на защиту ВКР пришли настоятели этих церквей. Среди гостей были благочинный Бессоновского округа священник Александр Угольков, священник Николай Родионов (храм во имя апостолов Петра и Павла) и ключарь Спасского кафедрального собора Сергий Червяков (храм во имя иконы Божьей Матери). Кроме того, на защите присутствовала сотрудник Пензенской епархии, доцент Пензенской духовной семинарии Кира Георгиевна Аристова.

За презентациями работ студенток ПГУАС наблюдал и почетный член Союза реставраторов России Александр Викторович Данилин.

Среди членов комиссии были не только преподаватели ПГУАС (И.А. Херувимова, З.З. Зиятдинов), но и руководители пензенских архитектурных мастерских, проектных организаций (Ю.Е. Шляхин, М.К. Каскеев, А.А. Бреусов).

Первым из трех проектов по реконструкции храмов был представлен проект Динары Амировой. Студенка изучала культовое сооружение, построенное в 1911 году. Церковь Дмитрия Солунского венчается пятью главами и имеет черты, характерные для неорусского стиля.

Динара Амирова немного рассказала о подготовительной работе перед проектированием: «По моему запросу в архив нам прислали опись интерьера, опись строений по состоянию на 1911 год. Мы неоднократно выезжали к храму на исследования – все обмеряли, фотографировали. Потом мы на основании натурных обследований, обмеров, фотофиксации и архивных данных сделали эскизный проект реконструкции церкви. Сегодня церковь стоит, она не обратилась в руины, просто у нее утрачены некоторые части. Чтобы храм был воссоздан таким же, какой он был, мы сверялись с его фотографией 1920 года». 

На защите студентка рассказала об архитектурных особенностях изученного здания и о своих предложениях по его восстановлению. Вторую часть доклада Динара посвятила теме повышения туристической привлекательности. Выпускница предлагает включить восстановленный храмовый комплекс в туристический маршрут по Мокшанскому району.

Для точного воссоздания здания Динарой Амировой был проведен сравнительный анализ похожих сооружений, в том числе и других работ архитектора А.С. Федотова. А вот студентке Диане Малышковой, выступавшей следующей, с этим повезло меньше. У храма во имя апостолов Петра и Павла в Нижнем Шкафте не нашлось аналогов. Поэтому проект восстановления пришлось делать, опираясь лишь на старые снимки здания и на результаты собственных обмеров.

Диана Малышкова рассказала, что храм был возведен в конце XVIII века на деньги графа Шувалова. В архитектуре здания, построенного в стиле классицизма, явно прослеживается итальянское влияние (что отметили и члены комиссии). В настоящее время в храме проводятся службы, несмотря на имеющиеся повреждения строения.

Церковь, о которой рассказывала студентка Ангелина Плахова, лишь номинально относится  к с. Матвеевка. В реальности этого села уже не существует, храм во имя иконы Божьей Матери стоит, по сути, в чистом поле. Тем не менее, в церкви заинтересованы жители других окрестных населенных пунктов (в том числе Ермоловки).

Для подготовки своего проекта Ангелина Плахова использовала данные 3D-сканирования храма. Напомним, в прошлом году Пензенская епархия приглашала в наш регион специалистов из Санкт-Петербурга, занимающихся созданием объемных моделей зданий с помощью лазерных сканеров. Студенты ПГУАС получили возможность изучить данный метод обмеров и работу с облаком точек, чтобы в дальнейшем применять эти знания в своих исследовательских проектах.

Все три работы, сделанные в рамках проекта «Золотое кольцо Сурского края», успешно прошли процедуру защиты. Члены комиссии отметили дотошность студенток и их глубокую погруженность в темы исследований.

И, конечно же, преподаватели и архитекторы-практики во время защиты задавали выпускницам дополнительные вопросы. Членов комиссии интересовало, например, что означает «трапезная часть» в храме, какие материалы будут применяться при воссоздании украшений на фасадах,  как, согласно проекту, предполагается отапливать помещения церкви? Студентки сумели ответить на эти вопросы, а присутствовавшие в аудитории священники дали дополнительные уточнения по своим храмам. К примеру, церковь в Нижнем Шкафте сейчас отапливается из подвальных помещений.

Награждения и поздравления

После серии защит, связанных с реконструкцией пензенских храмов, слово взял реставратор А.В. Данилин: «Очень приятно видеть, что те святыни, которые были в результате определенных исторических событий утрачены, сегодня восстанавливаются. А самое главное – приятно, что на них обратила внимание молодежь. Хорошо, что работы студентов дадут возможность не только восстановить храмы, но и включить их в туристические маршруты».

Представитель Пензенской епархии Кира Георгиевна Аристова говорила о сотрудничестве вуза и церкви: «Строительный университет для нас – это самый главный «локомотив», который тянет процесс воссоздания храмов. Например, Богоявленский храм сегодня уже находится на стадии экспертизы. А основанием для этого послужила работа студентки ПГУАС Натальи Сартовой. У нас зачастую не хватает времени и возможности, чтобы привлекать к восстановлению церквей профессиональных проектировщиков. И поэтому такое сотрудничество с университетом для епархии просто необходимо. Региональный проект «Золотое кольцо Сурского края» - это шанс на вторую жизнь для тех наших святынь, которые ждут своего часа».

Кира Георгиевна также отметила, что епархия при совместной работе с ПГУАС всегда отдает приоритет тем храмам, в восстановлении которых реально готовы поучаствовать местные жители или инвесторы. Например, выпускникам следующего года предложат составить проект реконструкции церкви в Каменском районе.

От имени епархии К.Г. Аристова наградила тех преподавателей ПГУАС, которые внесли наибольший вклад в совместную работу по проекту «Золотое кольцо Сурского края». Икону Иннокентия Пензенского вручили заведующей кафедрой «Градостроительство» И.А. Херувимовой. За профессионализм и вклад в сохранение объектов культурного наследия награды получили также А.Г. Лызина и С.Г. Михалчева.

После того, как члены комиссии и гости поздравили студенток с успешными защитами, священники, преподаватели и московский реставратор продолжили общение в соседней аудитории. Они обсуждали, каким путем лучше идти при восстановлении храмов. В частности – объявлять культовые сооружения объектами культурного наследия, или это только усложнит дело их воссоздания? Во время дискуссии прозвучало и предложение открыть в Пензе свою кафедру реставрации.

Лето в университете – это пора студенческих экзаменов и вступительных испытаний для абитуриентов. Но одновременно с этим в ПГУАС проходят и мероприятия для тех, кто окончил наш вуз много лет назад. Одна из таких встреч выпускников состоялась в субботу 15 июня 2024 года.

Выпускники 1974 года специальности «Промышленное и гражданское строительство» решили вместе отметить пятидесятилетний юбилей окончания вуза. Одним из главных организаторов встречи стал профессор кафедры «Землеустройство и геодезия» Тагир Ишмуратович Хаметов.

Утром 15 июня у второго корпуса ПГУАС собрались около 25 человек. Вообще же в 1974 году вуз закончили порядка 200 специалистов ПГС, – вспоминает Т.И. Хаметов.

Для выпускников была организована экскурсия по университету. Вел ее руководитель Совета ветеранов ПГУАС, хранитель музея вуза Сергей Николаевич Алёнкин. 

Маршрут экскурсии начинался во втором корпусе. Выпускники прошли по коридорам университета, заглянули на кафедры, вспомнили расположение аудиторий. Затем группа направилась через Галерею почета в первый корпус. Некоторое время выпускники рассматривали фотографии на исторических стендах, установленных у ректората. Затем все поднялись на третий этаж, где уже были подготовлены фотоальбомы семидесятых годов.

Конечно же, выпускники посетили и обновленный музей ПГУАС. С.Н. Алёнкин провел для них короткую экскурсию, показал самые интересные экспонаты.

Завершилась прогулка по вузу в третьем корпусе. Сделав несколько фотографий на память, выпускники продолжили свое общение, но уже в другой обстановке.

7 июня состоялись последние занятия в рамках проекта кафедры «Менеджмент» «Летняя школа управления». Всем участникам были вручены сертификаты и подарки от организаторов.

За неделю с 3 по 7 июня старшеклассники, прошедшие летнюю школу, узнали много нового о менеджменте, впервые примерили на себя новую роль - студента университета. Завершающий день школы был посвящен рефлексии, обсуждению пройденного. Общение было организовано в формате круглого стола. Вел встречу д.э.н., профессор С.Д. Резник.

Разговор, так или иначе, касался будущего школьников. Ребята рассказывали о себе, о своих мечтах и планах. Некоторые из школьников уже точно решили, что будут поступать в ПГУАС после окончания 11-го класса, другие пока не определились с вузом. Одна из девушек желает работать в сфере архитектуры, потому что к этому у нее лежит душа. Другая собирается трудиться в МЧС, потому что хочет помогать людям. А третий ученик летней школы пока предпочитает не строить конкретных планов, но уже понимает, что ему больше нравится организаторская работа.

На круглом столе ребята вместе с Семёном Давыдовичем успели обсудить немало вопросов: есть ли у школьников опыт работы, успели ли они заработать свои первые деньги, сколько  у них друзей, какие советы они получают от родителей и т.д. Конечно же, ученики и организаторы Летней школы управления обменялись контактами.

Завершались занятия церемонией награждения. Сертификаты участникам вручали декан Института цифрового управления ПГУАС Л.А. Королёва, заведующий кафедрой «Менеджмент» С.Д. Резник, модератор проекта Н.А. Коробкова.

Перед началом награждения Лариса Александровна Королёва обратилась к ученикам, отметив их интерес к занятиям в Летней школе управления: «Вы молодцы. Раз вам интересно двигать в этом направлении, значит, надо шагать вперед. А результат будет. Глаза у вас умные, энергия есть. Поэтому у вас все сложится. А мы со своей стороны, конечно же, вас поддержим».

Вместе с сертификатами ребята получили экземпляры газеты «Менеджер», которая раньше выпускалась студентами одноименной кафедры. Этот подарок поможет школьникам лучше понять, какие темы и проблемы интересуют обучающуюся в вузах молодежь.

Символическую точку в работе Летней школы управления ее участники поставили, одновременно запустив бумажные самолетики, сделанные на одном из занятий. 

Дорогие друзья!

Сегодня мы празднуем сразу 2 праздника. 361-летие города Пензы и Государственный праздник - День России!

В этот особенный день, когда мы отмечаем красоту и разнообразие нашей удивительной страны и города, их удивительную историю и достижения хочется пожелать каждому из вас мира, счастья, благополучия и процветания!

Пусть любовь и гордость к нашей стране всегда сопровождают нас на пути к знаниям, успехам и достижениям.

Желаю вам радости, счастья, благополучия и успехов во всех начинаниях.

С праздником вас, дорогие друзья!

Ректор ПГУАС, С.А. Болдырев

image 12 06 24 10 57

5 июня 2024 года д.э.н., профессор Эдуард Викторович Кондратьев провел обучающее занятие для старшеклассников. Мастер-класс проходил в рамках Летней школы управления ИЦУ.

За первую половину недели участники Летней школы управления успели многое. На занятии д.э.н., профессора С.Д. Резника ребята освоили навыки тайм-менеджмента и искусства управлять собой. Студентка Валерия Полосина доказала старшеклассникам на собственном примере, что карьеру реально начинать строить даже не со студенческой скамьи, а со школьной парты. На мастер-классе к.э.н., доцента М.И. Романенко участники Летней школы управления улучшили свои навыки публичного выступления, попробовали силы в деловых переговорах. А в среду 5 июня учеников ждала встреча с человеком, которому есть что рассказать о менеджменте и с точки зрения теории,  и с точки зрения практики.

Профессор Э.В. Кондратьев на своем занятии предложил школьникам совместно обсудить, что такое менеджмент и как правильно управлять фирмой. 

За время мастер-класса Эдуард Викторович затронул сразу несколько больших тем. Он рассказал о видах менеджмента, о структуре производственных  систем,  о правильной организации производства. Но, пожалуй, основное внимание профессор уделил роли человека в управленческой науке и практике.

Э.В. Кондратьев отметил, что начальник может относиться к своим подчиненным по-разному. Он может воспринимать их просто как рабочую силу (как «говорящую лошадь»). Может считать людей носителями должности, исполнителями должностных инструкций. А может признавать работников субъектами. При таких разных подходах и методы воздействия на персонал будут разными, и отдача будет заметно различаться.

Общая мысль, которую постарался донести Эдуард Викторович: «Люди хорошо работают только тогда, когда хотят работать». А чтобы они захотели, нужно либо поставить персонал в жесткие условия («Не будешь работать – умрешь с голоду»), либо (что правильнее и эффективнее) сделать работу интересной.

Рассказывая о практике менеджмента, Э.В. Кондратьев привел несколько реальных примеров того, как удалось повысить эффективность производства. Так, одному из российских заводов по производству бойлеров потребовалось оперативно увеличить производительность в 4 раза (это было необходимо для выполнения контракта с Китаем). Чтобы понять, как этого можно добиться, решено было изучить каждый этап, каждую операцию, происходящую на предприятии при создании продукции. Выяснилось, что некоторые операции по времени занимают несколько секунд, а некоторые - более 5 минут.   Следовательно, один-два таких трудоемких этапа задерживали все остальное производство в десятки раз.

По результатам проведенного анализа решено было перераспределить рабочих – поставить гораздо больше людей на операцию, требующую много времени. Для этого пришлось переобучить некоторых сотрудников. Но в результате такой перестановки продолжительность самой долгой операции в цикле производства составила чуть больше минуты. Это ускорила создание итоговой продукции более чем в 4 раза.

Менеджеру важно быть готовым к изменениям, - говорил участникам Летней школы управления Э.В. Кондратьев. Бывает так, что на предприятиях за предложенное когда-то хорошее решение держатся до последнего. Но с годами даже лучшие управленческие схемы теряют свою актуальность и полезность, начинают тормозить фирму. Менеджеру важно уметь вовремя отказываться от того, что раньше приносило пользу. И свой мастер-класс Эдуард Викторович закончил обращением к старшеклассникам: «Желаю вам чувствовать ритм жизни и изменяться тогда, когда это необходимо».