На этой неделе стали известны результаты конкурса «УМНИК», проводимого в рамках программы поддержки талантливой молодежи. Одним из победителей, получивших 500 тыс. руб. на реализацию своего проекта, стал студент ПГУАС Иван Лавров. Тема его работы - «Разработка лабораторного комплекса для реализации аддитивных технологий создания композиционных материалов способом 3-D печати и фрезерования». Но свой особый 3D-принтер Иван создавал не один, а в составе студенческого объединения «РобоТСМиД».
Техника - молодежи
В лаборатории, расположенной на нулевом этаже второго корпуса ПГУАС, свободное место в дефиците. Большую часть пространства занимают сложные приборы и агрегаты, запасные части и емкости с материалами. На самых видных местах находятся устройства, разработанные и созданные силами студентов – 3D-принтеры, разрывная машина. Еще одно изобретение – светящийся стеклянный аппарат у входа. Он предназначен для санитарной обработки рук, хотя пока брызгает водой, а не дезинфицирующим средством.
В этой лаборатории занимаются члены научно-творческого общества, организованного при кафедре ТСМиД.
Студент Иван Лавров – один из основных участников этого объединения по интересам. Он вспоминает: «Начиналось все с идеи создания 3D-принтера, который печатал бы минеральными смесями. Ко мне обратился Виталий Александрович Береговой. Он сказал: «Так и так, есть мысль создать принтер для печати бетоном». Он, конечно, знал, что я увлекаюсь станками с ЧПУ. Вот на основе этой идеи и организовался наш кружок».
Д.т.н., профессор В.А. Береговой возглавил новое творческое объединение. Он отмечает: «Цель данного клуба – вовлечение студентов строительного профиля в научную деятельность, освоение новых компетенций и практических навыков работы с различными строительными материалами (керамика, высокофункциональный бетон), а также цифровых технологий в строительстве (аддитивная печать, конструирование станков с ЧПУ, нестандартное испытательное оборудование)».
На данный момент в «РобоТСМиД» состоят четыре человека, включая самого В.А. Берегового. Из студентов самым старшим является Иван Лавров, оканчивающий в этом году магистратуру. Анастасия Горохова и Денис Дубинин на несколько лет младше и к деятельности клуба присоединились несколько позже, но и они успели стать полноценными участниками научно-технического объединения.
В этой небольшой команде у каждого уже появилась своя специализация. Анастасии Гороховой нравится заниматься дизайнерским оформлением изобретений, а еще она хорошо управляется с тонкой работой и мелкими деталями. Денис Дубинин очень помогает с программированием создаваемых аппаратов. Иван Лавров занимается в основном механикой. В.А. Береговой скромничает и говорит: «Я здесь только открываю ребятам дверь в лабораторию». Но на самом деле он не только руководит клубом, но и помогает студентам собирать механизмы.
Бетон вместо «чернил»
3D-принтерами сегодня никого не удивишь. То, что еще десять лет назад воспринималось как вершина инженерной мысли, в настоящее время стало обыденностью. К примеру, небольшой 3D-принтер Иван Лавров с товарищами собрали собственными силами, – просто чтобы создавать на нем пластмассовые детали.
Совсем другое дело – прибор, печатающий минеральными массами. Это направление развития аддитивных технологий пока не слишком развито. Над разработкой таких 3D-принтеров работают американцы, немцы, итальянцы. В России в этом направлении имеются успехи у ученых из Томска. А чуть больше года назад свой образец создали и студенты из ПГУАС.
Иван Лавров объясняет: «Наше ключевое отличие от конкурентов в том, что, помимо печати минеральными массами, в аппарате есть возможность фрезерной обработки материалов. Это достигается с помощью компоновочной схемы конструкции. Вместо экструдера можно установить электромотор и производить фрезерную обработку».
То есть аппарат, когда он будет полностью готов, сможет не только изготавливать детали из керамических тугоплавких составов и создавать декоративные элементы из бетона, но и функционировать как фрезерный станок, обрабатывая заготовки в трех плоскостях. У аналогичных итальянских 3D-принтеров для этого не хватит надежности. А аппарат, собранный студентами ПГУАС, вполне выдерживает все нагрузки, даже когда на него устанавливают мотор.
При этом нельзя сказать, что при сборке принтера применялись какие-то сверхсекретные технологии. Скорее, наоборот. К примеру, в качестве направляющих в аппарате использованы обычные профильные трубы.
Программное обеспечение для 3D-принтера студенты взяли в открытом доступе, а потом адаптировали его для печати минеральными массами вместо пластика. Для этого Денис Дубинин поработал с прошивкой в специальной программной среде.
На данном этапе участники научно-технического клуба для 3D-печати используют керамику. Это удобно: ее можно оставить на неделю в экструдере, и смесь не застынет. И если напечатанный керамикой образец вдруг не получился, его можно измельчить и снова превратить в сырье.
Надо сказать, что создаваемые объекты на данном этапе далеки от совершенства – для тонкой работы принтер пока не подходит. Функцию фрезерного станка аппарат выполняет куда успешнее: в коллекции студенческого объединения есть уже несколько дощечек с образцами объемной резьбы.
«Для доработки принтера нам нужно в основном время, – говорит Иван Лавров. – Еще понадобится помощь специалистов, занимающихся программированием и электроникой. С механикой и материалом уже все в порядке, с дизайном – тоже».
Несколько месяцев назад Иван поучаствовал в программе поддержки талантливой молодежи «УМНИК». Теперь, когда студент выиграл грант на доработку своего аппарата, на полученные деньги можно будет привлечь недостающих специалистов и докупить оборудование.
Перспективы
Объединению студентов, созданному при кафедре ТСМиД, еще не исполнилось и двух лет. Но перспективы у этого научно-технического клуба достаточно хорошие. Его участникам явно нравится заниматься изобретательством, а руководство университета охотно и планомерно поддерживает подобную активность студентов. Вуз стабильно выделяет деньги на основные комплектующие для создания новых приборов и установок.
Иван Лавров сейчас активно готовится к конкурсу выпускных квалификационных работ. Он подал заявку на изобретение, написал ряд статей для научных журналов, входящих в базу данных ВАК и Scopus. Но и после защиты диссертации магистра Иван Лавров вряд ли покинет родной вуз. Вероятнее всего, свой 3D-принтер юный изобретатель будет доделывать уже в статусе аспиранта ПГУАС.
Когда аппарат будет полностью готов, откроются два основных варианта его практического применения. «Либо мы можем производить комплекты таких аппаратов для распространения, либо создадим несколько штук для себя и станем «печатать» изделия на заказ. Скорее всего, мы пойдем по первому пути и будем делать 3D-принтеры для образовательных организаций, для кружков технического творчества, для ЦМИТов. А если аппарат удастся хорошо отладить, можно будет смотреть и в сторону промышленных лабораторий», – говорит Иван Лавров.
{gallery}/изображения/новости/080421/1{/gallery}
Уважаемые студенты и сотрудники ПГУАС!
С 8 апреля открыт вход на территорию университета по электронным пропускам со стороны третьего корпуса.
Концерт «Этот прекрасный бальный танец» состоялся 2 апреля 2021 г. в актовом зале ПГУАС. На сцене выступили участники студии историко-бального танца «Легенда» под руководством Л.А. Найниш.
Концерт, который прошел в прошлую пятницу в блок-вставке ПГУАС, стал отчетным для студии, возглавляемой д.п.н., профессором Ларисой Алексеевной Найниш. Основной целью этого представления было знакомство зрителя с бальным танцем. Данный вид искусства достаточно прост по своей технике, но очень сложен по смысловому наполнению.
«Бал – это праздник, - объясняет Л.А. Найниш.- Все его участники красиво одеты и причесаны, двигаются под красивую музыку, сочиненную великими композиторами. Движения танцоров прекрасны, потому что их сочинили великие хореографы. А самое главное, существует жесткий бальный этикет, который подразумевает уважительное отношение партнеров друг к другу.
Все это вместе давало человеку огромное удовольствие, поэтому балы и просуществовали 500 лет. Но в начале ХХ века бальный этикет и традиция танцевать в красивой одежде были утрачены. Удовольствия стало меньше. К концу ХХ века танцы превратились в дискотеки. Красивые движения выродились в «предсмертные судороги», этикет был утрачен - женщины из прекрасных дам превратились в «телок». Чтобы все-таки получать удовольствие от подобных танцев, люди стали черпать его из таких источников, как алкоголь».
Л.А. Найниш и ее единомышленники работают над возрождением балов. Появилась всемирная Ассоциация исторического и социального танца («АИСТ»). Она реконструирует бальные танцы, в том числе и в России. Даже церковь, которая всегда была противницей балов и неодобрительно к ним относилась, сейчас участвует в их возрождении. Сретенские и Рождественские балы сегодня проводятся под ее эгидой.
«Цель нашей студии – организовать в ПГУАС настоящие балы. Бальные танцы дают удовольствие от общения, от красивых движений и музыки, а не от алкоголя и других вредных привычек», - говорит Л.А. Найниш.
***
Студия «Легенда» подготовила для студентов и преподавателей ПГУАС концертную программу, раскрывающую все разнообразие бального танца, – от степенности па-де-грас (что означает «изящный шаг») до восторженности испанского вальса. А начинался концерт с гранд-полонеза.
Перед каждым из танцев Л.А. Найниш сообщала зрителям его краткую историю, рассказывала о его особенностях. Эти мини-презентации заметно обогатили концерт, позволили взглянуть на представление немного другими глазами. Ведь то, что полька является не польским, а чешским национальным танцем, и то, что запрет на вальсы отменила в XVIII веке королева Мария Терезия, можно было узнать и из интернета. Но, например, рассказ Л.А. Найниш о структуре вальса-гавота действительно помогал различить две составные части этого танца: вот совершается манерный и неспешный гавот, а вот движения танцоров переходят в темпераментный вальс. Подготовленным взглядом смотреть концерт было гораздо интереснее.
Вальсы Штрауса и Паганини, марш эрцгерцога Карла, кадриль-котильон «Девятая булавка» - даже эти имена и названия создавали особую атмосферу. Своим представлением участники студии «Легенда» доказали, что бальные танцы – это уникальный вид искусства.
Завершался концерт богемской полькой. «Этот танец долго не давался участникам студии. Зато потом он стал для них самым любимым», - отметила Л.А. Найниш. Богемская полька, танец, который будет жить вечно, стал красивой точкой успешного концерта.
{gallery}/изображения/новости/060421/2{/gallery}
Вышел очередной номер газеты «Университетский вестник» ПГУАС. Читайте в этом выпуске:
- Зимняя целина на Финском заливе. Новые победы и новые впечатления бойцов наших стройотрядов.
- Почему у выпускников Технологического факультета ПГУАС нет проблем с трудоустройством? Об этом вы узнаете из статьи в рубрике «Наши факультеты».
- Что изобретают студенты нашего вуза в лабораториях на подвальных этажах? Материал о клубе «РобоТСМиД» и его участниках.
- «Диалог на равных» с Леонидом Иоффе. Почему именитый выпускник нашего вуза не доверяет искусственному интеллекту и что пензенские строители собираются делать с улицей Московской - об этом вы узнаете из свежего выпуска «Университетского вестника».
Второй в этом году выпуск «Университетского вестника» готов и доступен для чтения. В этом номере:
- Научные работники ПГУАС удостоены звания «Ученый года-2020». Награды от губернатора они получили в День науки.
- Фестиваль им. Татлина состоялся уже в восемнадцатый раз. Для кого-то этот смотр-конкурс - яркое событие на исходе зимы, а для кого-то – огромный пласт жизни. Читайте об открытии фестиваля, о рекордной по масштабу выставке и о «выпускнице» татлинских конкурсов.
- «Вкус города» - новая выставка в «Доме Бадигина». Студенты ПГУАС продолжают двигать вперед современное искусство г. Пензы.
- Футбол и интеллект – есть ли связь? Окончание статьи В.П. Герасимова о спорте в ПГУАС.
«В бумаге» февральский выпуск выйдет несколько позднее. А с цифровым вариантом газеты можно ознакомиться уже сейчас.