Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

English French German Italian Portuguese Spanish

11 июня 2021 г. врио губернатора Пензенской области О.В. Мельниченко выступил с докладом о планах социально-экономического развития региона. В своей речи руководитель области затронул и тему реформ в образовательной сфере. По итогам выступления губернатора проректор по непрерывному образованию ПГУАС Е.Г. Рылякин дал расширенный комментарий для информационного агентства «Пенза-пресс».

Евгений Геннадьевич однозначно согласился с тезисами О.В. Мельниченко о том, что реформы в образовании нам необходимы. Но при этом проректор выступил за взвешенный подход к планируемым изменениям.

Е.Г. Рылякин выделил ряд ключевых моментов из доклада врио губернатора: «В основном в выступлении речь шла о том, что в нашем регионе не хватает рабочих рук, людей с рабочими профессиями, которые могли бы быть задействованы в каких-то ключевых отраслях производства, в частности, мебельного. Такие специальности у нас есть, но действительно люди выпускаются не в достаточном количестве. Может быть, есть перекос в сторону столицы. Мы знаем об оттоке молодых кадров.

В Сосновоборском колледже реализуются специальности, связанные с деревообработкой, проектированием. И у нас в ПГУАС есть специальность «Технологии лесоподготовительных и деревоперерабатывающих производств». Поэтому мы в курсе тенденций в этой отрасли. В Кузнецком районе у нас наибольшая концентрация этого производственного кластера мебельщиков, и там готовы с руками отрывать таких специалистов.

То же касается и дизайнеров мебели, проектировщиков, швей. У нас это есть».

Говоря  о реформах, Е.Г. Рылякин отмечает, что сама современная жизнь диктует нам необходимость изменений. Проректор убежден, что образовательные программы нужно переводить на «цифру», улучшать и развивать материально-техническую базу в образовательных учреждениях всех уровней. При этом проблема нехватки современной техники в учреждениях среднего профессионального и высшего образования существует не только на областном, но и на федеральном уровне.  

Еще одной важной задачей является разработка образовательных стандартов, преодоление рассогласованности между действиями колледжей и вузов, а также курирующих их министерств.  Е.Г. Рылякин приводит пример: «Если мы говорим про непрерывное образование, то любой специалист, который вышел из колледжа, должен иметь возможность и право продолжить обучение, повысить квалификацию в высшей школе. Это не вызывает отклика в его душе, потому что образовательная программа построена так, что ему с первого курса вновь придется проходить ту же математику, физику. Это является минусом».

Проректор по непрерывному образованию делает вывод: «Я полностью поддерживаю нашего регионального руководителя в том плане, что требуется менять ситуацию. Подходить к этому процессу надо разумно».

 

11 июня состоялось последнее занятие в рамках летней онлайн школы управления, организованной Институтом экономики и менеджмента ПГУАС. Неделя пролетела быстро. В пятницу на итоговом круглом столе участники школы поделились своими впечатлениями от занятий.

Обратная связь

Уже в восьмой раз преподаватели и выпускники Института экономики и менеджмента организуют занятия для школьников, желающих узнать что-то новое об искусстве управления. Изначально данный проект не был масштабным. Он начинался на площадке одного учебного заведения - лицея №29. А в 2021 г. в школе управление участвовали старшеклассники из десяти организаций: лицея современных технологий управления №2, финансово-экономического лицея №29, многопрофильной гимназии №13, гимназии «САН», лингвистической гимназии №6, гимназии №44, школ №№7, 11, 51, 74.  

В эту неделю занятия в режиме онлайн посетили более 50 учеников. Большинство из них - десятиклассники, но были и школьники из 8-х и 9-х классов.

За короткий срок в летней школе управления успели пройти лекции, практикумы, семинары, мастер-классы и круглые столы на разные темы. Выполняли старшеклассники и домашние задания. Например, они опрашивали по определенной методике своих родных и знакомых, спрашивали их о своих достоинствах и недостатках. И многие были удивлены, узнав, как они выглядят со стороны.

Например, когда Алиса Проскорякова из 11-й школы услышала, какие недостатки замечают в ней другие люди, ей стало даже немного обидно. Зато благодаря проведенному опросу она лучше узнала себя и поняла, что ей есть куда развиваться. Некоторые друзья Алисы тоже попробовали и оценили такой метод самоизучения.

Каждый их участников школы управления узнал для себя что-то интересное, получил практическую пользу от занятий. Так, старшеклассник Михаил Сокольцов смог  скорректировать свой распорядок дня для более эффективного использования времени. Марии Кузнецовой понравилась возможность не просто послушать лекцию, а еще и свободно пообщаться со спикерами и экспертами. Юлия Краснова была рада использовать шанс поговорить с людьми, которые уже достигли успехов в карьере и бизнесе, послушать истории из них жизни. А Фатима Царева отметила эксклюзивность информации, которую озвучивали на занятиях в летней школе. Подобные сведения и советы нельзя просто найти в интернете. Фатима живо интересуется темой лидерства и управления людьми, а в будущем она планирует поступать в ПГУАС.

Высказали старшеклассники и свои предложения по улучшению работы летней школы. Озвучивались, к примеру, такие идеи: разработать рабочую тетрадь для участников, чтобы можно было делать пометки и систематизировать полученную информацию; привлекать в качестве спикеров побольше практикующих специалистов в сфере менеджмента; увеличить количество занятий школы. Последнее предложение поддержало сразу несколько школьников.

После выступлений ребят на итоговом круглом столе, к ним обратился д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Менеджмент» С.Д. Резник. Он порекомендовал всем ребятам быть активнее и смелее во время занятий. Все мы разные люди: у кого-то лучше получается одно, у кого-то - другое. Но во время учебы не стоит бояться совершить ошибку, сделать что-то не то. Наоборот, нужно настойчивее пытаться выполнять такие задания, которые тебе не даются. Те, кто уклоняется от сложных испытаний, так и не научатся их преодолевать.

«Тот, кто попробовал что-то сделать, намного сильнее того, кто не пробовал. Тем, кто был активен на занятиях, мы особо признательны», - отметил С.Д. Резник.

Изменить мир к лучшему

К.э.н., доцент, декан Института экономики и менеджмента А.Е. Черницов отмечает, что, судя по отзывам, ребята получили не только позитивные эмоции, но и практическую пользу. И этой обратной связи можно верить, потому что школьники достаточно подробно объясняли, что именно им понравились и что пригодилось в жизни.

Общий вывод, который делает А.Е. Черницов, - школа удалась: «Ребята довольны. А для нас это самое главное. Мы были полезны для школьников. Это наша первоочередная задача. Мы искренне хотим быть полезными: только в таком формате можно получить обратную реакцию от детей и рассчитывать на дальнейшие плодотворные контакты с ними.

Каждый год мы дорабатываем и форму, и содержание программы, добавляем что-то новое, чтобы сделать занятия лучше. В этом нам помогает обратная связь, которую мы получаем от учеников. Есть один молодой человек, который участвует в нашей школе четыре года подряд. Его никто не заставляет, он приходит к нам по собственной инициативе. А значит, он каждый раз находит для  себя что-то новое».

А.Е. Черницов поблагодарил всех спикеров летней школы - выпускников, предпринимателей, преподавателей и студентов. Декан ИЭиМ отметил, что все они участвовали в проекте с удовольствием, особо упрашивать никого не пришлось.

Менеджер летней школы, к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент» И.С. Чемезов  тоже доволен результатами прошедшей недели: «От летней школы всегда остаются положительные впечатления. Потому что к нам приходят в основном заинтересованные ребята. Тех, кому ничего не надо, сразу видно. Они быстро «отпадают», и это хорошо. А оставшиеся ребята создают особую атмосферу доверия и заинтересованности, которая и нам очень помогает работать».

Надо сказать, что в этом году среди участников школы управления было особенно много победителей конкурсов, руководителей проектов в своей образовательной организации, активистов, артистов и других неординарных ребят.

Говоря о долгосрочных итогах летней школы управления, И.С. Чемезов замечает: «Есть такое выражение: «Довольный клиент расскажет о вас пятерым. Недовольный - двадцатерым». Будем надеяться, что каждый из 50-и учеников летней школы расскажет о своих занятиях хотя бы ещё пятерым, и об Институте экономики и менеджмента узнают еще 250 человек».

И И.С. Чемезов, и А.Е. Черницов отмечают одну особенность нынешнего выпуска летней школы управления: многие из этих школьников всерьез хотят изменить мир к лучшему.

 «Ребята ставят задачи не только на уровне школы, города или региона. Их цели амбициозны. И я чувствую, что их слова об изменении мира к лучшему, - это не просто слова. Это состояние, готовность что-то делать ради изменения мира. И это здорово. В общении с такими ребятами мы, преподаватели и организаторы школы, сами растем, развиваемся. У этих детей есть такой опыт, которого, возможно, нет даже у нас», - говорит Алексей Евгеньевич.

На следующей неделе, 18 июня, должна состояться очная встреча участников летней школы. Старшеклассники не только получат сертификаты об успешном прохождении данного курса, но и смогут пообщаться, познакомиться друг с другом.

И еще несколько отзывов от участников летней школы управления ИЭиМ ПГУАС

Ксения Огурцова, Школа №7

Летняя школа оставила у меня наиглубочайшие впечатления, хотя эта неделя пролетела очень быстро. Я очень рада, что получила полезные уроки жизни. В моем блокнотике теперь зафиксированы цитаты, названия книг, которые меня заинтересовали. Я получила новые знания, навыки, завела новые знакомства. Я надеюсь, что мы соберемся всей летней школой - пообщаемся, расскажем друг другу о своих интересах, учебе и творчестве.

Полученные знания я смогу применить в своей учебной деятельности. Также я постараюсь провести похожие круглые столы со своими учителями. Это странно звучит:  ученик проводит занятия для своего учителя, руководителя. Но мне кажется, что это возможно.

Полина Пучкова, Гимназия №13

Для меня летняя школа стала открытием. Менеджмент и управление раньше были достаточно далеки от моих интересов. Хотя в своем коллективе я лидер - пытаюсь всех «продвигать», направлять и помогать. Занятия были для меня интересными, я открыла для себя много нового.

Хочу поблагодарить всех преподавателей, всех выпускников, которые нам давали советы. Это действительно было очень познавательно. Не знаю, выйдет ли из меня хороший предприниматель или менеджер, но полезный опыт я получила.

Виктория Тарасевич, Гимназия №13

Спасибо за возможность начать это лето продуктивно, стать на шаг ближе к своему будущему, к своей профессии. Было бы хорошо проводить такую школу еще и в конце лета, чтобы замотивировать нас перед учебным годом.

    {gallery}/изображения/новости/140621/{/gallery}

  9 июня 2021 г. состоялось награждение участников конкурса, посвященного юбилею киностудии «Союзмультфильм». Свои творческие работы на данный конкурс передали  дети и внуки преподавателей ПГУАС.

Конференц-зал нашего вуза в этот день выглядел непривычно. Вместо профессоров и преподавателей за столами сидели дети. Все эти ребята стали победителями конкурса, организованного профкомом ПГУАС. И призы за творческие заслуги детям вручали в главном зале университета.

Конкурс, посвященный 85-летию студии «Союзмультфильм», был объявлен несколько месяцев назад. Мальчишкам и девчонкам, чьи родители работают в ПГУАС, предложили творческое задание - создать поделку по мотивам любимого мультипликационного фильма. До 15 мая организаторы собирали присланные работы, а 1 июня выставили их на всеобщее обозрение в переходе между вторым и первым корпусами.

Поделки получились яркими и разнообразными. Чтобы изобразить персонажей мультфильмов про Маугли, Чебурашку, Колобка и Бабу-Ягу, дети лепили, рисовали, выжигали по дереву, вырезали формы из цветной бумаги... Конечно же, юным творцам по мере сил помогали и их родители. 

Победителей в конкурсе выбирало жюри с очень серьезным составом. Туда вошли Н.Г. Ли и Т.В. Мотова с кафедры «Рисунок, живопись и скульптура» и В.З. Богданова с кафедры «Дизайн и ХПИ». Без призов и дипломов в итоге не остался никто из детей.

В возрастной категории от 4 до 7 лет победителями стали: Ольга Чудайкина и Таисия Козина (3 место), Анна Чурсина и София Учинина (2 место), а также Александра Дерина и Елизавета Смирнова (1 место).

Среди участников постарше, от 8 до 12 лет, места распределились следующим образом: Анастасия Лапшина (3 место), Ольга Чурсина и Никита Шалимов (2 место), Агата Смирнова (1 место).

Во время церемонии награждения председатель профкома С.И. Егорев рассказал о том, как возникла идея творческого конкурса: «Мы заметили, что пандемия нас понемногу разобщает, заставляет сидеть дома. И мы подумали, что должно в нашей жизни появиться какое-нибудь «светлое пятно». И когда Сергей Николаевич Алёнкин вспомнил о юбилее «Союзмультфильма», все сразу решили - это и будет нашим «светлым пятном».

Сергей Иванович поблагодарил детей и их родителей за то, что те откликнулись на призыв организаторов конкурса и приняли в нем активное участие. Председатель профкома пообещал, что это творческое соревнование не станет последним. В ответ на это доцент кафедры «Землеустройство и геодезия» А.И. Чурсин, отец сразу двух участниц конкурса, выступил с предложением: было бы хорошо, если бы в следующий раз преподаватели рисунка и дизайна провели с детьми мастер-класс. Ребятам это будет интересно, да и качество их творческих работ от этого только вырастет. С.И. Егорев отнесся к этому предложению положительно.

От поздравительных речей организаторы конкурса плавно перешли к вручению наград. Получив дипломы и пакеты с подарками, юные победители и их родители отправились на выставку, чтобы осмотреть все экспонаты и сфотографироваться рядом с ними.

   {gallery}/изображения/новости/090621/2{/gallery}

Работа инженерного лагеря, организованного при нашем университете, сейчас в самом разгаре. Но время идет, и вот уже первая группа школьников завершила свой летний практикум, посетив все запланированные занятия. Последний мастер-класс в рамках инженерного лагеря прошел для учеников школы №64 10 июня 2021 г.

Программа летних занятий ПГУАС для десятиклассников получилась короткой, но насыщенной и разнообразной. Под руководством преподавателей нашего вуза школьники изучали автомобильную технику и методы ее диагностики, осваивали за компьютерами основы конструктивной геометрии, своими руками лепили «слаймы» из строительных смесей, совершенствовали с помощью специальных упражнений свое ораторское мастерство. Организаторы лагеря и педагоги постарались дать ребятам и теоретические знания, и практические навыки.

Наставниками для старшеклассников школы №64 выступили представители самых разных кафедр: Ю.А. Захаров (Эксплуатация автомобильного транспорта), Е.В. Снадин (Городское строительство и архитектура), Л.Е. Гаврилюк (Начертательная геометрия и графика) и М.И. Романенко (Экономика, организация и управление производством). А организационными вопросами во время работы летнего лагеря занимался Центр маркетинга и непрерывного образования ПГУАС во главе с Ю.С. Ивановой. 

Участники инженерного лагеря из школы №64 в этом году закончили 10-й класс, поступили в 11-й. Многие из этих юношей и девушек уже всерьез задумываются о поступлении в вуз. Поэтому и занятия летнего лагеря школьники воспринимали через призму того, пригодится им это в выбранной специальности или не пригодится.

Алина Бодрова, к примеру, собирается поступать в Институт экономики и менеджмента ПГУАС. Ей были наиболее интересны те занятия инженерного лагеря, которые касались работы за компьютером и общения с людьми. Алина считает, что полученные знания пригодятся ей в будущем при изучении менеджмента. «Многим из моих друзей тоже нравится ездить сюда на занятия. Некоторые собираются поступать в строительный университет - на менеджмент, на другие факультеты», - говорит Алина Бодрова.

Другой участник летнего лагеря Никита Гутров собирается связать свою жизнь с инженерной или строительной специальностью. На данный момент у него есть планы поступать в Автомобильно-дорожный институт ПГУАС. Весь этот учебный год Никита посещал инженерную школу при нашем вузе, ходил на дополнительные курсы. А теперь он освоил еще и программу летнего лагеря. «Мне все занятия показались полезными. Преподаватели всё говорили по делу, рассказывали то, что пригодится в дальнейшей жизни», - делится своими впечатлениями Никита Гутров. 

Финальным занятием для участников летнего лагеря стал мастер-класс «Публичные выступления. Elevator pitch. #Будь_оратором» от к.э.н., старшего преподавателя Марии Игоревны Романенко.

«Я сама являюсь выпускницей 64-й школы. Поэтому, когда мне сказали, что придут ребята из этого учебного заведения, я с удовольствием согласилась выступить перед ними», - говорит М.И. Романенко. 

Это полуторачасовое занятие было полезным и для будущих инженеров, и для будущих менеджеров, и вообще для всех. Ведь среди человеческих страхов боязнь публичных выступлений является чуть ли не самой распространенной. Чаще встречается только страх смерти. А у жителей США боязнь выступать на публике и вовсе находится на первом месте.

Школьникам во время учебы часто приходится выходить к доске и рассказывать что-то перед всем классом - читать стихи, делать доклад, защищать свой проект. В такие моменты ученикам нужно выражать свои мысли уверенно и четко. Но это не всегда и не всем дается легко. М.И. Романенко поделилась с ребятами полезными советами, как избавиться от дискомфорта во время выступлений. На занятии школьники проделали простые, но эффективные упражнения на преодоление страхов, на расширение лексикона, на нормализацию работы голоса.

Одним из упражнений был тот самый заявленный в названии «elevator pitch» - «презентация в лифте». Это довольно известный метод тренировки ораторского мастерства, применяемый в том числе и в бизнес-тренингах. Представьте: вам нужно за очень короткое время (например, за 30 секунд) рассказать о своем проекте, убедить собеседника в важности и полезности своей задумки. Ведь через полминуты этот потенциальный инвестор выйдет из лифта, и возможно вы с ним больше никогда не встретитесь. От того, что вы скажете за эти 30 секунд, зависит судьба вашего проекта, ваша собственная судьба: либо вы договоритесь о следующей встрече и добудете деньги на реализацию своей идеи, либо просто разозлите богатея.

«Говорить долго, без ограничений по времени могут все. Самое сложное - донести свою мысль коротко, четко и по делу», - замечает М.И. Романенко. Надо сказать, что школьники очень неплохо справились с испытанием «презентация в лифте».

Мария Игоревна Романенко осталась довольна проведенным занятием: «Ребята пришли активные, и разговор у нас сложился двухсторонний. Говорить для заинтересованной аудитории и для незаинтересованной - это две очень разные ситуации. Так вот, эти ребята, на мой взгляд, были заинтересованными. И от данной беседы остались приятные впечатления. В конце занятия ребята даже не хотели уходить. Я смотрю на часы, у нас уже кончается время, а они просят: «Можно мы еще попробуем упражнения?»

Для участников из школы №64 летний инженерный лагерь ПГУАС завершился. Но ребята из других школ продолжат заниматься с преподавателями нашего вуза и в июне, и в июле. А затем планируется провести общую для всех участников церемонию вручения сертификатов об окончании летнего лагеря.

   {gallery}/изображения/новости/110621/1{/gallery}

 

Студентка Технологического факультета ПГУАС Наталья Баукова стала финалисткой Всероссийской олимпиады «Я – профессионал». А с 21 по 23 мая 2021 г. в Москве в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) состоялся образовательный форум для участников олимпиады. Наталья Баукова приняла деятельное участие в данном форуме.

Олимпиада «Я – профессионал» является одним из флагманских  проектов президентской платформы «Россия – страна возможностей». Участники конкурса боролись не только за денежные призы, но и за возможность льготного поступления в ведущие вузы страны (в магистратуру, аспирантуру, ординатуру), за право пройти стажировку в крупной компании по своей специальности.

Олимпиада проходила в несколько этапов. Студенты выполняли задания в режиме онлайн.

Наталья Баукова проходила тестирование по семи дисциплинам, объединенным одной темой - «Управление в технических системах». Студентка ПГУАС успешно прошла все предварительные испытания и добралась до финала. Возможно, ей удалось бы войти и в число медалистов олимпиады. Но поучаствовать в финальных испытаниях Наталья Баукова не смогла из-за компьютерного сбоя.

Тем не менее, выход в финал общероссийской олимпиады сам по себе является большим достижением. Всего в конкурсе принимало участие более полумиллиона российских студентов. А до последнего этапа соревнования добралось лишь несколько тысяч. Что касается конкретно направления «Управление в технических системах», то там в финал смогли выйти чуть более 70 человек. Эти цифры означают, что Наталья Баукова в прошедшем соревновании оставила позади подавляющее большинство конкурентов. 

Несмотря на досадный технический сбой, организаторы олимпиады оценили успехи и старания Натальи. Ей прислали приглашение на образовательный форум, посвященный государственному и муниципальному управлению. Мероприятие проходило в Москве, в одном из ведущих вузов страны - РАНХиГС. География участников была достаточно обширной - от Иркутска до Ставрополья. А от Пензенской области там побывало всего двое студентов.

«Для меня этот форум оказался очень полезен. Я узнала там о новом для себя направлении, связанном с взаимодействием государства и общества. Интересно было послушать спикеров, которые «варятся» в этой кухне. Да и просто было приятно  познакомиться с другими целеустремленными ребятами, приехавшими на форум со всей России», - делится своими впечатлениями Наталья Баукова.

Форум длился 3 дня. Первый из них был в большей степени посвящен теории. Во второй день студенты разделились на команды и прияли участие в бизнес-симуляторе «Битва менеджеров». По условиям игры нужно было вывести свою «фирму» в лидеры по экономическим показателям. В «Битве менеджеров» команда Натальи Бауковой заняла почетное третье место.

В свой последний день на форуме студенты посвятили знакомству с Москвой, осмотру местных достопримечательностей. 

Наталья отмечает высокое качество подготовки форума, прошедшего в РАНХиГС: «Все было очень хорошо продумано. К примеру, территория академии была довольно велика. И организаторы высылали участникам памятки, даже сделали видео о том, как пройти туда-то и туда-то. И все проблемы на форуме решались оперативно».

Наталья Баукова полагает, что полученные на образовательном мероприятии знания о механизмах взаимодействия власти, бизнеса и общества ей наверняка пригодятся.

   {gallery}/изображения/новости/090621/1{/gallery}