Круглый стол по вопросу перехода на ведение информационной модели объектов капитального строительства (ОКС) прошел в ПГУАС 25 июня 2021 г. В дискуссии приняли участие преподаватели нашего университета, пензенские архитекторы и строители, а также представители руководства области.
В этом году Правительство РФ приняло постановление, согласно которому с 1 января 2022 г. формирование и ведение информационной модели ОКС станет обязательным условием при заключении договора о подготовке проектной документации строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов, которые финансируются с привлечением бюджетных средств. Из этого правила есть исключения (например, оно сделано для оборонных объектов). Но для школ, детских садов и больниц со следующего года придется готовить информационные модели, и только потом приступать к возведению зданий. Иными словами, в строительной сфере заметно повышается роль BIM-технологий (BIM - Building Information Modeling). О них и шел разговор на круглом столе, состоявшемся в ПГУАС.
В разговоре приняли участие эксперты самого высокого уровня. Открыл дискуссию врио председателя правительства Пензенской области Н.П. Симонов. Он отметил, что грамотно подготовленная проектно-сметная документация играет чрезвычайно важную роль в нашей жизни.
Николай Петрович привел пример: к 2024 г. в Пензенской области нужно построить шесть школ, чтобы избежать дефицита школьных мест. Документацию на одно из учебных заведений начали готовить еще год назад. Но, так как дело это очень непростое, регион не успевает подготовить заявку к крайнему сроку. Это значит, что получить финансирование из федерального бюджета нам будет сложнее.
Н.П. Симонов попросил у преподавателей, строителей и архитекторов, чтобы они продумали в ходе круглого стола, как освоить и внедрить технологий информационного моделирования, чтобы это не усложнило и без того непростой процесс подготовки проектной документации.
Врио первого заместителя председателя правительства Пензенской области В.Н. Кувайцев отметил, что переход на новые технологии при подготовке строительства активно поддерживаются руководством Российской Федерации. И это касается не только нашего региона, но и всей страны. И.о. начальника Департамента градостроительства и архитектуры Пензенской области - главного архитектора Пензенской области Т.Ю. Николаева подтвердила, что во всей строительной отрасли идет активная цифровая трансформация: «Осуществляет переход любых услуг в сфере градостроительной деятельности в электронный формат. У нас уже сейчас из 17 государственных и муниципальных услуг 13 переведены в цифровой вид».
Ректор ПГУАС С.А. Болдырев в своем вступительном слове констатировал, что на BIM-технологии перестраиваться в любом случае придется. Правда, сейчас ситуация осложняется тем, что Россия переходит на программное обеспечение отечественного производства. Тем не менее, даже такая двойная перестройка вряд ли станет серьезной проблемой, полагает ректор. «Ничего страшного в этом нет. Подобные переходы мы осуществляли неоднократно», - сказал С.А. Болдырев.
В основной части мероприятия прозвучало несколько докладов. Так, М.Ю. Селиванов (ГИП «Архитектурное бюро А») поделился своим опытом освоения BIM-технологий. Он и его сотрудники уже много лет, с 2009 года, используют программный комплекс Revit. «Сложно ли было на него переходить? Да нет, не сложно. В Revit достаточно простой интерфейс, похожий на привычный нам AutoCAD. В программе можно быстро отслеживать правильность разрезов, чертежей. При работе с моделью нам не нужны какие-то дополнительные модули - почти все можно делать в одной программе», - так М.Ю. Селиванов описывает преимущества использования BIM-технологий.
К.т.н., доцент кафедры «Строительные конструкции» ПГУАС М.В. Арискин за несколько минут своего выступления продемонстрировал, как с помощью программы Advance Steel грамотный расчетчик может сделать на основе своей модели рабочие чертежи, ведомости и спецификации, не тратя много времени и усилий.
К.т.н., доцент кафедры «Начертательная геометрия и графика» ПГУАС Л.Г. Поляков подготовил презентацию перспективной системы проектирования - Renga.
Еще один сотрудник нашего вуза к.т.н., доцент М.А. Гаврилов сделал доклад на тему «Организация учебного процесса с применением технологий информационного моделирования».
В ходе круглого стола были высказаны и некоторые опасения. Например, известный пензенский архитектор А.А. Бреусов полагает, что освоение программ на основе BIM-технологий займет у специалистов строительной сферы никак не меньше года, и это будет совсем не простой процесс. В этой связи стоит отметить, что ПГУАС запускает курсы по профессиональной переподготовке (повышению квалификации). Тема курсов - «Информационное моделирование в строительстве».
{gallery}/изображения/новости/280621/{/gallery}
25 06.2021 года в ФГБОУ ВО «ПГУАС» в 14.00 состоится
КРУГЛЫЙ СТОЛ
по вопросу перехода на ведение информационной модели объекта капитального строительства: проблемные вопросы, пути решения
Место проведения: «большой конференц – зал»
Ответственные исполнители:
ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» и Департамент градостроительства и архитектуры Пензенской области
Планируется обсуждение проблемных вопросов, связанных с постановлением правительства № 331 от 05.03.2021 г., в соответствии с которым, с 1 января 2022 года формирование и ведение информационной модели ОКС станет обязательным условием при заключении договора о подготовке проектной документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта, финансируемого с привлечением бюджетных средств (за исключением объектов, строящихся в интересах обороны и безопасности государства).
В повестке дня стоит рассмотрение вопросов качества подготовки исходно-разрешительной документации, необходимой для строительства, реконструкции объектов капитального строительства, готовности проектных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Пензенской области к переходу на использование технологий информационного моделирования на стадии инженерных изысканий и подготовки проектной документации для строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КРУГЛОГО СТОЛА
МОДЕРАТОР:
Болдырев Сергей Александрович - ректор Пензенского государственного университета архитектуры и строительства
Сафьянов Александр Николаевич - проректор по научной работе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ:
Открывает и ведет мероприятие Сергей Александрович Болдырев
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
Докладчик: Николаева Татьяна Юрьевна – исполняющий обязанности начальника Департамента градостроительства и архитектуры Пензенской области. Доклад (7 минут)
Докладчик: Арискин Максим Васильевич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Строительные конструкции» ПГУАС (7 минут)
Докладчик: Гаврилов Михаил Александрович кандидат технических наук, доцент кафедры «Начертательная геометрия и графика» ПГУАС. (7 минут)
Докладчики:
Селиванов Михаил Юрьевич - ГИП «Архитектурное бюро А»;
Кострыкин Павел Анатольевич, Генеральный директор ООО «СТРУКТУРАМА» (7 минут)
Докладчик: Поляков Леонид Григорьевич – кандидат технических наук, доцент кафедры «Начертательная геометрия и графика» ПГУАС (7 минут).
Обсуждение, подведение итогов (30 минут)
Заключительное слово Болдырева Сергея Александровича ректора Пензенского государственного университета архитектуры и строительства
{gallery}/изображения/новости/240621/{/gallery}
11 июня 2021 г. врио губернатора Пензенской области О.В. Мельниченко выступил с докладом о планах социально-экономического развития региона. В своей речи руководитель области затронул и тему реформ в образовательной сфере. По итогам выступления губернатора проректор по непрерывному образованию ПГУАС Е.Г. Рылякин дал расширенный комментарий для информационного агентства «Пенза-пресс».
Евгений Геннадьевич однозначно согласился с тезисами О.В. Мельниченко о том, что реформы в образовании нам необходимы. Но при этом проректор выступил за взвешенный подход к планируемым изменениям.
Е.Г. Рылякин выделил ряд ключевых моментов из доклада врио губернатора: «В основном в выступлении речь шла о том, что в нашем регионе не хватает рабочих рук, людей с рабочими профессиями, которые могли бы быть задействованы в каких-то ключевых отраслях производства, в частности, мебельного. Такие специальности у нас есть, но действительно люди выпускаются не в достаточном количестве. Может быть, есть перекос в сторону столицы. Мы знаем об оттоке молодых кадров.
В Сосновоборском колледже реализуются специальности, связанные с деревообработкой, проектированием. И у нас в ПГУАС есть специальность «Технологии лесоподготовительных и деревоперерабатывающих производств». Поэтому мы в курсе тенденций в этой отрасли. В Кузнецком районе у нас наибольшая концентрация этого производственного кластера мебельщиков, и там готовы с руками отрывать таких специалистов.
То же касается и дизайнеров мебели, проектировщиков, швей. У нас это есть».
Говоря о реформах, Е.Г. Рылякин отмечает, что сама современная жизнь диктует нам необходимость изменений. Проректор убежден, что образовательные программы нужно переводить на «цифру», улучшать и развивать материально-техническую базу в образовательных учреждениях всех уровней. При этом проблема нехватки современной техники в учреждениях среднего профессионального и высшего образования существует не только на областном, но и на федеральном уровне.
Еще одной важной задачей является разработка образовательных стандартов, преодоление рассогласованности между действиями колледжей и вузов, а также курирующих их министерств. Е.Г. Рылякин приводит пример: «Если мы говорим про непрерывное образование, то любой специалист, который вышел из колледжа, должен иметь возможность и право продолжить обучение, повысить квалификацию в высшей школе. Это не вызывает отклика в его душе, потому что образовательная программа построена так, что ему с первого курса вновь придется проходить ту же математику, физику. Это является минусом».
Проректор по непрерывному образованию делает вывод: «Я полностью поддерживаю нашего регионального руководителя в том плане, что требуется менять ситуацию. Подходить к этому процессу надо разумно».
С 15 июня 2021 г. приемная комиссия ПГУАС начала свою работу. Как и в прошлом году, прием документов осуществляется в очном формате с соблюдением санитарно-эпидемиологических правил, а также в электронном виде при помощи электронной информационно-образовательной среды университета.
С самого старта приемной кампании-2021 абитуриенты проявляют высокую активность. В первый же день в комиссию поступили документы от 9 человек. «Мы ожидаем существенного увеличения количества абитуриентов после вручения аттестатов и дипломов в учебных заведениях», - отмечает секретарь приемной комиссии М.А. Сафронов.
Начиная с этого года, поступающие при подаче документов могут заявить до 10 направлений подготовки. Заметно расширился перечень вступительных испытаний. Теперь в ПГУАС можно поступить с результатами ЕГЭ по физике, химии, информатике, биологии, обществознанию и истории. Это существенно увеличивает возможности поступления в вуз. При этом обязательными предметами по-прежнему остаются математика и русский язык.
В этом году выпускники школ могут подавать документы сразу после получения аттестата, даже если результат ЕГЭ по какому-либо предмету еще не опубликован.
Еще одно новшество этого года: теперь подача документов в наш вуз возможна также при помощи суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» на портале Госуслуг.
Поступающие на очную форму обучения на бюджетные места должны подать все документы до 29 июля. Зачисление будет осуществляться в два этапа в первой половине августа.
Как и в прошлом году, в целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации зачисление может быть осуществлено без оригинала документа об образовании (аттестата или диплома), а также медицинской справки, требуемой на ряд направлений, реализуемых в нашем университете. При этом в согласии на зачисление, которое должен подать каждый поступающий, указывается обязательство в течение первого года обучения предоставить в университет данные документы.
По всем возникающим вопросам абитуриенты могут обращаться к членам приемной комиссии. Специалисты ПГУАС ждут вас на первом этаже второго корпуса.
Мы желаем всем абитуриентам успешного поступления!
11 июня состоялось последнее занятие в рамках летней онлайн школы управления, организованной Институтом экономики и менеджмента ПГУАС. Неделя пролетела быстро. В пятницу на итоговом круглом столе участники школы поделились своими впечатлениями от занятий.
Обратная связь
Уже в восьмой раз преподаватели и выпускники Института экономики и менеджмента организуют занятия для школьников, желающих узнать что-то новое об искусстве управления. Изначально данный проект не был масштабным. Он начинался на площадке одного учебного заведения - лицея №29. А в 2021 г. в школе управление участвовали старшеклассники из десяти организаций: лицея современных технологий управления №2, финансово-экономического лицея №29, многопрофильной гимназии №13, гимназии «САН», лингвистической гимназии №6, гимназии №44, школ №№7, 11, 51, 74.
В эту неделю занятия в режиме онлайн посетили более 50 учеников. Большинство из них - десятиклассники, но были и школьники из 8-х и 9-х классов.
За короткий срок в летней школе управления успели пройти лекции, практикумы, семинары, мастер-классы и круглые столы на разные темы. Выполняли старшеклассники и домашние задания. Например, они опрашивали по определенной методике своих родных и знакомых, спрашивали их о своих достоинствах и недостатках. И многие были удивлены, узнав, как они выглядят со стороны.
Например, когда Алиса Проскорякова из 11-й школы услышала, какие недостатки замечают в ней другие люди, ей стало даже немного обидно. Зато благодаря проведенному опросу она лучше узнала себя и поняла, что ей есть куда развиваться. Некоторые друзья Алисы тоже попробовали и оценили такой метод самоизучения.
Каждый их участников школы управления узнал для себя что-то интересное, получил практическую пользу от занятий. Так, старшеклассник Михаил Сокольцов смог скорректировать свой распорядок дня для более эффективного использования времени. Марии Кузнецовой понравилась возможность не просто послушать лекцию, а еще и свободно пообщаться со спикерами и экспертами. Юлия Краснова была рада использовать шанс поговорить с людьми, которые уже достигли успехов в карьере и бизнесе, послушать истории из них жизни. А Фатима Царева отметила эксклюзивность информации, которую озвучивали на занятиях в летней школе. Подобные сведения и советы нельзя просто найти в интернете. Фатима живо интересуется темой лидерства и управления людьми, а в будущем она планирует поступать в ПГУАС.
Высказали старшеклассники и свои предложения по улучшению работы летней школы. Озвучивались, к примеру, такие идеи: разработать рабочую тетрадь для участников, чтобы можно было делать пометки и систематизировать полученную информацию; привлекать в качестве спикеров побольше практикующих специалистов в сфере менеджмента; увеличить количество занятий школы. Последнее предложение поддержало сразу несколько школьников.
После выступлений ребят на итоговом круглом столе, к ним обратился д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Менеджмент» С.Д. Резник. Он порекомендовал всем ребятам быть активнее и смелее во время занятий. Все мы разные люди: у кого-то лучше получается одно, у кого-то - другое. Но во время учебы не стоит бояться совершить ошибку, сделать что-то не то. Наоборот, нужно настойчивее пытаться выполнять такие задания, которые тебе не даются. Те, кто уклоняется от сложных испытаний, так и не научатся их преодолевать.
«Тот, кто попробовал что-то сделать, намного сильнее того, кто не пробовал. Тем, кто был активен на занятиях, мы особо признательны», - отметил С.Д. Резник.
Изменить мир к лучшему
К.э.н., доцент, декан Института экономики и менеджмента А.Е. Черницов отмечает, что, судя по отзывам, ребята получили не только позитивные эмоции, но и практическую пользу. И этой обратной связи можно верить, потому что школьники достаточно подробно объясняли, что именно им понравились и что пригодилось в жизни.
Общий вывод, который делает А.Е. Черницов, - школа удалась: «Ребята довольны. А для нас это самое главное. Мы были полезны для школьников. Это наша первоочередная задача. Мы искренне хотим быть полезными: только в таком формате можно получить обратную реакцию от детей и рассчитывать на дальнейшие плодотворные контакты с ними.
Каждый год мы дорабатываем и форму, и содержание программы, добавляем что-то новое, чтобы сделать занятия лучше. В этом нам помогает обратная связь, которую мы получаем от учеников. Есть один молодой человек, который участвует в нашей школе четыре года подряд. Его никто не заставляет, он приходит к нам по собственной инициативе. А значит, он каждый раз находит для себя что-то новое».
А.Е. Черницов поблагодарил всех спикеров летней школы - выпускников, предпринимателей, преподавателей и студентов. Декан ИЭиМ отметил, что все они участвовали в проекте с удовольствием, особо упрашивать никого не пришлось.
Менеджер летней школы, к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент» И.С. Чемезов тоже доволен результатами прошедшей недели: «От летней школы всегда остаются положительные впечатления. Потому что к нам приходят в основном заинтересованные ребята. Тех, кому ничего не надо, сразу видно. Они быстро «отпадают», и это хорошо. А оставшиеся ребята создают особую атмосферу доверия и заинтересованности, которая и нам очень помогает работать».
Надо сказать, что в этом году среди участников школы управления было особенно много победителей конкурсов, руководителей проектов в своей образовательной организации, активистов, артистов и других неординарных ребят.
Говоря о долгосрочных итогах летней школы управления, И.С. Чемезов замечает: «Есть такое выражение: «Довольный клиент расскажет о вас пятерым. Недовольный - двадцатерым». Будем надеяться, что каждый из 50-и учеников летней школы расскажет о своих занятиях хотя бы ещё пятерым, и об Институте экономики и менеджмента узнают еще 250 человек».
И И.С. Чемезов, и А.Е. Черницов отмечают одну особенность нынешнего выпуска летней школы управления: многие из этих школьников всерьез хотят изменить мир к лучшему.
«Ребята ставят задачи не только на уровне школы, города или региона. Их цели амбициозны. И я чувствую, что их слова об изменении мира к лучшему, - это не просто слова. Это состояние, готовность что-то делать ради изменения мира. И это здорово. В общении с такими ребятами мы, преподаватели и организаторы школы, сами растем, развиваемся. У этих детей есть такой опыт, которого, возможно, нет даже у нас», - говорит Алексей Евгеньевич.
На следующей неделе, 18 июня, должна состояться очная встреча участников летней школы. Старшеклассники не только получат сертификаты об успешном прохождении данного курса, но и смогут пообщаться, познакомиться друг с другом.
И еще несколько отзывов от участников летней школы управления ИЭиМ ПГУАС
Ксения Огурцова, Школа №7
Летняя школа оставила у меня наиглубочайшие впечатления, хотя эта неделя пролетела очень быстро. Я очень рада, что получила полезные уроки жизни. В моем блокнотике теперь зафиксированы цитаты, названия книг, которые меня заинтересовали. Я получила новые знания, навыки, завела новые знакомства. Я надеюсь, что мы соберемся всей летней школой - пообщаемся, расскажем друг другу о своих интересах, учебе и творчестве.
Полученные знания я смогу применить в своей учебной деятельности. Также я постараюсь провести похожие круглые столы со своими учителями. Это странно звучит: ученик проводит занятия для своего учителя, руководителя. Но мне кажется, что это возможно.
Полина Пучкова, Гимназия №13
Для меня летняя школа стала открытием. Менеджмент и управление раньше были достаточно далеки от моих интересов. Хотя в своем коллективе я лидер - пытаюсь всех «продвигать», направлять и помогать. Занятия были для меня интересными, я открыла для себя много нового.
Хочу поблагодарить всех преподавателей, всех выпускников, которые нам давали советы. Это действительно было очень познавательно. Не знаю, выйдет ли из меня хороший предприниматель или менеджер, но полезный опыт я получила.
Виктория Тарасевич, Гимназия №13
Спасибо за возможность начать это лето продуктивно, стать на шаг ближе к своему будущему, к своей профессии. Было бы хорошо проводить такую школу еще и в конце лета, чтобы замотивировать нас перед учебным годом.
{gallery}/изображения/новости/140621/{/gallery}