Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

English French German Italian Portuguese Spanish

3 июня 2021 г. театр-студия «Мастер», действующая при ПГУАС, представила новый спектакль – «451 градус по Фаренгейту». Это уже двадцать первая постановка студии, подготовленная под руководством О.Г. Лойко.

Антиутопии сегодня в моде. Людям отчего-то нравится наблюдать за человечеством, зашедшем в своем развитии в тупик. Возможно, в созданных писателями мирах-антиутопиях мы видим отражение нашей собственной реальности, наших современных проблем. Вот и О.Г. Лойко, ответственная за постановку и сценографию спектакля «451 градус по Фаренгейту», полагает, что произведение, легшее в его основу, очень созвучно нынешней эпохе.

Свой самый знаменитый роман Рэй Брэдбери написал в середине ХХ века. И сегодня, в начале XXI столетия, сбылось почти все, что предсказывал американский писатель в своем произведении. Широкоэкранные телевизоры, беспроводные наушники, автоматизированные дроны-убийцы, общение в режиме онлайн вместо личных встреч, вездесущая реклама, социально одобряемая коррекция настроения с  помощью лекарств, непрекращающаяся, но идущая где-то далеко война – это теперь привычная для нас реальность. Не сбылось только главное – мы не сжигаем книги, не ставим их вне закона. Хотя и из этого правила уже появляются свои исключения.

Но все-таки «451 градус по Фаренгейту» - это история об обществе, где люди предают книги огню. Даже с технической точки зрения данное обстоятельство заметно усложняло жизнь постановщикам. Изначально было ясно, что никто не разрешит разжечь на сцене актового зала ПГУАС даже самые маленький огонь. Театру-студии «Мастер» пришлось изображать пламя с помощью игры света и ткани.

При подготовке спектакля возникали и другие трудности. У актеров было не так уж много времени на репетиции. С момента прошлого спектакля прошло лишь 6 месяцев, хотя обычно премьера готовится около года. Тем не менее, актеры справились со своей задачей. Спектакль прошел гладко, без сбоев.

Главную роль в постановке получил Дмитрий Приказчиков. Он сыграл пожарного Гая  Монтэга – человека, пробудившегося благодаря чтению книг. Хотя, учитывая то, как сильно в спектакле расширили роль брандмейстера Битти (его сыграл Андрей Ланцов), ее тоже можно назвать главной.

В постановке приняли участие люди очень разных возрастов – от зрелого  Андрея Томилина  (профессор Фабер) до девятилетнего  Федора Корнева (сын брандмейстера). Но большинство актеров все-таки являлись нашими студентам и студентками. В спектакле приняли участие Ирина Демичева, Луиза Бахтеева, Виктория Авдеева и Виктория Ницифорова. Все без исключения актеры и актрисы сыграли хорошо, при том, что роли им достались непростые.

О.Г. Лойко внесла в историю, придуманную Брэдбери, некоторые изменения - иногда небольшие, а иногда и заметные. К примеру, брандмейстер Битти, главный антогонист, в своей книжной версии был очень уверенным в себе и в своей правоте человеком. Он фактически воплощал собой порядок, существующий  в этой антиутопии. В спектакле же Битти достаточно легко выходит из себя, а в кризисной ситуации закатывает истерику и начинает мучиться сомнениями. Это меняет саму суть роли: из антагониста он превращается в жертву существующих порядков.

 «Этот спектаклю заставил зрителя о многом задуматься». Данная фраза используется  настолько часто, что она уже давно превратилась в малоосмысленное клише. Но дело в том, что постановка Ольги Лойко «451 градус по Фаренгейту» действительно заставляет задуматься о многом. И вопросы, который поднимает этот спектакль, зачастую отличаются от тех, которые ставил Рэй Брэдбери в своей книге.

Книги делают людей несчастными. Значит, книги нужно сжечь. Так говорит один персонаж постановки. Другой персонаж рассуждает иначе. У людей забрали книги. Но люди несчастны. Наверное, причина их несчастья именно в отсутствии книг.

Кто из двух персонажей прав, а кто ошибается? А может быть, книги вовсе не имеют отношение к счастью? Возможно, они дают нам что-то совсем другое?

И есть еще один важный вопрос. Гай Монтэг нашел себя, открыл огромный новый мир, благодаря чтению книг. Но у других его сограждан художественные тексты вызывают лишь раздражение и почти физиологическую неприязнь. И таких людей – целый город. Что делать с ними?

Рэй Брэдбери в своем романе ответил на этот вопрос максимально нелепым образом. Город, в котором не читают книг, просто взрывается и перестает существовать. «Бог из машины» решает проблему кардинально. Скорее всего, американский писатель сам понятия не имел, что делать с населением этого несчастного города.

В спектакле театра-студии «Мастер» нет даже этого финального взрыва. В конце постановки немногочисленные люди-книги просто читают сами себя и чего-то ждут.

Спектакль завершается. Зрители встают со своих кресел и возвращаются в реальный мир, ставший слишком уж похожим на антиутопию Рэя Брэдбери.

 {gallery}/изображения/новости/040621/{/gallery}