Декан Института экономики и менеджмента ПГУАС А.Е. Черницов принял участие в конференции «ITMO.OPEN: Educational practices», проходившей в С.-Петербурге 24 и 25 мая 2021 года. Организатором мероприятия стал университет ИТМО (информационных технологий, механики и оптики). Алексей Евгеньевич поделился своими впечатлениями от конференции и рассказал о планах практического применения полученной в Петербурге информации.
Как нужно обучать представителей нового поколения? Как сделать учебу интересной для студентов? Каким образом мы можем адаптировать свои образовательные программы под запросы цифровой экономики? Представители Университета ИТМО рассказывали участникам конференции, как они отвечают на эти вопросы, поделились собственным опытом работы на рынке образовательных услуг.
На мероприятие приехало более 200 человек со всей страны. Уровень участников был достаточно высоким: это ректоры, проекторы, руководители и разработчики образовательных программ. Но и для обычных преподавателей на конференции было много полезного.
Университет ИТМО, - вуз не очень крупный и не самый известный в стране. Однако за последние годы он сильно изменился в лучшую сторону, стал занимать высокие позиции в рейтингах университетов. Это обстоятельно было одной из причин, по которой А.Е Черницов решил принять участие в конференции ИТМО: «Мне было интересно, как этот достаточно небольшой вуз примерно за десять лет вырос в мощный конкурентоспособный университет, занимающий в разных рейтингах приличные места. Хотелось в ходе конференции найти возможности и точки роста для нашего вуза - с чего нужно стартовать, к чему стремиться, какие ресурсы понадобятся для развития».
Алексей Евгеньевич полагает, что на подобные мероприятия лучше всего ездить большой командой от университета, чтобы получить более разносторонний взгляд на предлагаемую там информацию. Изначально задумывалось, что в Петербург поедет целая делегация от ПГУАС. Но в связи с занятостью сотрудников на конференцию сумел попасть только А.Е Черницов.
«Впечатлений и идей - масса. Я получил много практических советов и рекомендаций по поводу ситуации в нашем институте. Спикеры на конференции были просто замечательные. Кроме того, много дискуссий происходило вне площадок в неформальной обстановке. Я пообщался с коллегами, с которыми мы год назад проходили школу Сколково. На конференции мы вместе обсуждали наши проекты, дорабатывали их коллективно», - рассказывает декан ИЭиМ.
Всего в программе «ITMO.OPEN: Educational practices» было заявлено 27 площадок. Но многие из них проходили параллельно друг другу, в одно и то же время. Посетить все площадки было физически невозможно. Поэтому организаторы предложили участникам выбрать для себя шесть самых приоритетных направлений и сосредоточиться на них.
«Меня больше всего интересовала «упаковка» и дизайн образовательного продукта, продвижение образовательных программ», - говорит Алексей Евгеньевич. Но, помимо основных шести площадок, он все-таки ухитрился посетить еще несколько. В итоге за время работы на конференции декан Института экономики и менеджмента исписал большую часть блокнота полезными сведениями.
Рекомендации, которые озвучивались в ходе мероприятия, были очень практичными. Например, рассказывая о том, как лучше презентовать, «продать» свой образовательный продукт, спикеры ИТМО детально рассматривали всю схему своей работы, вплоть до разбора рекламных роликов, содержания контента их социальных сетей, программирования ботов в телеграм-каналах.
Один из выводов, который сделал для себя А.Е. Черницов в ходе конференции – у большинства российских вузов сегодня примерно одинаковые проблемы. ИТМО, к примеру, тоже испытывает сложности с набором новых студентов. Да, государство выделяет университету достаточное количество бюджетных мест. Но вопрос привлечения контрактников в вузе решается тяжело. Для ИТМО одна из важнейших задач - сделать свои программы платного образования востребованными.
А.Е. Черницов отмечает: «Мое убеждение, что университетам предложен статус коммерческих организаций, в ходе конференции подтвердилось. Мы сегодня мало отличаемся от предприятий, работающих на рынке. Да, в системе образования есть господдержка. Но при этом государство дает понять вузам, что надо заниматься актуализацией своей продукции - образовательных программ, научных исследований - для того, чтобы они были востребованы не только государством, но и на открытом рынке. В этих суровых условиях нам надо перестраиваться, находить возможности для существования и развития».
По итогам конференции «ITMO.OPEN: Educational practices» А.Е. Черницов сделал для себя несколько важных выводов, разработал примерную программу нововведений для своего института.
«У нас нет бюджетных мест. Мы - «коммерческие» с ног до головы. Поэтому мы должны предлагать рынку то, что он будет брать, за что станет платить», - говорит А.Е. Черницов. А для того, чтобы понимать, что нужно потребителю, в первую очередь необходимо наладить мониторинг востребованности образовательных программ, полагает декан ИЭиМ.
«Этот кейс я отрабатывал в ИТМО. Но интуитивно я начал проводить такой мониторинг еще до поездки на конференцию. Я опрашивал студентов первого курса, выяснял, что им нравится и не нравится, что хотелось бы изменить и добавить в учебный процесс. Другими потребителями услуг университетов являются работодатели. Они получают результат нашего образовательного процесса. Нужно понять, кого они ждут, специалистов с каким набором компетенций и знаний и с каким мировоззрением хотят получить. Как минимум, эти две группы потребителей мы должны мониторить», - убежден А.Е. Черницов.
После мониторинга Алексей Евгеньевич планирует проводить актуализацию образовательных программ своего института. К примеру, ИТМО ежегодно корректирует свои программы, меняя их примерно на 30%.
Третьим этапом должна стать реализация обновленного образовательного продукта.
А.Е. Черницов уверен, что эти нововведения помогут его институту стать более эффективным в современных условиях.
{gallery}/изображения/новости/030621/{/gallery}
С 31 мая 2021 г. в ПГУАС начал свою работу летний инженерный лагерь. Его цель - пробудить интерес школьников к техническим профессиям, а также познакомить будущих абитуриентов с нашим вузом.
В дни летних каникул ученики пензенских школ станут посещать увлекательные занятия, подготовленные преподавателями ПГУАС. С инженерным лагерем уже успели познакомиться ребята из 7-8 классов школы №18 и десятиклассники из 64-й школы. Чуть позже к занятиям присоединится школа №50 и другие учебные заведения.
Технические и инженерные науки весьма многочисленны и разнообразны. Даже начальное знакомство с ними может растянуться надолго. Программа летнего лагеря ПГУАС уже подготовлена на несколько недель вперед, занятия продлятся до июля.
В первый день, 31 мая, со старшеклассниками школы №64 занимался к.т.н., доцент кафедры «Эксплуатации автомобильного транспорта» Ю.А. Захаров. Он рассказывал ребятам о транспортных технологиях, об их настоящем и будущем. В числе прочего, Ю.А. Захаров показал школьникам старый полуразобранный автомобиль, которому суждено вскоре превратиться в электромобиль. Переделывать его своими силами станут студенты и преподаватели ПГУАС.
На второй день летнего лагеря в гостях у нашего университета побывали ученики другой школы - №18. К.г.н., доцент кафедры «Землеустройство и геодезия» А.И. Чурсин познакомил ребят с высокоточными измерительными приборами. Вооружившись нивелирами и рейками, школьники вышли во двор второго корпуса ПГУАС. Там участники летнего лагеря провели свои первые в жизни геодезические измерения - выяснили с помощью точных приборов, на сколько миллиметров отличается высота разных ступенек университетского крыльца.
Доцент А.И. Чурсин не только показал ребятам, как пользоваться нивелирами, но и объяснил, для чего эти приборы применяются на практике: «Вот вы видите дорогу, и она вроде бы ровная. Но если мы проверим ее с помощью нивелира, то поймем, что перепады между ее началом и концом достигают двух метров. Поэтому и вся вода после дождя скапливается там, внизу».
Во время занятий в аудитории ПГУАС А.И. Чурсин продемонстрировал ребятам еще несколько высокоточных приборов - лазерную рулетку, более дорогой и продвинутый нивелир, GPS-прибор.
Впереди у школьников еще много мастер-классов, лабораторных работ и других занятий, во время которых они смогут познакомиться с техническими профессиями. Возможно, во время инженерного лагеря кто-то из его участников откроет для себя свое истинное призвание, поймет, чем хочет заниматься всю свою жизнь.
{gallery}/изображения/новости/020621/1{/gallery}
1 июня 2021 г. в переходе между первым и вторым корпусами ПГУАС открылась выставка поделок, созданных детьми сотрудников и преподавателей нашего университета. В своих творческих работах ребята изображали героев советских и российских мультфильмов .
Несколько месяцев назад профком ПГУАС объявил конкурс поделок, приуроченный к 85-летию «Союзмультфильма». Сам юбилей знаменитой киностудии будет отмечаться 10 июня. Примерно в это же время в ПГУАС состоится награждение участников конкурса. А пока все студенты и сотрудники нашего вуза могут своими глазами увидеть результаты детского творчества. Поделки, присланные на конкурс, сейчас располагаются за стеклом, рядом с кубками и наградами прошлых лет.
Выставка начала свою работу в Международный день детей. Она продлится еще около недели.
Студенты и преподаватели ПГУАС нередко участвуют в общегородских событиях в качестве организаторов, экспертов, волонтеров. Вот и на ежегодном фестивале «Витамин науки», проходившем 29 и 30 мая, представители нашего вуза работали сразу на нескольких тематических площадках.
В этом году научный фестиваль решено было провести на открытом воздухе, в Комсомольском парке. Мероприятие в подобном формате проводить достаточно рискованно. Случайный дождь может распугать участников и намочить оборудование площадок, порывы ветра способны смести со столов бумаги и мелкие детали, а жаркое солнце наверняка будет досаждать всем тем, кто не укрылся в тени.
Но, кроме рисков, у этого формата есть и неоспоримые преимущества - масштабность и близость к природе. Благодаря им, на фестивале появился, к примеру, большой палаточный лагерь, каждый посетитель которого мог почувствовать себя жителем прошлых столетий - примерить кольчугу, освоить древние ремесла, узнать, как одевались и украшали себя наши предки.
Огромные пространства Комсомольского парка позволили представить на фестивале самые разнообразные площадки. Участники «Витамина науки» проводили «археологические раскопки», рассматривали насекомых и динозавров, учились делать непрямой массаж сердца, сколачивали скворечники, наблюдали за химическими опытами, слушали лекции популяризаторов науки, пробовали программировать, решали головоломки... Каждый посетитель фестиваля мог найти себе занятие по вкусу и по интересам.
Представители ПГУАС работали на данном мероприятии и в субботу, и в воскресенье. Волонтеры нашего вуза трудились сразу на нескольких площадках. Прямо на входе, в информационном киоске посетителей встречали добровольцы из ПГУАС - вручали бейджик, помогали составить маршрут по точкам активности в Комсомольском парке.
Как и в прошлом году, на «Витамине науки» свои площадки организовали студенты из клуба «УчисьИграй» и разработчики «Квантор Games». В шатре «игротеки» юные посетители фестиваля осваивали через игру основы инвестирования и управления недвижимостью, а также проверяли свои знания географии и истории. На площадке в здании роллердрома дети создавали роботов из конструктора «Квантор».
Отдельную часть парка выделили вузам Пензы для самопрезентации. У ПГУАС на фестивале была, пожалуй, самая интересная тематическая площадка. Внимание посетителей привлекали расставленные у столов геодезические приборы. Доцент кафедры «Эксплуатации автомобильного транспорта» Ю.А. Захаров принес на «Витамин науки» моноколесо в качестве образца электрического средства передвижения. А рядом стояли мольберты, и все участники фестиваля могли увидеть, как студенты ПГУАС создают свои архитектурные рисунки. «Я думаю, многие посетители запомнят то, что они увидели сегодня на площадке ПГУАС», - сказала старший преподаватель кафедры «Рисунок живопись и скульптура» Е.С. Цимбалист, пришедшая вместе со студентами-художниками.
Подобные мероприятия являются хорошей возможностью рассказать о достижениях и интересных наработках нашего вуза большому числу пензенцев.
{gallery}/изображения/новости/020621/{/gallery}
27 мая 2021 г. состоялось заседание Ученого совета ПГУАС. На повестке дня стояли вопросы, касающиеся профориентации и трудоустройства студентов, социальной поддержки в вузе, изменений в предстоящей приемной кампании и др.
Награждение отличившихся студентов и сотрудников университета – это традиционная и, наверное, самая приятная часть заседаний Ученого совета.
Студентка Виталина Петрова заняла третье место во Всероссийской студенческой олимпиаде по профилю «Техническая эксплуатация объектов ЖКХ». А Алина Девятова была награждена дипломом за лучший результат в номинации «Оценка физического износа зданий и сооружений».
На Международной олимпиаде «Производство и применение строительных материалов, изделий и конструкций» третье место среди магистров занял студент ПГУАС Иван Лавров.
Волейболисты ПГУАС успешно провели два соревнования подряд. Подопечные Е.А. Нурдыгина заняли третье место в финале всероссийских соревнований среди студентов в Вологде. А в чемпионате студенческой волейбольной ассоциации, проходившем в Пензе, команда ПГУАС стала первой.
В рамках первого вопроса основной повестки дня члены Ученого совета одобрили кандидатуры на замещение вакантных должностей доцентов нескольких кафедр: С.А. Жестковой (кафедра «Организация и безопасность движения»), Т.В. Учаевой («Экономика, организация и управление производством) и Б.А. Чурляева («Градостроительство»). А в ходе выборов заведующей кафедрой «Иностранные языки» была переизбрана О.В. Гринцова. Выступая перед советом, Ольга Васильевна рассказала о своей работе за отчетный период, в том числе и о таком перспективном направлении, как адаптивно-воспитательная работа с иностранными студентами.
С докладом о том, как в нашем университете организуется студенческая практика и оказывается помощь в трудоустройстве, выступила к.т.н., доцент Н.И. Тарасеева. Членам Ученого совета были представлены данные за 2020/21учебный год.
Процент трудоустройства выпускников ПГУАС по специальности остается достаточно высоким - 70-80%. Из всех сотрудничающих с нашим университетом фирм и организаций можно выделить топ-14 работодателей. Они трудоустраивают наших выпускников охотнее других, сразу по 30 и более человек.
В качестве одного из положительных моментов было отмечено, что за отчетный период выросла доля студентов, проходящих практику на предприятиях, а не в стенах университета.
Следующий доклад представил начальник управления по воспитательной и социальной работе С.И. Егорев. Тема его выступления - «О правах, социальных гарантиях и мерах социальной поддержки членов коллектива университета». После основного доклада собравшиеся обсудили перспективы обновления и использования лагеря «Аист», а также возможности оздоровления сотрудников ПГУАС в нашем профилактории.
С отчетом о развитии Института инженерной экологии за последние 5 лет выступил его декан А.С. Кочергин. Он перечислил ряд наиболее важных достижений за последнее время.
Например, благодаря выигранному в прошлом году гранту РНФ институт добился высоких показателей по научно-исследовательской работе. В сфере сетевого обучения ИИЭ наладил сотрудничество с Саратовским государственным техническим университетом им. Гагарина.
Несколько студентов ИИЭ ПГУАС за отчетный период выиграли гранты по программе «УМНИК». В плане общественной работы дела в Институте инженерной экологии тоже обстоят хорошо. Ведь именно там учатся самые активные волонтеры нашего вуза.
Главными задачами для института на ближайшее время А.С. Кочергин назвал улучшение успеваемости студентов и повышение процента «остепененных» сотрудников на кафедре «Инженерная экология».
В разделе «Разное» короткий доклад сделал проректор по непрерывному образованию Е.Г. Рылякин. Он сообщил о некоторых особенностях приемной кампании этого года. Например, теперь стать студентом нашего университета можно с помощью суперсервиса «Поступление в вуз онлайн», работающего на портале «Госуслуги». А еще ПГУАС начал принимать результаты централизованного тестирования белорусских выпускников наравне с результатами российского Единого госэкзамена.
{gallery}/изображения/новости/010621/{/gallery}