Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

English French German Italian Portuguese Spanish

30 марта 2022 г. в ПГУАС проводилась обучающая конференция  «Экономические аспекты обеспечения безопасности движения на автомобильном транспорте: как оценить и сократить социально-экономический ущерб?» Подготовил мероприятие ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» («НИИАТ», г. Москва), а с нашей стороны основную тяжесть организации взял на себя Автомобильно-дорожный институт.

Введенные против России санкции уже успели серьезно ударить по автомобилистам и перевозчикам. Заметное подорожание запасных частей, прогнозируемый рост цен на топливо, перспективы ухода с нашего рынка многих иностранных автопроизводителей - все это может сильно сказаться как на простых россиянах, так и на предпринимателях. Эксперты, выступавшие на конференции, рассказывали о том, как сократить финансовые потери в транспортной сфере, а также о том, как их правильно подсчитать.  

Мероприятие было организовано в рамках Плана мероприятий по реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги».

Докладчиками конференции стали ведущие российские специалисты в области безопасности движения на автомобильном транспорте. В целом же участниками мероприятия, проходившего в актовом зале ПГУАС, стали около 200 человек. Среди присутствующих можно было заметить не только студентов и преподавателей нашего вуза, но и большое количество людей форме.

Приветствовал собравшихся ректор ПГУАС Сергей Александрович Болдырев: «Мы очень рады открывать эту конференцию и очень благодарны коллегам из «НИИАТ», что они выбрали в качестве площадки именно ПГУАС. Мы хотя и называемся университетом архитектуры и строительства, уже давно стали мультидисциплинарным вузом. На протяжение четверти века - а это, на самом деле, немало - в составе ПГУАС успешно функционирует Автомобильно-дорожный институт. Для нас очень важно быть участниками данной конференции; мы надеемся почерпнуть новые знания и сделать по ее итогам ценные выводы».

Директор Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта РФ А.С. Бакирей присутствовал на конференции дистанционно. Приветствуя участников, он сказал: «Рассчитываю, что сегодняшнее мероприятие позволит провести, в некотором смысле, апробацию тех выводов и наработок, которые мы получаем в рамках проведения научно-исследовательской работы, а также обменяться мнениями специалистов, теоретиков и практиков в вопросах связанных с совершенствованием оценки социально-экономического ущерба ДТП и экономических аспектов обеспечения БДД».

На открытии конференции присутствовал заместитель министра цифрового развития, транспорта и связи Пензенской области А.Г. Мещеряков (кстати говоря - выпускник нашего вуза). «Уверен, что полученная сегодня на конференции информация будет важна для всех нас как с точки зрения пополнения багажа знаний, так и в плане практического применения этих знаний», - отметил Алексей Георгиевич.

С приветственным словом к участникам конференции обратились и другие высокие гости -  генеральный директор ОАО «НИИАТ» А.А. Васильков (он вел мероприятие), исполнительный директор Российского Союза Автостраховщиков Е.В. Уфимцев. А директор Автотранспортного союза Пензенской области В.И. Тюкалов в своей речи выдвинул ряд предложений по улучшению безопасности на дорогах: направить средства для строительства заездных карманов для посадки и высадки на маршрутах, помочь малому бизнесу приобрести в лизинг микроавтобусы и т.д.

***

Основная часть конференции началась с показа небольшого ролика. В этом видео был обозначен важный вопрос  - как оцениваются потери от инцидентов на дорогах, от неправильно организованного дорожного движения? «Методология подсчета потерь от ДТП существенным образом зависит от уровня экономического развития государства. В развитых странах учету подлежат такие составляющие ущерба, как стоимость человеческой жизни, моральный ущерб, оценка потерь будущих поколений и многое другое. А для развивающихся стран оценке подвергается, как правило, только материальный ущерб», - утверждают авторы ролика.

Начальник ФКУ «Научный центр безопасности дорожного движения МВД России» Д.В. Митрошин рассказал о том, что раньше при ДТП  основным негативным фактором считалась смерть человека и страдания его близких. Экономические потери подсчитывались уже во вторую очередь. «На самом деле мир достаточно циничен, - говорит Д.В. Митрошин. - Во всем мире ущерб от ДТП давно перевели в деньги. Наше общество этого до последнего не принимало: «Как же нам посчитать в деньгах человеческие страдания?» Но на самом деле пришло время, чтобы их измерить деньгами. И не только для того, чтобы знать, сколько мы потеряли, а чтобы планировать профилактические мероприятия. Их нужно измерять в денежном выражении - сколько мы потратим, сколько мы выиграем от реализации этих мероприятий».

Основную часть своего доклада Д.В. Митрошин посвятил вопросам безопасности пассажироперевозок. По словам эксперта, из всех видов общественного транспорта наибольшей степенью летальности характеризуются автобусы. А ведь на них приходится около половины всех перевозок.

Повысить безопасность пассажиров можно разными методами, начиная с организационных, утверждает  Д.В. Митрошин: «При организации перевозки по регулируемым тарифам, заказчик покупает услугу, оплачивая работы полностью по так называемому «брутто-контракту». Либо услуга оплачивается частично, когда прибыль перевозчика напрямую зависит от числа перевезенных пассажиров. С позиции обеспечения безопасности дорожного движения более оптимальным представляется «брутто-контракт». Ведь при нем перевозчик не будет гнаться за прибылью, стараясь перевезти большее число людей, а станет размеренно следовать по маршруту в соответствие с расписанием».

Эксперт и модератор конференции, заведующий научно-исследовательским отделом «Экономика транспорта» ОАО «НИИАТ» А.А. Белогребень рассказал об основных подходах к оценке ущерба от инцидентов на дорогах. Их три. При первом оцениваются недополученные доходы пострадавших. При втором учитывается стоимость человеческой жизни в той или иной стране. В третьем подходе большое значение имеет то, сколько общество готово платить за безопасность на дорогах.

А.А. Белогребень: «В России на официальном уровне не существует методики оценки социально-экономического ущерба. Предыдущая методика действовала с 2000 по 2005 гг. На протяжение последних 17 лет для оценки используются различные отраслевые методические рекомендации. Но везде есть формулировка, что это именно рекомендации. Официальной методики, которая бы четко предписывала расчет, к сожалению, у нас нет. Но по заказу Министерства транспорта наш институт разработал подобную методику».

А.А. Белогребень рассказал о критериях, которые специалисты ОАО «НИИАТ» заложили в созданную ими формулу подсчета. Это такие факторы, как материальный ущерб, потери от наступления инвалидности, ущерб от порчи дорожной инфраструктуры, трата времени участников дорожного движения и т.д. Новый методический подход основан на большем количестве критериев. А еще в нем оценка «стоимости» человеческой жизни стала заметно выше по сравнению с прежней методикой (5,7 млн. руб. и 31,5 млн. руб.).

***

Участники конференции могли не только послушать доклады экспертов, но и попробовать выиграть специальный приз от организаторов - видеорегистратор.  После каждого выступления на большом экране актового зала появлялся очередной вопрос транспортной викторины. Например - «В каком году произошло первое смертельное ДТП?» (Ответ - в 1896 году). Всего вопросов было 10, и на каждый из них нужно было ответить в течение 2 минут.

Победителем этого конкурса стала Ирина Евгеньевна Ильина, заведующий кафедрой «Организация и безопасность движения» ПГУАС. И это неудивительно, учитывая то, какие предметы она преподает у нас в вузе.

Комментарий И.Е. Ильиной о прошедшей конференции:  «Данная конференция является важным событием для научного и профессионального сообщества г. Пензы, для всех тех, кто так или иначе связан с автомобильным транспортом. Конференция обозначает приоритеты транспортной отрасли, а именно – обеспечение безопасности дорожного движения, снижение социального и, соответственно, экономического ущерба от ДТП. В ходе работы конференции были обсуждены вопросы взаимодействия и сотрудничества по ключевым темам, являющимся приоритетными в научно-практической деятельности кафедры ОБД».

{gallery}изображения/новости/040422/2/{/gallery}

Первый весенний номер «Университетского вестника» ждет своих читателей. В этом выпуске размещены три статьи.

- Сотрудничество ПГУАС с Центром выявления и поддержки одаренных детей «Ключевский» приносит свои первые плоды. В марте для талантливых ребят прошла двухнедельная смена, подготовленная Архитектурным факультетом нашего вуза.

- «НАУКА ЮНЫХ» стала одним из самых ярких мероприятий года. Рассказать обо всех участниках и презентациях конференции невозможно в рамках одной статьи. Но о некоторых мы все-таки расскажем.

- Культорги ПГУАС побывали в Самаре. Там они узнали, как вывести студвесну на качественно новый уровень.

Новый номер «Университетского вестника» уже доступен для скачивания по ссылке.

29 марта активисты Волонтерского центра ПГУАС провели для школьников образовательный интенсив «Быть волонтером – это здорово!». Мероприятие было направлено на популяризацию добровольческой деятельности среди обучающихся.

Активисты Волонтерского центра ПГУАС рассказали школьникам как стать волонтером, о направлениях добровольческой деятельности, проектах, которые реализует Волонтерский центр ПГУАС. В рамках мероприятия особое внимание было уделено развитию культурно-просветительского волонтерства в Пензенской области. Громова Кристина, руководитель Волонтерского центра ПГУАС и руководитель проекта «Культурное волонтерство: маршрутами добра» рассказала школьникам о проекте, содержании образовательной площадки проекта, поделилась опытом участия в мероприятиях культурно-просветительской направленности.

Совместно с активистами Волонтёрского центра ПГУАС обучающиеся школы посмотрели познавательные, тематические видеоролики, составили паспорт добровольца, проанализировали самые важные качества, ценности, навыки настоящего волонтёра.

Линара Мусалова – студентка второго курса Архитектурного факультета, активистка Волонтерского центра ПГУАС, предложила участникам мероприятия выполнить тематическое творческое задание. Совместно с Линарой школьники сделали личные книжки волонтера и оформили на них объемные логотипы Волонтерского центра ПГУАС.

30 марта студенческий педагогический отряд «Горизонт» ПГУАС и студенческий педагогический отряд «Колорит» ПГУАС провели для школьников мероприятие, направленное на развитие навыков командного взаимодействия, развитие коммуникативных способностей и личностных качеств каждого участника.

В рамках мероприятия студенты ПГУАС провели для школьников игры на знакомство, сплочение, логику. В процессе выполнения заданий школьники учились решать общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию ее решения, что помогло участникам мероприятия научиться преодолевать барьеры в общении, узнать друг друга ближе, развить уверенность в себе.

Успешно преодолев множество заданий, ребята стали сплоченной командой. В завершении мероприятия участники подвели итоги и поделились впечатлениями.

Провели время весело и с пользой не только школьники и бойцы студенческих педагогических отрядов, но и кандидаты в бойцы, которые закрепили знания, полученные на Школе вожатых, и приобрели новый опыт.

 {gallery}изображения/новости/310322/1/{/gallery}

22 марта 2022 г. в Центре технологического обучения г. Пензы проходили итоговые защиты в рамках муниципального кластерного проекта ««PROдвижение58». Команды школьников представляли на суд жюри свои разработки в 4 номинациях: дизайн, инженерно-техническое направление, IT-направление и социально-экономическое направление (треки «Волонтерство» и «Свободная тема»).

Напомним, что управление образования г. Пензы инициировало «PROдвижение58» с целью профессионального и личностного самоопределения школьников путем их погружения в командную проектную деятельность. В финале проходит конкурс: эксперты оценивают работы ребят и дают ученикам полезные советы, как улучшить и реализовать их задумки.

Каждый год сотрудники ПГУАС выступают в качестве членов жюри «PROдвижения58». Так, старшие преподаватели Татьяна Борисовна Ефимова и Вероника Геннадьевна Шаронова работали в жюри направления «Дизайн».

В этот раз проекту «PROдвижение58» активно помогали еще и студенты нашего вуза. Добровольцы из нашего Волонтерского центра судили конкурсные работы в треке «Волонтерство». А за несколько дней до защиты группа студентов Архитектурного факультета помогала школьникам подготовить их проекты.

«Наш университет в рамках социального партнерства был готов проконсультировать учеников по поводу их проектов, - рассказывает Т.Б. Ефимова. - Например, ребята из школы №65/23 обращались к нам за помощью еще в прошлом году. Они давно разрабатывают свой грандиозный проект «Аллея Славы». Он касается благоустройства территории рядом с их школой. И межевание, и вертикальную планировку им помогала делать наша кафедра «Градостроительство». А на «PROдвижении58» школьники выставили свой дизайн-проект «Аллеи Славы».

(О сотрудничестве ПГУАС и школы №65/23 мы писали в прошлом году).

Для презентации своих проектов ребята из школ №№ 78 и 65/23 готовили макеты из бумаги, картона и подобных материалов. Оба команды предлагали планы по благоустройству небольших участков земли, находящихся рядом с учебными заведениями. Назывались проекты «Аллея Славы» и «Территория комфорта».

Основную работу проделали сами школьники. Т.Б. Ефимова отмечает: «По проекту мы им абсолютно не помогали. Они уже пришли к нам с готовыми решениями. Мы только давали советы по оформлению основного планшета и помогали воплотить «в материале» некоторые самые сложные детали их задумок». 

Когда школьники пришли в ПГУАС на консультацию, их встретили четверо студентов группы 20АРХ1         Архитектурного факультета - Юлия Колесникова, Софья Фролова, Борис Мазай и Ксения Пронькина. Все вместе они стали дорабатывать и улучшать оба проекта, заявленных на конкурс «PROдвижении58». Студенты помогали выбрать технику исполнения макетов и их цвета. При этом участники школьных команд не всегда следовали советам, которые им давали. Ребята, занимавшиеся макетом «Аллеи Славы», решили выбрать собственное цветовое решение - слишком яркое, по мнению студентов и преподавателей ПГУАС. А ученики школы №78 прислушались к советам представителей нашего вуза и выполнили свой макет в более спокойной цветовой гамме.

Работая над бумажными воплощениями своих дизайн-проектов, школьники делали относительно несложные элементы, а студенты занимались более мелкими деталями. Например - скамейками, для изготовления которых нужно было сделать сложные прорезания. Школьникам было бы трудно вырезать их аккуратно. А для студентов ПГУАС, которые уже успели пройти курс макетирования, такая задача оказалась привычной.

Юлия Колесникова говорит: «Порой бывало, что во время работы школьники отвлекались. В силу возраста (это был 8-9 класс) им хотелось поиграть. Просто слушать им было скучно. Тогда мы старались привлечь их внимание, заинтересовать. Школу №65/23 мы смогли привлечь, предложив ребятам создать абстрактную композицию Они затихли почти на час, пока ее вырисовывали, потом вырезали. Им было сложно, но они очень старались. А в школе №78 оказались очень активные дети. Они умудрились в первые же минуты сломать бумажную лавочку (но мы ее сразу же починили). Этих детей очень заинтересовала сборка макетов и их склеивание. Им нравилось смотреть, как элементы макета складываются в общую картину».

У 78-й школы проект получился чуть сложнее из-за большого количества малых архитектурных форм - интересных скамеек, беседки. В итоге команда этого учебного заведения заняла первое место среди всех участников направления «Дизайн» конкурса «PROдвижении58». Ребятам из школы №65/23 досталось второе место.

Можно лишь радоваться тому, что советы от студентов и преподавателей ПГУАС помогли двум командам успешно выступить на «PROдвижении58». Сотрудничество вуза со школами наверняка продолжится и в будущем.