27 апреля 2023 года состоялось заседание Ученого совета ПГУАС. На повестке дня стояли вопросы о трудоустройстве выпускников и практике студентов, а также о роли социальных проектов, осуществляемых в нашем вузе.
Заседание начиналось с награждений. Ректор вручил к.т.н., доценту кафедры «Городское строительство и архитектура» М.А. Дериной памятную табличку и дипломы за победу в конкурсе «Молодой преподаватель вуза - 2023». Это достижение было весомым и в метафорическом, и в прямом смысле. Во время награждения Марии Александровне пришлось держать в руках тяжелую толстую стопку дипломов, полученных за общую победу и за лучшие результаты сразу в четырех номинациях.
Студенты ПГУАС, участвовавшие в заключительном этапе всероссийских олимпиад по управлению инвестиционно-строительной деятельностью и по организации инвестиционно-строительной деятельности, показали отличные знания в ходе конкурсных испытаний. Дипломы I степени получили обучающиеся ПГУАС Никита Алмаев и Анастасия Лесавина.
В научном форуме «Ломоносов», организованном в МГУ, приняли участие наши студенты. Грамоту за 3 место получила по итогам форума Екатерина Сазыкина.
Волгоградский государственный технический университет проводил всероссийскую студенческую олимпиаду по профилю «Техническая эксплуатация объектов ЖКХ». Команда ПГУАС добилась на этом конкурсе значительных успехов. 3 место завоевала Маргарита Шамина. Артём Спиркин также занял 3 место. Ангелина Трифонова получила диплом за 2 место в конкурсе.
В Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете состоялась всероссийская студенческая олимпиада по строительной физике. Среди обучающихся по программам специалитета 1 место занял наш студент Илья Бодров. Ирина Пустова получила диплом за 2 место. Максим Михеев занял 3 место. И Ксении Нагодкиной вручили награду за 1 место. В номинации «Бакалавриат» 3 место заняла Яна Сандрацкая, 2 место – Андрей Романов.
Первым пунктом основной повестки дня стояли выборные дела по избранию в должности. На место руководителя кафедры «Землеустройство и геодезия» претендовал ее прежний заведующий к.г.н., доцент А.И. Чурсин. Рассказывая о планах по развитию своего подразделения, Алексей Иванович в качестве главных задач назвал улучшение успеваемости студентов, оснащения кафедры современным программным обеспечением и развитие таких направлений, как патриотическое воспитание и здоровый образ жизни. Члены Ученого совета проголосовали и переизбрали А.И. Чурсина заведующим кафедрой.
С отчетом о работе Центра практики студентов и содействия трудоустройству выпускников ПГУАС выступила сотрудница Центра к.т.н., доцент Н.И. Тарасеева.
Нелли Ивановна сообщила: «В большинстве случаев выпускники ПГУАС трудоустраиваются самостоятельно, используя информацию о вакансиях, размещенную на страницах нашего Центра в соцсетях. Несмотря на это, за отчетный период по вопросам содействия трудоустройству к нам обратилось более 100 выпускников. Все они были направлены на собеседования и трудоустроены в организации нашего города».
Что касается организации практики, то здесь тенденция однозначная: все больше студентов проходят практику на базе профильных предприятий. В установлении сотрудничества с фирмами и организациями помогают проводимые Центром экскурсии, дни карьеры и презентации.
Отдельным пунктом своего доклада Н.И. Тарасеева сообщила информацию о цифровой среде нашего университета, работающей на федеральной платформе «Факультетус». К этой электронной «ярмарке вакансий» наш вуз присоединился в 2021 году. На данной платформе студенты могут найти информацию о вакансиях, имеющихся у компаний-партнеров ПГУАС.
Третий вопрос повестки дня касался социальных проектов как инструмента эффективного решения проблем обучающихся. Начальник отдела по организации воспитательной работы со студентами ПГУАС Е.С. Морозова рассказала о том, как реализуемые в вузе инициативы меняют к лучшему нашу жизнь.
К примеру, из грантового проекта по адаптации студентов, приезжающих к нам учиться из-за рубежа, несколько лет назад «выросло» новое объединение – Союз иностранных студентов. Сегодня эта организация убирает межкультурные барьеры в университете и помогает обучающимся из ближнего зарубежья привыкнуть к жизни в России.
Благодаря выигранному гранту, в ПГУАС был осуществлен проект по экологическому просвещению. И с тех пор в корпусах университета стоят урны для раздельного сбора мусора.
Еще одна новая для ПГУАС структура – старостат – появилась благодаря желанию помочь начинающим старостам, научить их правильно и успешно выполнять возложенные на них обязанности. Желание это претворилось в социальный проект, который не так давно был реализован на средства выигранного гранта.
И подобных примеров в нашем университете много. Студенты ПГУАС регулярно выигрывают различные гранты и конкурсы, реализуя на полученные средства разнообразные проекты. И это заметно меняет жизнь в нашем университете.
Е.С. Морозова приводит совсем свежие данные: «24 апреля стали известны результаты Всероссийского конкурса молодежных проектов среди вузов. Наш университет подавал на этот конкурс комплексную заявку из 7 проектов на общую сумму 2,5 млн рублей. И 5 из 7 проектов были поддержаны. Мы выиграли гранты на общую сумму 2113 тыс. руб. В этом году у нас будет очень насыщенная осень. Среди поддержанных проектов – проект по развитию студенческих сообществ «Активация», информационно-агитационная площадка студотрядов «Боец РСО – это круто!», программа социальной адаптации для школьников «Будь в движении», медиапроект «ТОП» и проект социально-культурной адаптации «Стирай границы».
Комментируя представленный отчет, ректор С.А. Болдырев отметил, что за многими успешными проектами студентов стоит еще и труд преподавателей, научных руководителей.
В разделе «Разное» члены Ученого совета утвердили учебную нагрузку на ближайший год, внесли изменения в правила приема абитуриентов, согласовали представление заведующего кафедрой «Физическое воспитание» Е.А. Нурдыгина к награде от Министерства спорта РФ. Кроме того, были внесены изменения в учебные планы ПГУАС (с 1 сентября студенты начнут изучать новые дисциплины – «Основы военной подготовки», «Деловой русский язык» и «Основы российской государственности»).
26 и 27 апреля 2023 года в ПГУАС проходили мероприятия в рамках Фестиваля заботы о себе для работников высшей школы. В читальном зале библиотеки второго корпуса были организованы занятия, на которых обсуждалось сохранение физического здоровья и психологического благополучия.
Фестиваль заботы о себе проводится в нашем вузе на средства гранта Правительства Пензенской области. Основным организатором выступает профком работников ПГУАС. Реализация грантового проекта началась в апреле во время спортивного праздника «Путь к рекордам». А в конце месяца настало время для более вдумчивого рассмотрения вопросов сохранения здоровья.
26 и 27 апреля участниками фестиваля стали преподаватели ПГУАС, ПензГТУ и ПГАУ. Кроме того, интерес к мероприятию проявили и студенты нашего университета.
В первый день разговор шел о профилактике эмоционального выгорания. Занятие в смешанной форме (лекция плюс тренинг) провела клинический психолог, заведующий службой психологической поддержки ПГУ Лилия Александровна Кудинова.
Эмоциональное выгорание – это, по сути, переутомление. В этом состоянии сотрудник теряет интерес к своей работе, а иногда даже испытывает к ней отвращение. Переутомление особенно опасно тем, что при игнорировании может приводить к другим, более тяжелым заболеваниям.
Л.А. Кудинова назвала несколько причин, почему эмоциональному выгоранию в последние десятилетия стали уделять много внимания, хотя раньше о таком явлении вообще не было слышно. Во-первых, в наше время человека окружает слишком много информации, и он перестает справляться с этим потоком. Во-вторых, в нашей стране появилось куда больше психологов, и они начали обращать внимание на проблему эмоционального выгорания, популяризируя ее. В-третьих, недавняя эпидемия коронавируса серьезно обострила все психологические проблемы.
Факторами риска, повышающими вероятность эмоционального выгорания, являются замкнутость человека, его повышенная ответственность и стремление все контролировать. Для того, чтобы участники фестиваля смогли определить собственные риски переутомления, Лилия Александровна дала им три задания. Преподаватели и студенты прошли тест-опросник, потом перешли к проективной методике «Рисунок человека под дождем», а затем обратились к своему подсознанию, «доставая» оттуда различные ассоциации к картинкам.
Разумеется, психолог рассказала о способах профилактики и лечения эмоционального выгорания. Основной принцип, который озвучила Л.А. Кудинова: «Меняй ситуацию или свое отношение к ней». Оба варианта подойдут для решения проблемы, человеку остается лишь выбрать более удобный и приемлемый.
Для профилактики эмоционального выгорания полезно обзавестись хобби. Можно дать своему организму физическую нагрузку (она помогает бороться со стрессом). Хорошее чувство юмора тоже облегчает психологические переживания.
Еще один полезный совет – занимайтесь самосовершенствованием. Зачастую эмоциональное выгорание происходит из-за ощущения остановки: «Я никуда не двигаюсь, не вижу никаких перспектив».
***
Во второй день занятия проводили волонтеры-медики из ПГУ. Они принесли с собой не только раздаточный материал – памятки и буклеты, – но и наглядные пособия. Разговор шел о профилактике заболеваний, возникающих у педагогов (и не только у них).
Волонтер, выступавший первым, рассказал об остеоартрите и его симптомах. Участники фестиваля узнали, как правильно сидеть, поднимать тяжести и питаться, чтобы избежать этого заболевания суставов. Свое выступление волонтер завершил, показав несколько упражнений для профилактики нарушений в мелких суставах. Эти упражнения легко можно выполнять даже на рабочем месте.
Второй темой, поднятой во время занятия, стала проблема гипертонии. Болезни, связанные с повышенным артериальным давлением, неприятны сами по себе. Но куда опаснее их последствия – инфаркты и инсульты. Волонтеры рассказали о принципах оказания первой помощи при подозрении на инфаркт и показали, как правильно измерять давление с помощью тонометра.
В завершение встречи юные медики поделились знаниями о диагностике и профилактике онкологических заболеваниях. Особое внимание волонтеры уделили меланомам – раку, связанному с изменениями в родинках. Участникам фестиваля раздали памятки о том, как самостоятельно распознать злокачественные новообразования на ранних стадиях. И, конечно же, ведущие занятия развеяли несколько мифов, связанных с онкологией, один из которых - «рак неизлечим».
Фестиваль заботы о себе для работников высшей школы продолжится в мае. Одним из ожидаемых мероприятий станет соревнование по настольному футболу.
28 апреля 2023 года Пенза присоединилась к Международной историко-просветительской акции «Диктант Победы». ПГУАС стал одной из площадок проведения данного мероприятия. Всего в Пензе одновременно работало более 120 подобных площадок.
В преддверии Дня Победы студенты ПГУАС вновь получили возможность проверить свои знания по истории Великой Отечественной войны. Тестовое задание «Диктанта» состояло из 25 вопросов. 15 из них имели варианты ответа.
Благодаря «Диктанту Победы» участники акции могли узнать новые факты из истории, а также выявить глубину собственных знаний. Ведь рядом с простыми вопросами в тесте находились весьма сложные, ответить на которые можно было только после серьезной подготовки.
«Диктант Победы» на площадке ПГУАС писали около 100 человек. В основном это были студенты нашего университета. В этом году к ним присоединился и проректор по учебной работе С.А. Толушов.
Участников «Диктанта Победы» приветствовал ректор ПГУАС С.А. Болдырев. Инструктаж перед акцией провела руководитель Патриотического клуба нашего университета Анна Завьялова. Напомним, в прошлом году Анна стала региональным победителем «Диктанта Победы». Вообще студенты и сотрудники нашего вуза год от года показывают высокие результаты, проходя подобные тестирования. Возможно, и в этот раз представители ПГУАС окажутся в числе победителей акции.
Для тех, кто не смог лично попасть на одну из площадок «Диктанта Победы», оставалась возможность пройти тестирование в режиме онлайн. В этом году это можно было сделать не только на русском, но и на других языках, включая китайский.
Всего в «Диктанте Победы-2023» приняли участие около 4000 пензенцев.
Дорогие друзья! Поздравляю вас с наступающим Праздником Весны и Труда.
Уважаемые коллеги, преподаватели и сотрудники ПГУАС. Нам повезло трудиться в университете, объединяющем две самые созидательные сферы человеческой жизни – строительство и педагогику. Благодаря нашей работе, города становятся красивыми и удобными, а студенты превращаются в грамотных профессионалов. Мы, как никто, знаем, что видеть результаты своего добросовестного труда – это само по себе награда.
Дорогие студенты и аспиранты. Помните, учеба – это тоже труд. И от этого труда напрямую зависит ваше будущее. Уже сегодня университет гордится вами и вашими достижениями. Только представьте, какими замечательными специалистами вы станете через несколько лет, если продолжите усердно трудиться над собой!
Дорогие друзья, желаю вам хорошо отдохнуть в эти весенние праздники. Счастья вам, здоровья и новых достижений!
Ректор ПГУАС С.А.Болдырев
В ТАСС прошла пресс-конференция, посвященная приемной кампании 2023/2024 учебного года. Глава Минобрнауки России Валерий Фальков ответил на вопросы о количестве бюджетных мест, их направлении в новые регионы и перераспределении внутри вузов. Министр затронул темы востребованности кадров для российской экономики и количестве мест, переданных на инженерные специальности. Также он рассказал о формировании национальной системы высшего образования в стране, приеме иностранных студентов в российские вузы, сроках и способах подачи документов на поступление.
Перераспределение бюджетных мест внутри вузов
Всего на 2023/2024 учебный год университетам распределено 626 278 бюджетных мест с учетом новых регионов.
Валерий Фальков отметил, что 2023 год отличается по многим параметрам: у ряда вузов появилась возможность увеличить количество бюджетных мест в сам год приема и перераспределить их.
По инициативе Минобрнауки России было внесено изменение в действующее законодательство об увеличении в 2023 году бюджетных мест по приоритетным специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки(УГСН).
В результате перераспределения общее количество бюджетных мест по 39 (из 58) приоритетным УГСН было увеличено почти на 500 мест и составило 446 843 места.
«Посмотрев на ситуацию, заявки, пожелания работодателей и многие другие текущие потребности, перераспределили бюджетные места. В результате наше предложение поддержала Комиссия по научно-технологическому развитию Российской Федерации. Предложения по перераспределению были представлены 275 вузами, в том числе 48 филиалами. Всего перераспределено 12 325 мест», — заявил Министр.
Кроме того, почти на 1056 мест было увеличено число бюджетных мест по 23 УГСН, входящим в область образования «Инженерное дело, технологии и технические науки». Общее их количество на 2023/2024 учебный год составит 246 204 места.
Глава Минобрнауки России отметил, что если смотреть по уровням образования, то сокращение числа мест произошло в бакалавриате, а увеличение — в специалитете и магистратуре.
Перераспределение мест осуществлялось в пределах объемов, установленных образовательным организациям на 2023/24 учебный год по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, на основе предложений вузов.
Министр сообщил, что Москве и Московской области было направлено 106 324 бюджетных места, Санкт-Петербургу и Ленинградской области — 51 655.
«Если брать по конкретным крупнейшим вузам — МГТУ имени Баумана, МГУ имени Ломоносова, СПбГУ, Питерский политех, ИТМО, то практически по всем мы наблюдаем небольшое увеличение. Это объяснимо — здесь самые большие конкурсы. Нужен разумный баланс», — сказал он.
Если брать топ-10 по региональным вузам, то это:
Уральский федеральный университет — 9 692 места,
Казанский (Приволжский) федеральный университет — 6 221 место,
Южный федеральный университет — 6 109 мест,
Сибирский федеральный университет — 5 598 мест,
Дальневосточный федеральный университет — 4 769 мест,
Казанский национальный исследовательский технологический университет — 4 188 мест,
Донской государственный технический университет — 4 058 мест,
Национальный исследовательский Томский государственный университет — 3 957 мест,
Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова — 3 711 мест,
Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского — 3 642 места.
«Это лидеры по количеству бюджетных мест. Все федеральные университеты создавались как лидеры макрорегионов для обучения студентов не только своего субъекта, но и в целом как точки притяжения ребят со всей России и других стран», — резюмировал он.
Направление бюджетных мест в вузы новых регионов
Университетам Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей направлено более 36 тысяч бюджетных мест в 2023/2024 учебном году.
«Есть распределение в новые регионы. Всего выделено 36 194 места из 626 278 бюджетных мест Донецкой и Луганской народным республикам, Запорожской и Херсонской областям», — подчеркнул Министр.
Валерий Фальков также добавил, что выпускники школ в новых регионах могут поступать в местные вузы как по ЕГЭ, так и по внутренним вступительным испытаниям вузов. В вузы других регионов ребята из ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей также могут поступить по ЕГЭ или по внутренним вступительным экзаменам.
Поступление на бюджет в вуз детей военнослужащих по контракту — участников спецоперации
«Дети военнослужащих по контракту — участников спецоперации — могут поступать на обучение по программам бакалавриата и специалитета на места в пределах отдельной квоты по отдельному конкурсу», — сказал Валерий Фальков.
Министр отметил, что в некоторых случаях дети могут быть зачислены без результатов ЕГЭ. Это касается поступающих, чьи родители погибли или получили ранение, либо заболевание в ходе спецоперации.
Иностранные студенты, обучающиеся в российских вузах
По данным на 1 октября 2022 года, в российских вузах по всем уровням образования всего обучается более 362 тысяч человек. Годом ранее общая численность иностранных студентов составляла более 347 тысяч человек.
Глава Минобрнауки России отметил, что Правительство РФ увеличило количество квот для иностранных студентов в 2023 году. По сравнению с 2020 годом число квот выросло в два раза — с 15 тысяч до 30 тысяч.
Наибольшее число студентов поступают в российские вузы из Египта, Китая, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана, Белоруссии.
Новая национальная система высшего образования и приемная кампания 2023/2024 учебного года
По словам Министра, в этом году выпускники школ смогут поступить на все те специальности и направления, на все те программы, которые были опубликованы еще осенью 2022 года, никаких кардинальных изменений не будет.
При этом с переходом на новую национальную систему права студентов будут сохранены в полной мере.
«Им будет предоставлена возможность завершить обучение по той же образовательной программе, на которую они поступили. Также будут сохранены все права граждан, имеющих дипломы о высшем образовании по действующим в настоящее время программам и уровням образования», — заключил Валерий Фальков.
Также Министр отметил, что было принято решение провести пилотную апробацию новой системы высшего образования на нескольких вузах.
«Желательно, чтобы это были вузы из разных регионов, технические и классические университеты, большие и малые. И мы планируем, что такая работа в этом году начнется. Но ключевым для перехода на новую систему будет 2024-й и последующие годы. Сама приемная кампания 2024 года будет отличаться от приемной кампании этого года», — заявил он.
Глава Минобрнауки России подчеркнул, что потребуется несколько лет для того, чтобы постепенно и без спешки, предоставляя больше возможностей, а не проблем для выпускников школ и студентов, завершить работу по переходу на новую систему высшего образования.
Сроки проведения приемной кампании и способы подачи документов в вуз
По программам бакалавриата и специалитета прием документов будет осуществляться в сроки не позднее 20 июня. Далее идет процедура обработки заявлений, отдельная сдача различных творческих или профессиональных вступительных испытаний либо тех испытаний, которые вуз устанавливает самостоятельно.
С 28 по 30 июля проводится этап приоритетного зачисления (например, победители, призеры интеллектуальных мероприятий). Основной этап зачисления состоится с 3 по 9 августа.
«В этом году все пройдет по хорошо знакомым правилам для абитуриентов, кардинальных изменений не будет. Все сохраняется, и беспокоится не надо», — указал Валерий Фальков.
Министр напомнил, что абитуриенты также могут поступать с помощью суперсервиса «Поступление в вуз онлайн». К платформе в этом году подключено 1015 вузов и их филиалов, расположенных на всей территории Российской Федерации, в том числе речь идет о частных образовательных организациях.
«По итогам прошлой приемной кампании было подано 3,6 млн заявлений — это порядка 50 % от их общего количества. Возможность удаленно подать заявки очень хорошо воспринимается абитуриентами. Я думаю, что и в этому году они будут также использовать этот канал», — отметил Министр.
Он напомнил, что абитуриенты могут подавать документы и другими удобными для них способами: очно, по почте, а также через сайты вузов — в личном кабинете.