12 апреля 2022 г. в нашем университете состоялась встреча, посвященная профилактике такого явления, как «скулшутинг», стрельба в учебных заведениях. Тема занятия является особенно актуальной, учитывая недавнее повышение уровня террористической угрозы в некоторых регионах России.
Лекцию для студентов нашего вуза подготовила обучающаяся второго курса Юридического института ПГУ Мария Костригина совместно со своим научным руководителем к.ю.н., доцентом кафедры «Правосудие» ПГУ Дарьей Игоревной Артемовой. Темой прочитанного доклада стало «Террористическое движение «Колумбайн» и средства обеспечения безопасности в учебных заведениях. На встрече присутствовало около 60 студентов ПГУАС.
Мария Костригина выступала в судейской мантии. Д.И. Артемова особо обратила внимание студентов на этот факт и тут же объяснила его: «В феврале 2022 года движение «Колумбайн» Верховным судом РФ было официально признано террористическим». Судейская мантия подчеркивала, что данное движение запрещено в России, и закон относится к нему очень серьезно.
В своем выступлении Мария Костригина рассказала, что благодаря интернету и соцсетям разрозненные случаи расстрелов и терактов в школах и иных учебных заведениях переросли в целое незаконное движение. Его название «Колумбайн» произошло от одноименной школы в США, где в 1999 году произошло массовое убийство учеников. У первых стрелков появились подражатели и последователи.
Увы, это движение распространилось и в России. В 2018 г. произошел расстрел учеников и взрыв самодельного устройства в колледже Керчи, погибло 20 человек. 9 человек были убиты в похожем теракте, произошедшем в 2021 г. в Казани. В том же году стало известно о расстреле учеников в Перми. И даже в Пензенской области мог бы произойти похожий теракт, если бы правоохранительные органы вовремя не выявили и не задержали 15-летнего подростка из Верхнего Ломова. Тот планировал прийти в школу и убить из ружья своих одноклассников.
Мария Костригина «Участникам движения присуща пропаганда девиантного поведения, а также суицид, насилие как норма жизни и способ достижения своих целей. Они отрицают общепринятые моральные принципы и нравственные ценности».
В движение активно вовлекаются подростки, особенно те, которые в школе сталкиваются с травлей или непониманием. Вовлечение зачастую происходит через группы и сообщества в соцсетях. Надо сказать, что теперь, когда «Колумбайн» признан террористическим движением, даже вступление в подобные группы будет наказываться как уголовное преступление.
Выявить потенциального убийцу порой бывает очень просто: они сами нередко рассказывают о своих разрушительных желаниях и намерениях в интернете. Например, стрелок из Пермского государственного университета перед своим нападением разместил в соцсетях информацию о своих планах напасть на учебное заведение. Но этим сообщениям не поверили, не отнеслись к ним серьезно. Эту ошибку не стоит повторять: обо всех подобных сообщениях следует сообщать полиции или преподавателям.
Узнать потенциального сторонника движения «Колумбайн» можно и по его поведению, по его высказываниям. Обычно такие люди злопамятны, склонны к депрессиям; они не ценят ни свою жизнь, ни жизни других.
Если террорист все-таки проник в учебное заведение и начал убивать, нужно следовать нескольким правилам, чтобы выжить, отметила Мария Костригина. Нужно сразу сообщить о нападении в полицию, назвав адрес, забаррикадировать и запереть дверь, спрятаться за парту, не шуметь и т.д. В диалог с нападающим вступать не стоит: скорее всего, это его только разозлит и раззадорит.
И, разумеется, ни в коем случае не нужно вступать в группы, связанные в движением «Колумбайн», - говорит Мария Костригина.
Д.И. Артемова добавила к ее сообщению несколько слов о важности обучения для тренировки характера и воли. «Знание – это всегда сила. Человек, вооруженный знанием, будет силен. Он не поддастся какому-то негативному влиянию», - заметила Дарья Игоревна.
{gallery}изображения/новости/130422/1{/gallery}
Под руководством оперативного штаба в Пензенской области проведено антитеррористическое учение «Экран-2022» на объекте социальной инфраструктуры - ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» и прилегающей к нему территории.
По сценарию учений условными террористами осуществлено вооружённое нападение на Университет, захват в заложники лиц их числа сотрудников и учащихся ВУЗа, поджог общежития образовательной организации и попытки совершения террористического акта с использованием отравляющих веществ.
Подразделения всех экстренных служб прибыли по тревоге на место происшествия, организовали эвакуацию персонала и студентов ПГУАС и поиск условных террористов.
Также в рамках учений отработаны механизмы информирования населения о принимаемых мерах безопасности по минимизации и ликвидации последствий террористического акта, охраны и обороны административных зданий, оказания первой помощи пострадавшим, ликвидации возгораний и проведения эвакуации людей и организации переговорного процесса с преступниками.
В результате получен дополнительный опыт проведения контртеррористической операции и повышен уровень слаженности
и межведомственного взаимодействия.
3 сентября 2021 года исполнилось 17 лет со дня трагедии в Беслане. Жертвами теракта, произошедшего в Северной Осетии, стало более 300 человек. В день солидарности в борьбе с терроризмом проректор по безопасности ПГУАС Алексей Владимирович Сапожников напомнил студентам о том, как нужно действовать в чрезвычайных ситуациях – при захвате заложников, при обнаружении взрывного устройства.
«Семнадцать лет назад в Беслане произошел самый страшный теракт за всю историю России. Террористы захватили школу, взяв в заложники более 1000 человек, и в течение 3 дней держали их без еды и воды», - напомнил студентам А.В. Сапожников. 333 человек погибли и около 800 были ранены в результате захвата заложников в школе Беслана. Жертвами теракта стали 186 детей.
Очень сложно поверить, что в наши дни и в нашей тихой Пензе подобная трагедия может повториться. Нам кажется, что эпоха крупных терактов давно ушла в прошлое.
К сожалению, опасность пострадать от действий террористов или просто вооруженных безумцев ближе, чем думают многие. А.В. Сапожников перечислил студентам несколько свежих инцидентов, напрямую связанных с экстремизмом. Только в нынешнем 2021-м году произошло два громких эпизода. 9 марта 2021 года в селе Верхний Ломов Пензенской области задержан подросток, планировавший расстрелять своих одноклассников из охотничьего ружья. Свои намерения он объяснил тем, что сверстники его «не уважали». А 11 мая 2021 года в Казани Ильназ Галявиев – неуравновешенный юноша, объявивший себя богом, - расстрелял несколько школьников и подорвал в здании гимназии самодельное взрывное устройство.
А.В. Сапожников перечислил несколько основных правил, которые следует соблюдать в экстремальных ситуациях, чтобы спасти свою жизнь и жизни окружающих.
При обнаружении подозрительных предметов не следует их трогать или двигать. Нужно сразу сообщать о подобных находках преподавателям или полиции. «Не бойтесь в этот момент выглядеть глупо. Никто смеяться над вами и критиковать вас за это не будет, тем более – сотрудники правоохранительных органов», - заверил студентов А.В. Сапожников.
При этом нужно понимать, что взрывное устройство бывает сложно опознать с первого взгляда. Только в кино бомба выглядит как связка динамитных шашек, привязанных к будильнику. На самом деле взрывное устройство может быть похоже на груду хлама, на банки из-под колы, на обернутые изолентой бутылки, на сотовый телефон и т.д. В вопросе идентификации взрывного устройства проректор посоветовал полагаться на интуицию: «Если сердце вам подсказывает: «В этом предмете что-то не так», или: «Этой сумки здесь быть не должно», то лучше перестраховаться и сообщить о подозрительной находке».
Ситуации, когда террорист берет мирных граждан в заложники, в современной России встречаются редко. Но к сожалению, вероятность подобных событий все-таки не нулевая. А.В. Сапожников перечислил основные правила поведения, которых нужно придерживаться в такой кризисный момент.
«Во время захвата заложников самая главная ваша задача – остаться в живых», - отметил проректор. Для повышения шансов на выживание нужно постараться занять самое безопасное место в помещении – подальше от окон, от дверей, и, конечно, от террористов.
Паниковать нельзя. Наоборот, важно успокоиться самому и успокоить находящихся рядом людей, раненых или потерявших самообладание.
Не следует провоцировать преступников, спорить с ними, выдвигать им требования, делать резкие движения, в особенности - без разрешения захватчиков. Лучше привлекать к себе как можно меньше внимания, вести себя максимально тихо. По возможности следует подчиняться приказам террориста, ведь сопротивление может привести к гибели.
Информация о захвате заложников, как правило, доходит до правоохранительных органов очень быстро. Однако порой освобождения приходится ждать продолжительное время. Поэтому заложникам важно сохранять энергию, поменьше двигаться, чтобы замедлить возникновения голода и жажды.
Часто захват заложников заканчивается штурмом. В этот критический момент важно, чтобы правоохранители не приняли мирного человека за террориста. Поэтому не нужно бежать навстречу бойцам, проводящим спецоперацию, размахивать руками, кричать.
«Пусть эта информация будет у вас в головах. Я надеюсь, что она вам никогда не пригодится», - подытожил Алексей Владимирович.
Завершилась встреча минутой молчания в память о жертвах теракта в Беслане.
{gallery}изображения/новости/030921/1/{/gallery}
25 февраля 2022 года в Большом зале Законодательного Собрания Пензенской области прошел круглый стол «Вопросы профилактики терроризма и экстремизма в молодежной среде».
В заседании круглого стола приняли участие представители МВД, прокуратуры и Следственного комитета, духовенства, общественных организаций, депутаты Молодежного парламента при Законодательном Собрании Пензенской области. Также в заседании присутствовал председатель нашего союза Юсупов Хорун.
По итогам круглого стола были разработаны рекомендации, в том числе, обеспечить дополнительные меры по выявлению запрещенной к распространению информации в сети и ограничению доступа несовершеннолетних. Министерству образования Пензенской области рекомендовано ввести в учебные программы преподавание основ межнационального общения и интернационального воспитания, проводить внеклассные мероприятия и обучать родителей и педагогов выявлению информационных угроз в интернете.
Руководитель следственного управления Матушкин Д.М. поблагодарил присутствующих за взаимодействие со следственными органами в деле профилактики экстремизма и терроризма, рассказал о деятельности регионального следственного управления, практике расследования уголовных дел о преступлениях экстремистской и террористической направленности. Отметил, что профилактическая работа принесет положительные результаты при комплексной работе и объединении усилий правоохранительных органов, органов государственной власти и общественности, в первую очередь, в лице неравнодушной молодёжи.
19 марта 2021 г. проректор по безопасности ПГУАС А.В. Сапожников совместно с Центром социально-психологической помощи вуза провел семинар «Вспоминая жертвы теракта». Мероприятие было приурочено к годовщине взрыва на центральном рынке Владикавказа в 1999 г. В занятии приняли участие студенты 2 курса факультета «Управление территориями».
Центральный рынок Владикавказа, где 22 года назад произошел террористический акт, по пятницам бывал особенно многолюдным. 19 марта 1999 г. как раз была пятница. К продавщице молочных товаров Зареме Мисиковой подошел незнакомый мужчина и попросил ее несколько минут посторожить холщовый мешок с картошкой. Но на самом деле в мешке находилась бомба. Во время взрыва Зарема и ее покупатели погибли мгновенно, еще десятки людей получили ранения. Всего этот теракт унес 52 жизни.
Многие студенты ПГУАС не застали данной трагедии в силу возраста. Да и сама тема терроризма в последние годы сделалась достаточно далекой и малоактуальной. К сожалению, эта угроза все еще продолжает омрачать нашу жизнь. «Мы привыкли думать, что терроризм характерен только для Ближнего Востока, Сирии, Ирака, может быть, для Северного Кавказа. Но это не всегда так», - заметил ведущий семинара Алексей Владимирович Сапожников. Он привел несколько свежих примеров, доказывающих, что и в европейской части России террористическая угроза вполне реальна. Октябрь 2018 года – взрыв в Керченском политехническом колледже. Ноябрь 2018 г. – предотвращенная попытка применить бомбу во время празднования Дня народного единства в Москве. Март 2021 г. - задержание в селе В. Ломов Пензенской области школьника, планировавшего расстрелять из охотничьего ружья своих одноклассников, которые, по словам подростка, его не уважали.
К терактам наподобие взрыва во Владикавказе заранее подготовиться практически невозможно. Покупатели на рынке вряд ли даже успели осознать, что их убило. Но зато можно быть готовым и психологически, и физически к проявлениям экстремизма, ставшим популярными в последнее время – к стрельбе в учебных заведениях. Об этом виде терроризма, известном также под названием «колумбайн», А.В. Сапожников рассказал подробно. Он дал студентам пошаговую инструкцию, разъясняющую, как себя вести в экстремальной ситуации, чтобы спастись.
Представим себе, что в наш университет сумел проникнуть вооруженный террорист. Уже слышно, как он идет по коридору, стреляет в кого-то, перезаряжает оружие. «У вас есть три варианта действия, - констатировал А.В. Сапожников. - Первый – бежать. Второй – прятаться. Третий – вступать в противоборство с преступником».
Если есть возможность сбежать, то нужно применить именно этот способ. Статистика свидетельствует, что те, кто убегает от стрелков, выживают в 80% случаев. Но в университете этот способ спасения не всегда доступен. Уходить по коридорам опасно - там террорист, на окнах первого этажа могут стоять решетки, а прыгать с более высоких этажей рискованно.
Третий способ - борьба - слишком ненадежен: у безоружного мало шансов против убийцы с ружьем. Поэтому Алексей Владимирович порекомендовал студентам воспользоваться в случае опасности стратегией №2 - спрятаться.
Чтобы максимально обезопасить себя и своих товарищей нужно:
Озвучив эту инструкцию, проректор заметил: «Иногда вся эта информация воспринимается с улыбкой. Но когда человек попадает в экстремальную ситуацию, становится совсем не смешно. И данная информация в этот момент может действительно спасти жизнь».
Главное в опасной ситуации - холодная голова и спокойствие, добавил А.В. Сапожников. А затем он предложил студентам закрепить полученные знания на практике - представить, что стрелок уже за дверью, и им всем нужно спасать свою жизнь. Единственное, о чем он попросил, - поаккуратнее обращаться с мебелью, ведь угроза в данном случае все-таки условная.
Сигналом к началу тренировки «Спрячься от террориста» должен был стать выстрел. Но попытка быстро скачать из интернета данный звуковой эффект не увенчалась успехом. Тогда А.В. Сапожников сымитировал звуки выстрелов с помощью хлопков ежедневником по столу.
Так вышло даже страшнее и правдоподобнее. Удары по столу звучали оглушающе, били прямо по нервам. Студенты торопливо погасили свет, потащили парту к двери, забегали по аудитории в поисках укрытия. Разумеется, процесс не обходился без шуточек и смешков, но в целом ребята действовали правильно, согласно полученной инструкции.
Тренировочные «прятки» заняли около минуты. Затем А.В. Сапожников разобрал несколько ошибок, сделанных во время практического упражнения. Студенты забаррикадировали входную дверь только одной партой, а это не стало бы серьезным препятствием для стрелка. Столов нужно больше, их следует нагромождать один на другой. Некоторые девушки, спрятавшиеся за парты напротив двери, в случае реальной опасности могли быть убитыми выстрелом через дверной проем. Те, кто спрятался рядом с окнами, тоже рисковали, ведь у стреляющего мог быть сообщник снаружи.
«Надеюсь, эта тренировка никогда вам не пригодится», - такими словами завершил свое занятие А.В. Сапожников.
Уже после окончания семинара проректор по безопасности дал комментарий о значении практической тренировки: «В случае реальной стрельбы паниковать начнут все, даже самые стойкие. Но существует «пирамида» усвоения знаний: в процессе лекции усваивается около 25% информации, а во время практических занятий – 75%. То есть, когда студент своими руками баррикадируется, когда пытается спрятаться, формируется мышечная память, которая потом сработает. В кризисной ситуации организм вспомнит, что подобное уже было, и сделает все как надо. Это как прививка».
{gallery}/изображения/новости/220321/{/gallery}