Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

English French German Italian Portuguese Spanish

19 марта 2021 г. проректор по безопасности ПГУАС А.В. Сапожников совместно с Центром социально-психологической помощи вуза провел семинар «Вспоминая жертвы теракта». Мероприятие было приурочено к годовщине взрыва на центральном рынке Владикавказа в 1999 г. В занятии приняли участие студенты 2 курса факультета «Управление территориями».

Центральный рынок Владикавказа, где 22 года назад произошел террористический акт, по пятницам бывал особенно многолюдным. 19 марта 1999 г. как раз была пятница. К продавщице молочных товаров Зареме Мисиковой подошел незнакомый мужчина и попросил ее несколько минут посторожить холщовый мешок с картошкой. Но на самом деле в мешке находилась бомба. Во время взрыва Зарема и ее покупатели погибли мгновенно, еще десятки людей получили ранения. Всего этот теракт унес 52 жизни.

Многие студенты ПГУАС не застали данной трагедии в силу возраста. Да и сама тема терроризма в последние годы сделалась достаточно далекой и малоактуальной. К сожалению, эта угроза все еще продолжает омрачать нашу жизнь. «Мы привыкли думать, что терроризм характерен только для Ближнего Востока, Сирии, Ирака, может быть, для Северного Кавказа. Но это не всегда так», - заметил ведущий семинара Алексей Владимирович Сапожников. Он привел несколько свежих примеров, доказывающих, что и в европейской части России террористическая угроза вполне реальна. Октябрь 2018 года – взрыв в Керченском политехническом колледже. Ноябрь 2018 г. – предотвращенная попытка применить бомбу во время празднования Дня народного единства в Москве. Март 2021 г. - задержание в селе В. Ломов Пензенской области школьника, планировавшего расстрелять из охотничьего ружья своих одноклассников, которые, по словам подростка, его не уважали.

К терактам наподобие взрыва во Владикавказе заранее подготовиться практически невозможно. Покупатели на рынке вряд ли даже успели осознать, что их убило. Но зато можно быть готовым и психологически, и физически к проявлениям экстремизма, ставшим популярными в последнее время – к стрельбе в учебных заведениях. Об этом виде терроризма, известном также под названием «колумбайн», А.В. Сапожников рассказал подробно. Он дал студентам пошаговую инструкцию, разъясняющую, как себя вести в экстремальной ситуации, чтобы спастись.

Представим себе, что в наш университет сумел проникнуть вооруженный террорист. Уже слышно, как он идет по коридору, стреляет в кого-то, перезаряжает оружие. «У вас есть три варианта действия, - констатировал А.В. Сапожников. - Первый – бежать. Второй – прятаться. Третий – вступать в противоборство с преступником».

Если есть возможность сбежать, то нужно применить именно этот способ. Статистика свидетельствует, что те, кто убегает от стрелков, выживают в 80% случаев. Но в университете этот способ спасения не всегда доступен. Уходить по коридорам опасно - там террорист, на окнах первого этажа могут стоять решетки, а прыгать с более высоких этажей рискованно.

Третий способ - борьба - слишком ненадежен: у безоружного мало шансов против убийцы с ружьем. Поэтому Алексей Владимирович порекомендовал студентам воспользоваться в случае опасности стратегией №2 - спрятаться.

Чтобы максимально обезопасить себя и своих товарищей нужно:

  1. Прежде всего - принять решение, что нужно спрятаться от убийцы. Этот выбор важно сделать быстро, за 2-3 секунды.
  2. Забаррикадировать дверь. Партами, шкафами, тяжелыми предметами. Привалить мебель и прочие громоздкие вещи к двери и затруднить проход. Если в помещении есть ключ, полезно будет запереться изнутри.
  3. Затем отойти от двери, выйдя из зоны обстрела. Во время стрельбы самое безопасное место в аудиториях то, которое максимально удалено от окон и двери.
  4. Первично обезопасив себя, нужно вызвать полицию. Необходимо быстро, четко, с использованием максимально простых фраз объяснить диспетчеру ситуацию. Например: «В строительном университете стрельба». Так сотрудник полиции поймет, что происходит и где это происходит. После звонка у всех в аудитории нужно выключить звук телефонов, чтобы случайный звонок не привлек внимание стрелка.
  5. Следующая задача - найти оружие. Для самозащиты можно использовать подручные предметы: длинные ключи, заточенные карандаши, огнетушители, аэрозоли и лаки для волос, кипяток. И нужно быть психологически готовым применить все это. Ведь если преступник все-таки преодолеет баррикаду, борьба с ним станет последним шансом спасти себя. «Нужно сжимать оружие в руке и мысленно представлять, как вы будете его использовать – куда воткнете карандаш, как брызнете в лицо аэрозолем и т.д.», - советовал А.В. Сапожников.
  6. Полезно бывает выключить свет. Это дезориентирует стрелка, особенно если дело происходит вечером, в темное время суток.
  7. Во время вооруженного нападения многое будет зависеть от ваших личных качеств. А.В. Сапожников отмечает: «В стрессовых, напряженных ситуациях всегда кто-то теряется, а кто-то, наоборот, собирается. Это зависит только от психологии людей. Если вы лидер по натуре – поддержите других. Распределяйте роли: допустим, парни баррикадируют дверь, девчонки звонят в полицию».
  8. Дальше остается только ждать, когда с ситуацией разберутся силы правопорядка. Здесь тоже есть важный нюанс: если вы увидите сотрудника полиции – не нужно к нему бежать. Идти следует спокойно. Представитель правоохранительных органов может ошибочно воспринять бегущего на него человека как угрозу. И если полицейский прикажет лечь на землю – нужно лечь. «Стрельба в университете – это стрессовая ситуация не только для вас, но и для полицейских. Они тоже люди, и также могут совершить ошибку».

Озвучив эту инструкцию, проректор заметил: «Иногда вся эта информация воспринимается с улыбкой. Но когда человек попадает в экстремальную ситуацию, становится совсем не смешно. И данная информация в этот момент может действительно спасти жизнь».

Главное в опасной ситуации - холодная голова и спокойствие, добавил А.В. Сапожников. А затем он предложил студентам закрепить полученные знания на практике - представить, что стрелок уже за дверью, и им всем нужно спасать свою жизнь. Единственное, о чем он попросил, - поаккуратнее обращаться с мебелью, ведь угроза в данном случае все-таки условная.

Сигналом к началу тренировки «Спрячься от террориста» должен был стать выстрел. Но попытка быстро скачать из интернета данный звуковой эффект не увенчалась успехом. Тогда А.В. Сапожников сымитировал звуки выстрелов с помощью хлопков ежедневником по столу.

Так вышло даже страшнее и правдоподобнее. Удары по столу звучали оглушающе, били прямо по нервам. Студенты торопливо погасили свет, потащили парту к двери, забегали по аудитории в поисках укрытия. Разумеется, процесс не обходился без шуточек и смешков, но в целом ребята действовали правильно, согласно полученной инструкции.

Тренировочные «прятки» заняли около минуты. Затем А.В. Сапожников разобрал несколько ошибок, сделанных во время практического упражнения. Студенты забаррикадировали входную дверь только одной партой, а это не стало бы серьезным препятствием для стрелка. Столов нужно больше, их следует нагромождать один на другой. Некоторые девушки, спрятавшиеся за парты напротив двери, в случае реальной опасности могли быть убитыми выстрелом через дверной проем. Те, кто спрятался рядом с окнами, тоже рисковали, ведь у стреляющего мог быть сообщник снаружи.

«Надеюсь, эта тренировка никогда вам не пригодится», - такими словами завершил свое занятие А.В. Сапожников.

Уже после окончания семинара проректор по безопасности дал комментарий о значении практической тренировки: «В случае реальной стрельбы паниковать начнут все, даже самые стойкие. Но существует «пирамида» усвоения знаний: в процессе лекции усваивается около 25% информации, а во время практических занятий – 75%. То есть, когда студент своими руками баррикадируется, когда пытается спрятаться, формируется мышечная память, которая потом сработает. В кризисной ситуации организм вспомнит, что подобное уже было, и сделает все как надо. Это как прививка».

{gallery}/изображения/новости/220321/{/gallery}