Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

English French German Italian Portuguese Spanish

8 апреля 2022 г. в ПГУАС состоялся очередной показ курсовых работ, выполненных студентами направленности «Дизайн костюма». Третьекурсники при подготовке своих коллекций вдохновлялись пьесами Шекспира. А студенты младших курсов все вместе занимались реконструкцией русского народного костюма.

Апрельский модный показ  получился довольно камерным. Зрителям показали всего  пять костюмов. Однако все представленные проекты оказались чрезвычайно интересными. Старший преподаватель кафедры «Дизайн и художественное проектирование интерьера» Е.В. Матюшина не скрывает, что ей очень понравились работы студентов. «Я думаю, эти костюмы стоит показать еще не раз, в том числе и на других площадках», - говорит она.

Первокурсники представили свою групповую работу - реконструкцию реального народного костюма с цупруном. Такие наряды в старину носили молодые девушки, жившие на территории нынешнего Земетчинского района.

Костюм состоит из трех основных частей. Первая - рубаха с нашитыми яркими лентами. Вторая - цупрун, который несколько короче. Эта часть костюма надевается поверх рубахи и тоже украшается лентами по краям. Дарья Андронова, одна из студенток, выполнявших данную  работу: «В старину эти ленты вышивались девушками вручную. Мы вместо вышивки постарались максимально повторить узор с помощью акриловой краски, используя золотой, черный и белый цвета».

Третья часть костюма - это украшенных орнаментом гайтан с иконками (тканевая полоска, на которую вешается крестик).

Над проектом работали студенты-первокурсники Александр Большаков, Дарья Андронова, Снежана Решетова и Яна Носова. Последняя во время презентации выступала  и в роли модели.

А второкурсница Алина Куприянова сделала для реконструированного костюма головной убор. В отличие от кички или сороки, которые носили зрелые, замужние женщины, он оставлял волосы частично открытыми. «Самым ярким украшением служили квадратные нашивки именуемые «картами», - рассказывает Алина. - Также головной убор украшался шелковой тесьмой,  кружевом и различными лентами».

Четыре студентки третьего курса работали над проектами под общей темой «Театральный костюм». Их руководитель и преподаватель  Л.А. Цыбарева говорит: «На выбор девушкам было предложено несколько пьес Уильяма Шекспира. Студентки выбрали себе двух персонажей из пьесы «Ромео и Джульетта». Еще один костюм будет из фантазийной истории «Сон в летнюю ночь». И третья выбранная пьеса – «Укрощение строптивой». Основная часть работы студентов пришлась на придумывание костюмов и выполнение их эскизов вручную. Кроме того, сами платья достаточно трудоемкие для исполнения. Поэтому каждый студент сделал по одному костюму, а не по три, как обычно».

Действительно, на подиумы вышли только четыре модели - по одному костюму на каждого выбранного персонажа пьесы Шекспира. Однако образы и концепцию третьекурсницы продумали для всех основных персонажей. На планшетах, установленных рядом с подиумом, можно было видеть, какие костюмы могли бы носить Оберон, Катарина, Ромео и прочие шекспировские герои.

Студентка Виктория Ханжова представила свое видение костюма Джульетты: «Добрая, искренняя, послушная и даже смиренная девушка в сложной ситуации была вынуждена стать решительной и бесстрашной. Поэтому образ Джульетты получился легким и нежным, что подчеркивается материалом костюма и его легкими полупрозрачными цветами. А стержень в характере девушки я подчеркнула, окрасив нижнее платье в оттенки, переходящие от нежно-голубого в красноватый».

Екатерина Маркина в рамках своего проекта создавала образ свадебного костюма Петруччо из пьесы «Укрощение строптивой». Студентка считает, что Петруччо лишь играет роль жадного дворянина. На самом деле он просто экстравагантный хулиган. Поэтому на свадьбу Катарины он приходит в совершенно неподобающем костюме, тем самым эпатируя общество. Екатерина Маркина: «По пьесе Шекспира, Петруччо явился на торжество во всем старом, рваном. Я решила создать такой же шокирующий образ, но несколько по-иному. Чтобы передать хулиганство Петруччо, я использовала не только яркие цвета, но и стиль мипарти – когда изделия выполняется по принципу геральдических гербов, разделяясь цветами вертикально пополам. Короткие штаны, характерные для эпохи Возрождения, напоминают детские ползунки с их слишком яркими цветами. Шок у публики вызывает и сочетание современного и старинного в костюме».

Валерия Фадеева придумала  и воплотила в жизнь костюм для Титании, королевы фей. «Комедия «Сон в летнюю ночь» привлекла меня тем, что в ней нет привязки к какой-то конкретной исторической эпохе, - поясняет Валерия. - Поэтому костюм можно было выполнить с сочетанием исторических античных элементов и фантазийных элементов». В платье, созданном Валерией Фадеевой, сочеталась легкость фей, царственность королевской особы, а ветки деревьев и цветы символизировали связь персонажа с природой. Легкость передавалась с помощью формы платья, открывающей плечи, руки и ноги. Крылья и прическа, устремленные вверх, зрительно вытягивали фигуру.

Меркуцио - один из самых запоминающихся персонажей пьесы «Ромео и Джульетта». Для то, чтобы понять, как мог бы выглядеть костюм этого героя, Ирина Демичева обратилась к историческим материалам об эпохе раннего Возрождения.

В образе Меркуцио присутствует контраст и асимметрия, так как сам персонаж сложный и неоднозначный. Силуэт костюма – это классическая для эпохи Возрождения фигура перевернутого треугольника, трапеции: широкие плечи, увеличенные за счет крылышек на жилете, и узкие бедра. Стиль мипарти здесь просматривается достаточно четко.

Ирина Демичева говорит: «Я использовала материалы с различной фактурой – вельвет, габардин, искусственная кожа. Дополнением костюма являются плетеные пояса и украшения. Для большей яркости была выполнена имитация вышивки, а на берет добавлены страусиные перья».

Преподаватели отметили, что все костюмы получились в чем-то похожими на своих авторов. Наверное, это было неизбежно. Так или иначе, в адрес студентов и их проектов звучали только положительные отзывы.

   {gallery}изображения/новости/110422/{/gallery}