Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

English French German Italian Portuguese Spanish

16 февраля 2023 года в ПГУАС в рамках Международного фестиваля им. В.Е. Татлина проходило сразу 5 олимпиад. В соревнованиях приняли участие школьники, студенты вузов и учащиеся колледжей.

Организаторы олимпиады по архитектурному проектированию постарались дать студентам такое задание, которое будет максимально связано с практикой. Эскизы, которые готовили участники соревнования, могут быть использованы при застройке и обустройстве реальных площадок в Пензе.

Студентам предложили спроектировать выставочный павильон «Культурное наследие народов России».Участникам олимпиады дали 4 варианта размещения: 3 участка на левом берегу Суры (площадки напротив мечети, между Ростком и мостом Дружбы, между пешеходным мостом и Измайловским путепроводом) и 1 участок на правом берегу (напротив Ростка).

Было поставлено одно обязательно условие: по внешнему виду павильона люди должны легко угадывать, какой именно национальности посвящен данный объект. При этом нужно учитывать и окружающие объекты. Например, на участке рядом с мечетью было бы логично спроектировать выставочный павильон, в котором представлено культурное наследие татар (или иного народа, традиционно исповедующего ислам).

В олимпиаде принимали участие студенты 3, 4 и 5 курсов, а также старшекурсники колледжей. Опыт соревнований прошлых лет показал, что ребята из колледжей и вузов вполне могут вместе выполнять задания одного уровня сложности.

ПГУАС понемногу отходит от практики «ковидных» лет, когда студенты из других городов участвуют в олимпиадах только дистанционно. Так, в 2023 году в Пензу для участия в соревнованиях по архитектурному проектированию приехала студентка из Оренбурга.

16 февраля проводилась олимпиада по живописи для студентов 1 и 2 курсов. На следующий день свои картины рисовали старшекурсники. Но и у тех, и у других были похожие задания – ребята создавали натюрморты.

Еще один конкурс, в котором принимали участие только студенты – это олимпиада по дизайну костюма. В этой дисциплине соревновались обучающиеся 1-4 курсов ПГУАС.

Ребятам с младших курсов дали для творческой работы тему «Полосатое настроение». А старшекурсники делали клаузуры по теме «Цветущая клетка».

Неподготовленный человек, увидев эти названия, вряд ли бы сумел сообразить, чего от него, собственно, хотят. А студенты ПГУАС, привычные к подобным заданиям, сразу же развернули бурную активность. В ход шли ножницы, клей, карандаши, краски, фотографии и фрагменты старых журналов. На планшетах постепенно возникали коллажи и рисунки, где при желании можно было обнаружить заявленные в темах клетки и полосы.

У школьников  в этот день проходили две олимпиады – по графике в архитектуре и по графике в дизайне. В этих конкурсах участвовали ученики и десятых, и одиннадцатых классов.

Олимпиаду по графике в архитектуре можно считать самым строгим соревнованием всего фестиваля им. Татлина. У участников здесь не так много пространства для маневра. Если на образце нарисована ваза, то ты должен перенести изображение к себе на лист максимально точно. Если дан рисунок геометрических фигур водной проекции – будь добр, покажи, как они должны выглядеть на чертеже в объеме. Данная олимпиада проверяла не столько уровень фантазии школьников, сколько их знания и навыки.

Олимпиада по графике в дизайне тоже поначалу могла показаться строгой и аскетичной. Но все менялось, когда школьники заканчивали вырисовывать по линейке геометрические фигуры – основу будущего орнамента – и брались за краски, цветные карандаши, фломастеры. Разукрашенные «снежинки», «шестеренки», «соцветья» приобретали индивидуальность и выглядели куда веселее. У каждого участника получался свой орнаментальный мотив.

 

Первый день фестиваля оказался очень насыщенным, наполненным событиями. Но уже 15 февраля стало понятно, что это была только разминка. Во второй день фестиваля прошли три олимпиады, состоялись мастер-классы и квизы для детей, творческие встречи для руководителей делегаций; начало свою работу жюри конкурса, прошли первые экскурсии по «квартире Татлина». И это еще не полный список мероприятий.

С утра 15 февраля в ПГУАС проходила олимпиада по рисунку для школьников. На этот раз в соревнованиях принимали участие одиннадцатиклассники. Примерно 80 человек рисовали головы римских богов в университетских аудиториях. Одновременно с ними задание олимпиады дистанционно выполняли иностранные участники - ребята из Таджикистана и один школьник из г. Бохума (Германия).

Конкурсы им. Татлина – это мероприятия, на которых интересно наблюдать не только результат творческой работы, но и сам процесс.  Скажем, на олимпиадах по рисунку постороннему зрителю поначалу может показаться, что школьники рассаживаются в аудитории хаотично, расставляя свои мольберты безо всякой системы. Но это не так. На самом деле ребята располагаются так, чтобы их «любимая» гипсовая голова была видна под удобным, привычным углом. Поняв это, начинаешь в хаосе видеть порядок: самые популярные головы собирают вокруг себя наиболее крупные группы участников.

После завершения олимпиады по рисунку члены жюри провели свое первое судейство. Эксперты оценивали  работы десятиклассников и одиннадцатиклассников одновременно, выложив рядами десятки листов с античными богами.

Когда все рисунки находятся рядом, становится особенно заметно, как сильно они различаются. Поставь гипсовую голову перед фотоаппаратом, и он сделает хоть десять, хоть двадцать одинаковых снимков. С человеком все иначе. Сколько художников участвовало в олимпиаде, столько получилось и римских богов, даже не особо похожих друг на друга. А членам жюри из всего этого многообразия предстояло выбрать лучшие работы.

Надо сказать, что 15 февраля олимпиада по рисунку была и у студентов 3-4 курсов. Но старшекурсники получили другое задание. Им нужно было не срисовывать с образца, а проявить фантазию – создать картину на вольную тему, помечтать о городах будущего.

В отличие от своих старших товарищей, студенты 1 и 2 курсов, участвующие  в олимпиаде по композиции в архитектуре, могли пользоваться не только карандашами. В аудиториях отчетливо пахло фломастерами и маркерами. Некоторые студенты использовали их десятками, подбирая нужные цвета. А кто-то рисовал красками и затем сушил свою работу феном.

Другие, впрочем, использовали цвет куда более осторожно. Некоторые из участников вообще не торопились раскрашивать свои творения. Они вычерчивали композиции по линейке, создавая симметричные формы.  Зато у участника через парту можно было заметить работу, в которой нет вообще ни одной прямой линии. Иными словами, и здесь огромную роль играла фантазия и индивидуальный взгляд на мир.

Для школьников и студентов, временно не занятых в олимпиадах, 15 февраля работала «квартира Татлина». Это творческое пространство обустроили в архитектурной мастерской «Арка» в четвертом корпусе. Организовали «квартиру» сотрудники кафедры «Основы архитектурного проектирования» во главе с к.арх., профессором Е.Г. Лапшиной. В основу экспозиции «квартиры Татлина» легли экспонаты, которые собирались и  создавались Еленой Геннадьевной в течение долгих лет. А экскурсоводами для посетителей выставки выступили студентки Архитектурного факультета ПГУАС.

Свободного пространства в «квартире Татлина» было немного. Поэтому школьники, интересующиеся жизнью и творчеством знаменитого конструктивиста, заходили в помещение небольшими группами.

Студентки провели ребят по комнате, познакомили с экспонатами – макетами, воплощающими задумки Татлина, репродукциями картин художника, одеждой, созданной по заветам Владимира Евграфовича, изображениями сотворенной им посуды и театральных декораций. По одним лишь этим образцам можно было понять, насколько разносторонними были интересы родоначальника художественного конструктивизма.  А студентки-экскурсоводы дополняли увиденное фактами из биографии Владимира Евграфовича. Благодаря этому, школьники могли узнать, что Татлин сбежал из дома в подростковом возрасте, что в спектакле по произведению своего друга Велимира Хлебникова он сыграл роль Зангези, что орнитоптеров «летатлиных» было три, но ни один из них не летал, и т.д. После этой экскурсии школьники лучше понимали, почему пензенский фестиваль назван именем В.Е. Татлина. 

Путешествие по «квартире» авангардиста и конструктивиста завершалось у особой стены. На ее поверхности оставляли записи участники самых первых конкурсов им. Татлина. На первых датированных надписях значится 2005 год. Свои имена, впечатления и пожелания увековечили на этой стене десятки участников олимпиад и выставок прошлых лет. В принципе, по этим надписям можно изучать историю фестиваля.

Школьникам, познакомившимся с «квартирой Татлина», предложили продолжить традицию и оставить свои памятные надписи на стене. 

Данная экспозиция была доступна для посетителей и на следующий день, 16 февраля.

Торжественное открытие ХХ Международного фестиваля архитектурно-художественного творчества для учащейся молодежи и школьников им. В.Е. Татлина состоялось 14 февраля 2023 года в областной библиотеке им. Лермонтова. В этот же день на первом этаже библиотеки начала работать и выставка творческих работ, присланных на конкурс в этом году.

На юбилейный фестиваль было прислано 1030 заявок из 38 регионов России. После строгого отбора до финального этапа дошли 737 школьника из 28 субъектов федерации. Из них 403 – это ученики 8-9 классов, остальные старшеклассники.  28 регионов. кроме того, в фестивале этого года участвуют представители Израиля, Германии, Таджикистана, Казахстана, Армении. Около 1500 работ в экспозиции.

Организатором фестиваля выступил ПГУАС совместно с лицеем архитектуры и дизайна №3 (ЛАД №3). В 2023 г. социальными партнерами творческого конкурса  стали ООО СГ «РИСАН», ООО «Автодорога», АО «НИКИРЭТ» и компания «Жилстрой Девелопмент».

Гости, приезжающие в библиотеку на торжественную церемонию открытия фестиваля, могли познакомиться с творческой выставкой. В этом году в экспозицию вошло около 1500 работ, присланных на конкурс имени Татлина. Больше всего на выставке было картин и рисунков. А кроме этого, посетители могли оценить  инсталляции, макеты, ремесленные поделки, художественные фотографии, архитектурные эскизы, плакаты, календари, комиксы, образцы костюмов и т.д.

Церемония открытия фестиваля состоялась в большом зале библиотеки. Для создания правильного настроения зрителям в первую очередь продемонстрировали образцы дизайнерской одежды, созданные студентами ПГУАС. И уже после этой демонстрации творческих способностей нашей молодежи началась официальная церемония.

С приветсвенной речью выступил ректор  ПГУАС С.А. Болдырев. Сергей Александрович напомнил, что за 19 лет конкурс им. Татлина по количеству участников увеличился на порядок - со 100 человек до 1000 с лишним.

Ректор пожелал участникам юбилейного фестиваля удачи, а затем наградил тех, кто внес наибольший вклад в развитие татлинского конкурса. «Сейчас я хотел бы позвать на сцену тех людей, которые стояли у истоков фестиваля, - сказал С.А. Болдырев. - В первую очередь, это Татьяна Викторовна Вукович. Именно она была инициатором организации данного конкурса. Чуть позже к ней присоединилась Елена Геннадьевна Лапшина. И, конечно же, на сцене должен присутствовать Николай Геннадьевич Ли, человек-легенда. Благодаря этим людям у нас сегодня есть возможность собраться в этом зале для празднования юбилея».

В своем ответном слове Е.Г. Лапшина заметила: «Действительно, 2023 год у нас особый, богатый на юбилеи. Пензе – 360 лет. Пензенскому художественному училищу, в котором учился Татлин, исполнилось 125 лет. И, конечно, главный для нас юбилей мы отмечаем, проводя двадцатый фестиваль имени Татлина. Это особый конкурс. Такого фестиваля нет не только в России, но, как мне кажется, и во всем мире. У нас огромная широта охвата – возрастная, тематическая. Проводятся олимпиады, конкурсы, мастер-классы, конференции, выставки. Такого нигде больше нет».

В финале своей речи Елена Геннадьевна обратилась к юным участникам фестиваля: «Спасибо вам! Вы сделали этот праздник. Вы – наши дети. Вы – наши ангелы. Летите!»

Награды в день открытия фестиваля получили и другие организаторы, внесшие огромный вклад в развитие конкурса им. Татлина. Заместитель председателя Законодательного собрания Пензенской области П.В. Куликов вручил почетные грамоты и благодарности от Законодательного собрания преподавателям ПГУАС Е.В. Ещиной, О.А. Щур, Н.В. Соколовой, Е.В. Матюшиной, Т.Ф. Волковой, Т.Б. Ефимовой, а также представительнице ЛАД №3 Е.Ю. Малкиной.

Участников юбилейного фестиваля приветствовал министр градостроительства и архитектуры Пензенской области А.П. Итальянцев. «Нам очень приятно, что молодежь проявляет большое внимание к фестивалю, - заявил Александр Петрович. - Участники приезжают в Пензенскую область со всех сторон нашей родины».

А.П. Итальянцев поделился и своими впечатлениями о выставке творческих работ: «Мне особенно понравились работы самых маленьких художников. Я был ими восхищен. У меня самого два внука-близнеца восьми лет. Они любят рисовать, а я очень внимательно за этим смотрю. И на выставке я тоже поражался, насколько талантливыми могут быть маленькие дети».

Пользуясь случаем, министр поблагодарил со сцены своих учителей из ПГУАС (Александр Петрович окончил наш вуз в 1986 году). «Те знания, которые мы получили в Пензенском инженерно-строительном институте, дорогого стоят. Спасибо вам!», - сказал А.П. Итальянцев.

Заместитель министра строительства и дорожного хозяйства Пензенской области Светлана Владимировна Круглова выступила коротко, но эмоционально: «Желаю успехов, желаю побед, желаю стремлений. Летайте, творите, учитесь!»

Заместитель министра образования Пензенской области О.В. Милаева в своей речи вспоминала о знаменитом художнике. чье имя сегодня носит фестваиль. Оксана Всеволодовна напомнила собравшимся старую полулегенду о споре В.Е. Татлина с Казимиром Малевичем. Владимир Евграфович яростно отстаивал свою точку зрения, что искусство должно непременно воплощаться в конкретном материале. В один момент Татлин вырвал стул из-под Малевича и сказал: «А теперь посидите на геометрии и цвете!»

Рассказав эту историю, Оксана Всеволодовна обратилась к юным участникам фестиваля: «Татлина, наверное, можно назвать мечтателем. Большинство его задумок в жизнь никак не воплотилось (за исключением его прекрасных художественных работ). Но все-таки Татлин обеими ногами стоял на земле. Я желаю вам, чтобы ваше искусство было еще и материально воплощено. Любая наша идея прекрасна, когда она находит свое воплощение».

От лица социальных партнеров фестиваля с поздравлениями выступил заместитель директора АО «НИКИРЭТ» Вячеслав Александрович Ожегов.

А после этого все почетные гости поднялись на сцену, чтобы перерезать символическую красную ленточку и дать старт фестивалю имени Татлина.  Вместе с ними конкурс открывала и участница соревнований - ученица 11 класса ЛАД №3 Ольга Медведева.

Торжественная церемония завершалась творческими номерами в исполнении коллективов ПГУАС и талантливых студентов нашего университета. С двумя  хореографическими номерами выступили участники танцевальной студии «EsTerra». Студентки Анастасия Аникина и Елизавета Кулагина исполняли песни. А номер с жонглированием и элементами эквилибристики подготовила цирковая студия ПГУАС.

Организаторы конкурса имени В.Е. Татлина подготовили для школьников несколько мастер-классов по творческим дисциплинам. Первые такие занятия прошли 14 февраля 2023 года. Мастер-класс по графике в архитектуре провела старший преподаватель кафедры «Основы архитектурного проектирования» Т.Б. Ефимова, а по рисунку – заведующий кафедрой «Рисунок, живопись и скульптура» Н.Г. Ли.

Мастер-классы начались с первого же дня фестиваля, почти сразу после церемонии открытия. Несмотря на то, что время было уже вечернее и ребята порядком устали, желающих поучаствовать в обучающих занятиях оказалось очень много. Суммарно оба мастер-класса посетили около 150 человек, что было даже больше заявленного организаторами максимума.

Т.Б. Ефимова начала свой рассказ с того, как создаются шрифты, применяемые при составлении чертежей. Затем она показала несколько видов орнамента, объяснив, как можно их построить с помощью циркуля и линейки. В ход шла геометрия, правила деления основной фигуры на равные части с помощью осей. Затем к геометрическим построениям нужно было добавить немного фантазии, и получался интересный орнамент.

В конце своего мастер-класса Татьяна Борисовна отвечала на вопросы школьников. Этих вопросов оказалось очень много. Юные участники конкурса  буквально обступили Т.Б. Ефимову, выясняя у нее нюансы правильного изображения графических объектов.

Занятие Н.Г. Ли было посвящено тому, как правильно нарисовать голову человека. Николай Геннадьевич объяснял, попутно делая  зарисовки на доске, на каком расстоянии от носа следует рисовать рот, где нужно располагать глаза и уши, как исправлять ошибки по ходу работы и т.д. Это основы, которые художнику следует хорошо знать. Любая ошибка в пропорциях – и вместо гармоничного рисунка получается уродец.

«Художник должен быть немножко психологом»,  - утверждает Н.Г. Ли. Важно понимать, что восприятие нередко обманывает нас. Человеческий глаз вводит художника в заблуждение. Поэтому рисовать нужно, опираясь не только на то, что ты видишь, но и на то, что ты знаешь об анатомии, пропорциях, гармонии.

В  конце января  2023 года председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление о расширении категории ученых, которые могут претендовать на государственную помощь при улучшении жилищных условий. Теперь жилищные сертификаты доступны для научно-педагогических работников научных организаций и вузов вне зависимости от их ведомственной принадлежности.

Молодые ученые могут получать государственные сертификаты на приобретение жилья, участвуя в государственной программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Однако до сих пор на получение таких сертификатов могли претендовать только молодые ученые из научных организаций и вузов, подведомственных Министерству науки и высшего образования. Президент России Владимир Путин поручил Правительству расширить категории молодых ученых, которым доступно получение сертификатов, что и было сделано.

Остальные условия программы остались прежними. Чтобы получить сертификат, молодой ученый, нуждающийся в улучшении жилищных условий, должен проработать научным или научно-педагогическим сотрудником не менее 5 лет и иметь ученую степень кандидата или доктора наук. При этом возраст кандидата наук не должен превышать 35 лет, а возраст доктора наук - 40 лет.

Прогнозируется, что в 2023 году на сертификаты будут претендовать 3,4 тысячи человек. Средний размер выплаты составит около 3,5 млн рублей.

молодые ученые