Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

English French German Italian Portuguese Spanish

24 марта 2023 года в Центре выявления и поддержки одаренных детей и молодежи Пензенской области «Ключевский» завершилась профильная образовательная смена «Архитектура, градостроительство, дизайн». Как и в прошлом году, программу занятий подготовили преподаватели Архитектурного факультета ПГУАС. Они же провели уроки для одаренных детей.

В смене участвовало 30 десятиклассников из Пензы и Пензенской области. Разработкой курса занималась декан Архитектурного факультета ПГУАС Е.В. Ещина. Но в программу этого года были внесены определенные изменения. Учебная информация стала чуть проще для восприятия и получила большую творческую направленность.

Смена длилась две недели, с 13 по 26 марта. Занятия проходили в новом современном корпусе, построенном специально для «Ключевского». Кроме того, школьники во время смены приезжали в ПГУАС, знакомились с университетом, заходили в седьмой корпус к дизайнерам костюма.

Лекции и занятия для ребят вели Е.В. Ещина, доцент кафедры «Градостроительство» Н.В. Соколова, а также преподаватели кафедры «Рисунок, живопись и скульптура» - Т.В. Мотова, Е.С. Цимбалист и О.И. Рагужина. Особенно большой вклад внесла Олеся Ивановна Рагужина. Скорее всего, в будущем году преподавательница возглавит университетскую команду, организующую смену в «Ключевском».

О.И. Рагужина рассказывает: «Это была научно-творческая смена. Ребята получили задание – изучить творчество архитекторов ХХ века. Мы, преподаватели, читали для школьников лекции. Я, например, рассказывала им об архитектуре и искусстве ХХ века. А ребята проводили научное исследование и делали итоговую творческую работу».

Олеся Ивановна вела занятия в «Ключевском» и в прошлом году. Однако сравнить уровень таланта ребят двух смен для нее оказалось непросто.  «Все участники – творческие личности. И нельзя сказать, лучше они или хуже ребят с прошлого года», - говорит О.И. Рагужина.  

В пятницу 24 марта авторам лучших творческих работ вручили дипломы. А затем в «Ключевском» состоялась выставка картин и коллажей, подготовленных школьниками за время смены.

Один из участников выставки – десятиклассник Павел Брюхачёв (лицей №21 г. Кузнецка). Он самоучка, рисует уже около трех лет. И в этом году юноша решил подать заявку на участие в творческой смене в «Ключевском».

«Я впервые работал на мероприятии такого крупного формата, - рассказывает Павел. -  Здесь я узнал много нового про архитектуру.

Чтобы пройти отбор на смену, мне нужно было сделать презентацию - сообщить основную информацию о себе и прислать три-четыре удачные работы в любой жанре. Я прислал  рисунок гипсовой головы, портрет Вальтера в академическом стиле,  а также работы, которые я сделал в фотошопе на графическом планшете. Это лошадь, вставшая на дыбы, и пейзаж с летней поляной и девочкой, сидящей под деревом. Вообще я чаще всего рисую людей. Для этого мне много времени пришлось изучать анатомию.  А архитектуру я начал активно рисовать только недавно, перед сменой в «Ключевском».

На моей творческой работе изображены здания Рикардо Боффилла. Это архитектор ХХ века, он умер совсем недавно – в 2022 году. На моей картине изображены здания, созданные в период 60-80-х годов. Они относятся к направлению постмодернизм. Вообще же Рикардо Боффилл любил экспериментировать, он находил индивидуальный подход к каждой своей работе.  И после 80-х годов он отошел от направления постмодернизма.

Конкретно на моей работе изображены жилые комплексы Боффилла. Их еще называют «дворцы для бедных». Здание в центре – это «замок Кафки». Скорее всего, Боффилл вдохновлялся произведениями этого автора. На заднем фоне – здания комплекса «Вальден 7». В нем архитектор экспериментировал с модульным жильем и решал задачу, как удобно расселить большое количество людей. В здании предусмотрено очень много общественных пространств. Соседи могут встречаться и общаться там друг с другом, не выходя из дома. В целом, вид здания наводит на мысли о какой-то утопии».

Как и в прошлом году, участники смены получали темы творческих работ с помощью жребия. Но Павел Брюхачёв вполне доволен тем, что ему выпала задача сделать проект по Боффиллу. И по результатам смены работа Павла была признана одной из лучших. 

На итоговую выставку пришли преподаватели ПГУАС и сотрудники центра «Ключевский». Мероприятие посетила представитель министерства градостроительства и архитектуры Пензенской  области Ирина Николаевна Ставицкая, а также представители архитектурной общественности города (например – Леонид Владимирович Иоффе). И, конечно же, на выставку пришел ректор ПГУАС С.А. Болдырев.

Во время осмотра работ Сергея Александровича заинтересовала картина Александры Бухтуриной. Девушка рассказала ректору, что ее исследование было посвящено творчеству Хироши Накамуры. Этот японский архитектор любил в своих проектах использовать природные формы, старался аккуратно вписывать здания в естественный ландшафт. Собственно, это было видно и в творческой работе Александры Бухтуриной: изображенный на картине небольшой «терем» оказывался полускрыт за силуэтами деревьев.

***

Одной из целей творческих смен, проводимых совместно ПГУАС и центром «Ключевский», изначально была профориентация - привлечение талантливых школьников в наш университет. Елена Вячеславовна Ещина отслеживает и судьбу ребят прошлогодней смены, и траекторию участников смены нынешней: «Ребята с прошлой смены сейчас ходят к нам в вуз на курсы. Несколько девочек очень хорошо выступили на недавнем фестивале им. Татлина. Я думаю, все они практически гарантировано поступят в ПГУАС. А участников смены этого года мы пригласили на предстоящий День открытых дверей, чтобы они смогли получше познакомиться с вузом».

Руководитель центра «Ключевский» И.Д. Танасов отмечает: «Для нас очень важна та атмосфера, которую нам удается поймать в синергии Центра «Ключевский» и вуза. На мой взгляд, это уникальная штука. На другие смены мы приглашаем отдельных преподавателей высшей школы,  и они читают здесь лекции.  Но от ПГУАС выступает целая кафедра вуза, и ректор университета заинтересован в долгосрочном сотрудничестве. Вот это классно. Из этого рождается какая-то новая образовательная форма, когда дети не бояться взаимодействовать с вузовскими преподавателями. Я уверен, ребята захотят потом поступить именно в ПГУАС. Им не захочется погружаться в какую-то «холодную» историю, когда здесь есть своя «теплая» история со знакомым вузом».