16 февраля 2023 года в ПГУАС в рамках Международного фестиваля им. В.Е. Татлина проходило сразу 5 олимпиад. В соревнованиях приняли участие школьники, студенты вузов и учащиеся колледжей.
Организаторы олимпиады по архитектурному проектированию постарались дать студентам такое задание, которое будет максимально связано с практикой. Эскизы, которые готовили участники соревнования, могут быть использованы при застройке и обустройстве реальных площадок в Пензе.
Студентам предложили спроектировать выставочный павильон «Культурное наследие народов России».Участникам олимпиады дали 4 варианта размещения: 3 участка на левом берегу Суры (площадки напротив мечети, между Ростком и мостом Дружбы, между пешеходным мостом и Измайловским путепроводом) и 1 участок на правом берегу (напротив Ростка).
Было поставлено одно обязательно условие: по внешнему виду павильона люди должны легко угадывать, какой именно национальности посвящен данный объект. При этом нужно учитывать и окружающие объекты. Например, на участке рядом с мечетью было бы логично спроектировать выставочный павильон, в котором представлено культурное наследие татар (или иного народа, традиционно исповедующего ислам).
В олимпиаде принимали участие студенты 3, 4 и 5 курсов, а также старшекурсники колледжей. Опыт соревнований прошлых лет показал, что ребята из колледжей и вузов вполне могут вместе выполнять задания одного уровня сложности.
ПГУАС понемногу отходит от практики «ковидных» лет, когда студенты из других городов участвуют в олимпиадах только дистанционно. Так, в 2023 году в Пензу для участия в соревнованиях по архитектурному проектированию приехала студентка из Оренбурга.
16 февраля проводилась олимпиада по живописи для студентов 1 и 2 курсов. На следующий день свои картины рисовали старшекурсники. Но и у тех, и у других были похожие задания – ребята создавали натюрморты.
Еще один конкурс, в котором принимали участие только студенты – это олимпиада по дизайну костюма. В этой дисциплине соревновались обучающиеся 1-4 курсов ПГУАС.
Ребятам с младших курсов дали для творческой работы тему «Полосатое настроение». А старшекурсники делали клаузуры по теме «Цветущая клетка».
Неподготовленный человек, увидев эти названия, вряд ли бы сумел сообразить, чего от него, собственно, хотят. А студенты ПГУАС, привычные к подобным заданиям, сразу же развернули бурную активность. В ход шли ножницы, клей, карандаши, краски, фотографии и фрагменты старых журналов. На планшетах постепенно возникали коллажи и рисунки, где при желании можно было обнаружить заявленные в темах клетки и полосы.
У школьников в этот день проходили две олимпиады – по графике в архитектуре и по графике в дизайне. В этих конкурсах участвовали ученики и десятых, и одиннадцатых классов.
Олимпиаду по графике в архитектуре можно считать самым строгим соревнованием всего фестиваля им. Татлина. У участников здесь не так много пространства для маневра. Если на образце нарисована ваза, то ты должен перенести изображение к себе на лист максимально точно. Если дан рисунок геометрических фигур водной проекции – будь добр, покажи, как они должны выглядеть на чертеже в объеме. Данная олимпиада проверяла не столько уровень фантазии школьников, сколько их знания и навыки.
Олимпиада по графике в дизайне тоже поначалу могла показаться строгой и аскетичной. Но все менялось, когда школьники заканчивали вырисовывать по линейке геометрические фигуры – основу будущего орнамента – и брались за краски, цветные карандаши, фломастеры. Разукрашенные «снежинки», «шестеренки», «соцветья» приобретали индивидуальность и выглядели куда веселее. У каждого участника получался свой орнаментальный мотив.