Первый день фестиваля оказался очень насыщенным, наполненным событиями. Но уже 15 февраля стало понятно, что это была только разминка. Во второй день фестиваля прошли три олимпиады, состоялись мастер-классы и квизы для детей, творческие встречи для руководителей делегаций; начало свою работу жюри конкурса, прошли первые экскурсии по «квартире Татлина». И это еще не полный список мероприятий.
С утра 15 февраля в ПГУАС проходила олимпиада по рисунку для школьников. На этот раз в соревнованиях принимали участие одиннадцатиклассники. Примерно 80 человек рисовали головы римских богов в университетских аудиториях. Одновременно с ними задание олимпиады дистанционно выполняли иностранные участники - ребята из Таджикистана и один школьник из г. Бохума (Германия).
Конкурсы им. Татлина – это мероприятия, на которых интересно наблюдать не только результат творческой работы, но и сам процесс. Скажем, на олимпиадах по рисунку постороннему зрителю поначалу может показаться, что школьники рассаживаются в аудитории хаотично, расставляя свои мольберты безо всякой системы. Но это не так. На самом деле ребята располагаются так, чтобы их «любимая» гипсовая голова была видна под удобным, привычным углом. Поняв это, начинаешь в хаосе видеть порядок: самые популярные головы собирают вокруг себя наиболее крупные группы участников.
После завершения олимпиады по рисунку члены жюри провели свое первое судейство. Эксперты оценивали работы десятиклассников и одиннадцатиклассников одновременно, выложив рядами десятки листов с античными богами.
Когда все рисунки находятся рядом, становится особенно заметно, как сильно они различаются. Поставь гипсовую голову перед фотоаппаратом, и он сделает хоть десять, хоть двадцать одинаковых снимков. С человеком все иначе. Сколько художников участвовало в олимпиаде, столько получилось и римских богов, даже не особо похожих друг на друга. А членам жюри из всего этого многообразия предстояло выбрать лучшие работы.
Надо сказать, что 15 февраля олимпиада по рисунку была и у студентов 3-4 курсов. Но старшекурсники получили другое задание. Им нужно было не срисовывать с образца, а проявить фантазию – создать картину на вольную тему, помечтать о городах будущего.
В отличие от своих старших товарищей, студенты 1 и 2 курсов, участвующие в олимпиаде по композиции в архитектуре, могли пользоваться не только карандашами. В аудиториях отчетливо пахло фломастерами и маркерами. Некоторые студенты использовали их десятками, подбирая нужные цвета. А кто-то рисовал красками и затем сушил свою работу феном.
Другие, впрочем, использовали цвет куда более осторожно. Некоторые из участников вообще не торопились раскрашивать свои творения. Они вычерчивали композиции по линейке, создавая симметричные формы. Зато у участника через парту можно было заметить работу, в которой нет вообще ни одной прямой линии. Иными словами, и здесь огромную роль играла фантазия и индивидуальный взгляд на мир.
Для школьников и студентов, временно не занятых в олимпиадах, 15 февраля работала «квартира Татлина». Это творческое пространство обустроили в архитектурной мастерской «Арка» в четвертом корпусе. Организовали «квартиру» сотрудники кафедры «Основы архитектурного проектирования» во главе с к.арх., профессором Е.Г. Лапшиной. В основу экспозиции «квартиры Татлина» легли экспонаты, которые собирались и создавались Еленой Геннадьевной в течение долгих лет. А экскурсоводами для посетителей выставки выступили студентки Архитектурного факультета ПГУАС.
Свободного пространства в «квартире Татлина» было немного. Поэтому школьники, интересующиеся жизнью и творчеством знаменитого конструктивиста, заходили в помещение небольшими группами.
Студентки провели ребят по комнате, познакомили с экспонатами – макетами, воплощающими задумки Татлина, репродукциями картин художника, одеждой, созданной по заветам Владимира Евграфовича, изображениями сотворенной им посуды и театральных декораций. По одним лишь этим образцам можно было понять, насколько разносторонними были интересы родоначальника художественного конструктивизма. А студентки-экскурсоводы дополняли увиденное фактами из биографии Владимира Евграфовича. Благодаря этому, школьники могли узнать, что Татлин сбежал из дома в подростковом возрасте, что в спектакле по произведению своего друга Велимира Хлебникова он сыграл роль Зангези, что орнитоптеров «летатлиных» было три, но ни один из них не летал, и т.д. После этой экскурсии школьники лучше понимали, почему пензенский фестиваль назван именем В.Е. Татлина.
Путешествие по «квартире» авангардиста и конструктивиста завершалось у особой стены. На ее поверхности оставляли записи участники самых первых конкурсов им. Татлина. На первых датированных надписях значится 2005 год. Свои имена, впечатления и пожелания увековечили на этой стене десятки участников олимпиад и выставок прошлых лет. В принципе, по этим надписям можно изучать историю фестиваля.
Школьникам, познакомившимся с «квартирой Татлина», предложили продолжить традицию и оставить свои памятные надписи на стене.
Данная экспозиция была доступна для посетителей и на следующий день, 16 февраля.