Все очные мероприятия в рамках фестиваля им. Татлина закончились 18 февраля 2022 года. А на прошлой неделе завершились и дистанционные олимпиады, в которых участвовали школьники со всей России.
Из-за коронавирусных ограничений в Пензу не смогли приехать не только старшеклассники, но и их наставники. Ольга Викторовна Вавилова, руководитель школы-студии архитектурного творчества и дизайна города Димитровграда (Ульяновская область) стала одной из немногих иногородних гостей фестиваля. Она поделилась своим мнением о дистанционном формате олимпиад и поведала о том, как дистант повлиял на работу творческих коллективов.
- Ольга Викторовна, как давно Ваша школа участвует в фестивалях им. Татлина?
- В восемнадцатый раз. В этом году на выставку мы привезли 30 работ. Их авторам от 4 до 11 лет. Все работы созданы на архитектурную тему.
А в олимпиадах им. Татлина участвуют 9 человек. В этом году мы подавали заявки только на конкурсы по рисунку. Девять из десяти наших ребят прошли в финал.
- Расскажите немного о работах, которые вы привезли в Пензу.
- В этом году на выставку мы привезли работы младших детей, пока старшие активно заняты олимпиадами. Некоторые работы посвящены архитектуре Японии, показывают Японию в прошлом и в настоящем. Другие рисунки стали результатом обучения детей азам аксонометрии. И несколько картин созданы под влиянием творчества архитектора Сантьяго Калатравы. На картинах изображены работы самого Калатравы, а дети добавляли к ним свои фантазийные элементы. Такие задания развивают кругозор и воображение детей.
- Как Ваша школа справляется с переходом на дистанционную форму обучения?
- На самом деле дистант ужасно неприятен. В прошлом году мы активно пытались вести дистанционную работу с детьми, поддерживать боевой дух. В этом году мы просто даем задания на дом и увеличиваем количество занятий в те периоды, когда дистанта нет. Потому что, как оказалась, работать с творческими детьми в дистанционном формате практически невозможно. Очень сложно было даже подготовиться к выставке фестиваля им. Татлина. Собираться вместе было нельзя, а незаконченные работы имелись. Мы отдельно вызывали детей, занимались с ними, как при репетиторстве.
- Как Вы думаете, дистанционные олимпиады в рамках фестиваля им. Татлина вызовут у детей сложности и проблемы?
- У нас уже был опыт прохождения дистанционных олимпиад в прошлом году. В принципе, все справились – и дети, и педагоги. Но, конечно, не хотелось бы чтобы это продолжалось. Ведь при дистанте нет общения детей, обмена опытом. И потом, мы возили ребят в Пензу еще и для того, чтобы они сами увидели, что конкуренция велика, что нужно стараться, работать над собой, получать новые знания и умения. То есть, олимпиады очень помогали детям собраться, мобилизовать свои силы, настраиваться на победу. В дистанционном формате эту атмосферу воссоздать практически невозможно.
- В чем состоит особенность Вашей художественной школы?
- Мы единственная, насколько мне известно, школа в Ульяновской области с направленностью архитектура и дизайн. Уже двадцатый год мы существуем, в этом году празднуем юбилей. У нас занимаются дети от 4 лет и до окончания школы. Хотя в старших группах обучается и более взрослая молодежь. Практика показывает, что в нашем городе живут очень творческие люди.
Мы стараемся собирать одаренных детей, но работаем в принципе со всеми – помогаем ребятам открыть свое творческое видение в жизни. Ведь творчество можно найти везде – в математике, в физике, во всем.
В Димитровграде в восьмидесятые-девяностые было очень сильно развито художественное направление в образовании. Потом все это немного просело. Сейчас ситуация вроде бы опять нормализуется. Но дело осложняется тем, что в городе больше нет своего вуза. Сейчас дети уезжают учиться в Казань, Питер, Москву. Наши дети поступают туда, уезжают, находят себе хорошую работу.
- А в пензенские вузы Ваши выпускники поступают?
- До Пензы очень сложно добираться. Если бы была более удобная транспортная артерия, наши дети к вам бы поступали, ведь ПГУАС замечательный вуз. Но для того, чтобы приехать в Пензу, нам нужно добираться 3 часа на такси или на автобусе, потом 7 часов на поезде, который тоже ходит нерегулярно. Нам до Москвы добраться гораздо проще, чем до Пензы.
Однако пензенская олимпиада им. Татлина дает замечательную путевку в жизнь. Благодаря ей многие наши дети поступили в хорошие вузы, учатся там, находят себя в любимой профессии. Те, кто побеждал на Татлинских олимпиадах прошлых лет, сегодня уже приводят к нам в художественную школу своих детей.
- Что дает фестиваль взрослым членам делегаций?
- Когда мы находимся в свое городе, «варимся» в собственном обществе, у нас не происходит какого-то прорыва в плане интересных идей. Интернет, работа, дом – этот ежедневный маршрут не дает творческого вдохновения. А выставка и фестиваль демонстрируют лучшие работы из лучших архитектурных школ страны. Там можно увидеть сразу многое – техники, приемы, идеи. Потом из этого возможно сгенерировать что-то свое. После участия в фестивале всегда происходит творческий подъем. Поэтому в таких мероприятиях участвовать очень важно, и именно в очном формате.