Уже около года в ПГУАС действует сообщество автолюбителей «Автомехатрон». Его возглавляет заведующий кафедрой «Эксплуатация автомобильного транспорта», к.т.н., доцент Ю.А. Захаров. Юрий Альбертович рассказал о проекте, над которым активно работают преподаватели и студенты Автомобильно-дорожного института ПГУАС, - о создании из деталей старой «Нивы» маленького легкого багги.
История университетского сообщества «Автомехатрон» началась в апреле 2021 г. Тогда преподаватели Автомобильно-дорожного института провели перед первым корпусом ПГУАС большую выставку электрического транспорта - электромобилей, электросамокатов, моноколес и т.д. И на этом мероприятии всех желающих приглашали вступить в новый клуб «Автомехатрон».
Автомобили давно стали привычной частью нашей жизни. Сообщество «Автомехатрон» создано для тех людей, которые желают не только ездить на машинах, но и хорошо разбираться в их устройстве. Ю.А. Захаров отмечает: «Далеко не каждый молодой человек может позволить себе поковыряться в машине - попилить, посверлить, покрасить. Желание-то есть у многих. Но даже купить себе старенькую «Ниву» будет стоить немалых денег. А для нормальной работы нужно еще и оборудование, и подъемник, и помещение. Все это мы можем предоставить студентам. Единственное, чего мы в «Автомехатроне» не сможем им доверить, – это опасные виды работы».
Перед членами сообщества открываются большие перспективы технического творчества. В распоряжении «Автомехатрона» имеются несколько машин, которые можно разбирать, собирать и переделывать. Есть даже старый автобус, из которого участники клуба собираются в будущем сделать передвижной учебно-демонстрационный класс. А пока главным проектом, над которым трудятся в «Автомехатроне», является работа по созданию багги - небольшого легкого автомобиля, предназначенного для езды по бездорожью.
Все началось с того, что руководитель центра международного сотрудничества ПГУАС С.М. Салмин передал на кафедру «Эксплуатация автомобильного транспорта» автомобиль «Нива» 1987 года выпуска. Состояние машины оказалось откровенно плохим: кузов проела коррозия, работоспособность всех агрегатов была сомнительной. Однако и из такой повидавшей виды машины можно было сделать нечто достойное.
Ю.А. Захаров: «Первоначально мы со студентами решили сделать из этого автомобиля кабриолет. Это требовало минимум усилий и денежных вложений, но гарантировало при этом достаточно быстрый результат. Но потом поступило предложение сделать багги. Мы прошерстили интернет по этому вопросу, нашли очень много людей, которые делают багги самостоятельно. В итоге за основу для нашего проекта мы взяли конструкцию «багги-вираж». Ее делает один умелец из Петровска Саратовской области, выкладывая чертежи и видео в свободный доступ. Отталкиваясь от его практических рекомендаций, мы добавили и свои доработки. Например, по своей схеме мы делали лонжероны - раму, которая служит основой всей конструкции».
«Ниву», которая должна будет превратиться в багги, разбирали студенты. По словам Юрия Альбертовича, этот процесс им очень понравился.
Затем на основу будущей машины прикрепили лонжероны и уже по ним уже стали варить остальную конструкцию рамы. Вообще для подобных работ нужно использовать координатный стапель, но он слишком дорог. Поэтому пришлось обходиться без него. Конечно, из-за этого при работе увеличилась погрешность, но она получилась терпимой – 5-10 миллиметров.
Все опасные работы - сварочные, разрезные, гибочные - выполняли и продолжают выполнять только преподаватели - Ю.А. Захаров, А.А. Карташов, Р.Н. Москвин.
Рама будущего багги сделана из прокатного металла, из профильной трубы. «Сначала мы хотели создать каркас из круглой трубы, но для этого ее нужно было гнуть. Это у нас не получилось. Делать из трубы с прямоугольным сечением оказалось проще», - говорит Ю.А. Захаров.
По состоянию на начало марта у багги уже имеются колеса, двигатель и часть каркаса. Снизу еще предстоит установить антигрязевые щитки. Боковые щитки будут съемными. Их сделают либо из полимеров, либо из алюминиевого декопира. Пока окончательно не решено, будут в машине 4 сиденья или 2. А вот лобового стекла в машину вовсе не станут ставить.
В качестве финального штриха все детали багги и его агрегаты будут покрашены яркой краской.
«В итоге это будет полноприводный автомобиль с массой примерно в 2 раза меньшей, чем у первоначальной «Нивы», но при прежнем количестве лошадиных сил, - объясняет Ю.А. Захаров. - Соответственно, технические характеристики автомобиля возрастут – и проходимость, и скорость».
У участников «Автомехатрона» имеются задумки поставить багги на гусеничный ход. Гусениц у клуба пока нет, но их легко можно сделать. Гусеничный багги будет иметь высокую проходимость зимой, хотя его скорость, конечно, упадет.
Но это лишь задумки на перспективу. А пока остов машины обрастает новыми деталями и становится все более похожим на багги. Преподаватели активно работают над автомобилем, а руководство ПГУАС поддерживает клуб «Автомехатрон» и материально, и морально. Если все и дальше пойдет также хорошо, то до апреля планируется доделать раму багги, а к лету вывести его на первые ходовые испытания.
Участники клуба фиксируют на камеру весь процесс переделки машины - от разборки «Нивы» до сбора багги. Так что вместе с новым автомобилем появится и видеоистория о его создании.
***
Клуб «Автомехатрон» активно набирает студентов, интересующихся автомобилями и их устройством. Новых участников сообщества ждет множество интересных практических занятий. Как раз к апрелю все опасные виды работ над багги будут завершены. А все остальное можно будет смело доверить студентам - все слесарные работы, разборка-сборка двигателя, смена масла, сальников, все подготовительные работы к покраске (зачистка, грунтовка, травление), сама покраска и т.д. Кроме того, студенты смогут заняться монтажом салона и работой с проводкой. «У нас для это есть все оборудование. Мы покажем и расскажем, как им пользоваться», - обещает Ю.А. Захаров.
Участниками сообщества «Автомехатрон» могут стать не только студенты ПГУАС, но и обучающиеся других вузов или школьники. Все желающие вступить в клуб могут обращаться к его руководителю Юрию Альбертовичу Захарову или к другим преподавателям кафедры. Предполагается, что занятия «Автомехатрона» станут проводиться в свободное время после лекций, во второй половине дня.
При этом, отмечает Ю.А. Захаров, в сообщество может вступить человек с любым уровнем навыков и знаний об автомобилях: «Мы будем рады всем, кому интересна эта сфера. Если человеку действительно интересно, он и здесь от преподавателей и студентов понахватается, и сам найдет нужную информацию».
{gallery}изображения/новости/150322/{/gallery}