Общеизвестный факт: растения способны поглощать углекислый газ, тем самым помогая сдерживать парниковый эффект. Но какие именно породы деревьев справляются с утилизацией углерода наилучшим образом, и в каком количестве их нужно сажать? Студенты ПГУАС, состоящие в кружке «Старт в науку», ищут ответы на эти и другие экологические вопросы.
Кружок был создан при кафедре «Инженерная экология» ПГУАС совсем недавно – в сентябре 2021 г. В исследованиях научного сообщества принимают участие ребята разных возрастов, от 1 до 4 курсов. Каждый вносит свою лепту в зависимости от опыта и исследовательских навыков.
Так, в рамках направления по изучению парниковых газов, первокурсники провели инвентаризацию деревьев, произрастающих на территории ПГУАС. Общая площадь обследованной территории университета - 4,4 гектара. Артем Минеев, студент 1 курса: «В сентябре 2021 г. почти вся наша группа участвовала в исследовательской работе. Мы прошли по территории университета и посчитали деревья. Всего их оказалось 229. Потом мы распределили деревья по видам. Выяснилось, что на территории ПГУАС преобладают ели, много берез, есть деревья в единственном экземпляре, это дуб, ясень».
Кроме этого, студенты группы 21 ТБ1 Елизавета Агафонкина, Ирина Судоргина, Артем Минеев, Екатерина Ляшонкова, Руслана Орленко подготовили очень содержательные презентации про парниковые газы – разобрали их по видам, источникам, степени влияние на биосферу. По результатам работы Агафонкиной и Судоргиной подготовлена и передана к публикации научная статья в электронный журнал ПГУАС. Готовиться новая статья с участием Ляшонковой и Минеева.
Второкурсникам из кружка «Старт в науку» досталось более сложная работа: они замеряли диаметры стволов деревьев на территории кампуса. Замеры проводили Василий Егорушкин, Алина Фролова, Ксения Креськина, Анастасия Агеева. «С помощью преподавателей кафедры мы рассчитали годовой объем углерода, поглощенного биомассой деревьев за год» - говорит студентка Ксения Креськина. - Для этого у нас было несколько методических таблиц, с которыми мы сверялись. Еще мы искали и изучали информацию по деревьям, которые преобладают на нашей территории. Делали вывод, какие деревья лучше сажать с точки зрения поглощения углекислого газа».
В результате студентам удалось узнать, что общая годичная абсорбция углерода деревьями, растущими рядом с ПГУАС, составила 22,66 тонны углерода в год.
При этом второкурсники выяснили, что на территории вуза находятся довольно старые деревья. Это не очень хорошо, ведь растения куда лучше поглощают углекислый газ в молодом возрасте, в период роста. Кроме того, преобладающие на территории кампуса ели и в лучшие свои годы не слишком хорошо утилизировали углерод. Дуб, клен, рябина и ясень заметно эффективнее поглощают углекислый газ.
Таким образом, по результатам своих исследований студенты рекомендуют провести на территории нашего вуза высадку саженцев твердолиственных пород деревьев.
Студенты группы 20ТБ 1 Анастасия Агеева и Ксения Креськина подготовили к публикации научную статью.
Собранная информация легла в основу выпускных квалификационных работ, выполняемых в формате НИР студентами 4 курса группы 18ТБ1 Юлии Правдиной, Виктории Дементьевой и Сергея Абрамова. Перед ребятами стоят задачи накопить базу экспериментальных данных, позволяющую оценить почвы и рекультивированные земли как резервуары углерода, разработать математическую модель зависимости способности поглощать углерод от размеров и породы дерева.
Практическим результатом исследований кружка «Старт в науку» должна стать информационная база потенциала всех объектов поглощения углерода углекислого газа, находящихся на территории Пензенской области, что позволит формировать предложения по усилению водно-зеленого каркаса городов области, мер по лесовосстановлению, рекомендовать организациям виды деревьев для благоустройства санитарно-защитных зон, чтобы улучшить их микроклиматические показатели. Для этого предполагается расширить число критериев, предъявляемых к растениям. Обычно при выборе пород деревьев обращают внимание прежде всего на их изолирующие и фильтрующие свойства - способность защищать от пыли и вредных веществ, носимых воздушными потоками. К этим параметрам предлагается добавить способность к поглощению углекислого газа и способность к фитоаккумуляции тяжелых металлов. Как удалось выяснить, наилучший комбинированный эффект дают дубы, березы, липы и тополя.
Еще один серьезный вопрос, на который собираются ответить члены кружка «Старт в науку» - достаточно ли лесов и посадок Пензенской области для того, чтобы эффективно поглощать производимые на территории региона парниковые газы? Или же в регионе нужно сажать больше деревьев для предотвращения парникового эффекта? Чтобы ответить на эти вопросы, придется провести исследование куда более масштабное, чем простой замер деревьев на территории кампуса. Но задача выглядит решаемой и, главное, интересной.
Заведующий кафедрой «Инженерная экология» Людмила Михайловна Хурнова убеждена в важности работы научного кружка для выработки у студентов учебно-исследовательских и научно-исследовательских навыков: «Важно строить учебный процесс, опираясь на классические формы учебной работы. Но важно и использовать потенциал научных кружков, которые позволяют восполнить пробелы в части подготовки презентаций, наработки навыков ведения лабораторных и натурных исследований, подготовки докладов, научных статей, профессиональной работы с литературой, включая поиск, актуализацию, подготовку аналитических отчетов».
«Старт в науку» дает не только исследовательский опыт, но и помогает в учебе. Изучая парниковые эффекты, студенты лучше начинают понимать глубинные процессы – что происходит с углекислым газом в природе, как углерод попадает в почву, каким образом его поглощают водные объекты и т.д.
При этом нужно понимать, что парниковые газы - это лишь одно из направлений работы кружка «Старт в науку». Данную тему возглавляет доцент кафедры «Инженерная экология», к.б.н. Олег Николаевич Федосеев.
Доцент, к.б.н. Л.М. Хурнова ведет направление «Системы менеджмента в сфере безопасности». В его рамках студенты предлагают новые методы и процедуры, направленные на оценку риска в различных сферах обеспечения безопасности: охрана труда, экологическая и промышленная безопасность. Студенты приобретают навыки разработки систем экологического менеджмента, систем управления охраной труда, проведения внутренних аудитов в организациях с использованием современных цифровых технологий.
Доцент к.т.н. Вера Анатольевна Щепетова курирует в рамках кружка все вопросы, связанные с обеспечением экологической безопасности на производстве. Речь здесь идет о методах и средствах очистки выбросов, об очистке сточных вод, утилизации и обезвреживании отходов, в том числе, с использованием наилучших доступных технологий. А старший преподаватель кафедры Ирина Николаевна Симонова занимается подготовкой студентов к экологическим и географическим диктантам.
Члены кружка «Старт в науку» активно участвуют в конкурсах и конференциях. К примеру, прямо сейчас студенты 3 и 4 курсов готовятся к участию в XI Международной экологической олимпиаде вузов стран СНГ. Один из претендентов на победу - третьекурсник Сергей Ларионов. Вопросами экологии он занялся из-за удручающего состояния окружающей среды. «Единственное, как я могу повлиять на экологию, - это закончить обучение и устроиться на предприятие, где буду принимать меры по ограничению негативного воздействия хозяйственной деятельности. Я очень надеюсь внести хоть какой-то вклад в дело защиты окружающей среды», - говорит Сергей.
Кроме учебы и участия в конкурсах, студент занимается еще и добровольческой деятельностью. В том числе и экологическим волонтерством. Обучаясь на первом курсе, Сергей Ларионов вместе с группой других студентов принимал участие в акции по посадке новых деревьев недалеко от села Кондоль.
Девиз кружка «Старт в науку»: «Будь готов к защите человека и окружающей его среды!»
{gallery}изображения/новости/050322/4/{/gallery}