Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

English French German Italian Portuguese Spanish

Около десяти тысяч человек из 80 городов России приняли участие в интенсиве «Архипелаг-2121», проходившем в Великом Новгороде. Данное мероприятие было организовано министерством науки и высшего образования РФ совместно с Агентством стратегических инициатив и платформой «Университет 20.35». Пензенскую область на проектно-образовательном интенсиве представляли двое: начальник отдела ГКУ «Организатор перевозок» К.И. Казакевич и заведующая кафедрой «Организация и безопасность движения» ПГУАС И.Е. Ильина.

Цифры «2121» в названии интенсива указывали на то, что его участникам предстояло заглянуть в будущее на 100 лет, в 2121 год. И не просто заглянуть, но и предложить свои решения по развитию различных сфер нашей жизни. За несколько недель работы в рамках «Архипелага-2121» его эксперты и участники изучили и довели до ума сотни проектов, направленных на совершенствование социально-экономического уклада России. Особое внимание уделялось предложениям по внедрению цифровых технологий.

Одно из главных мероприятий Года науки и технологий продлилось в общей сложности несколько недель. А команда из Пензенской области работала на «Архипелаге» с 5 по 9 августа.

Представители нашего региона участвовали в треке под названием «Цифровые города и регионы». Он был направлен на формирование программ развития регионов, городов и университетов, а также на разработку механизмов поддержки общественно значимых идей и инициатив граждан.

Для многочисленных гостей организаторы мероприятия подготовили большую культурно-развлекательную программу, включающую в себя световое шоу дронов в ночном небе Великого Новгорода, ежедневные просветительские лекции в Новгородском детинце (кремле), живую музыку по вечерам. Но основное время участники «Архипелага-2121» проводили, разумеется, в работе над своими проектами. Мероприятие не зря было названо «интенсивом» - команды работали в очень плотном графике, с утра и до вечера. В итоге на культурную программу и знакомство с городом оставалось совсем немного времени. 

Ирина Евгеньевна Ильина вспоминает: «Это был выход из зоны комфорта, полная перезагрузка мозга. Шло обучение в режиме нон-стоп и многозадачности. «Архипелаг» был устроен так, что человеку приходилось аккумулировать все силы и мыслить только о развитии. Это позволяло находить скрытые ранее ресурсы».

В течение 5 дней представители Астрахани, Белгорода, Волгограда, Екатеринбурга, Новосибирска, Пензы, Перми, Рязани, Салехарда, Самары, Санкт-Петербурга, Сургута, Сыктывкара, Хабаровска и Ханты-Мансийска генерировали идеи и дорабатывали свои проекты. Во время интенсива участники получали навыки критического мышления, что было особенно ценным при создании социально-значимых проектов. Практическая работа чередовалась с обучающими лекциям на тему проектной деятельности.

Основная активность происходила в группах. Эксперты «Архипелага» помогали участникам найти наилучшие решения для разрабатываемых проектов, а также наиболее эффективные способы их презентации.

К 8 августа все 13 команд трека «Цифровые города и регионы» уже представляли свои наработки друг другу. Разумеется - с вопросами и обсуждениями. А 9 августа лучшие проекты были представлены на суд экспертов и модераторов «Архиеплага-2121».

Пензенская команда в Великом Новгороде работала над внедрением бескондукторной формы оплаты проезда в общественном транспорте городской агломерации. Проект предполагает оснащение всех автобусов и троллейбусов терминалами безналичной оплаты на входах, а также установку камер с системой распознавания лиц внутри салонов.

Саму эту идею предложило управление транспорта и связи г. Пензы. Кафедра «Организация и безопасность движения» давно и тесно сотрудничает с этой организацией. И над проектом перехода к бескондукторной форме оплаты проезда чиновники и сотрудники ПГУАС работали вместе.

Предполагается, что такое новшество приведет к значительной экономии средств, затрачиваемых на финансирование городского общественного транспорта. Кроме того, новая форма оплаты должна стать более удобной для пассажиров: кондуктор больше не станет ходить по салону, и так переполненному людьми, не нужно будет беспокоиться о наличии мелочи в карманах и т.д. Бескондукторный формат увеличит привлекательность общественного транспорта для горожан, тем самым уменьшив количество автомобилей на дорогах. Это, в свою очередь, благоприятно скажется на экологии и позволит снизить число аварий. А камеры внутри салона увеличат уровень безопасности, дадут определенную защиту от вандалов и хулиганов.

Есть у проекта и возможные негативные последствия. Например, люди, работающие сегодня кондукторами, останутся без работы. Но многих из них можно будет трудоустроить контроллерами в общественный транспорт. А контроллеры нам понадобятся, особенно на первом этапе внедрения новой системы оплаты. Ведь по имеющимся прогнозам, переход на бескондукторную работу автобусов и троллейбусов может увеличить количество безбилетников до 40%. Эта проблема решается с помощью работы контроллеров и камер наблюдения.

Согласно опросу, проведенному среди пензенцев, большинство жителей нашего города одобряет введение новой системы оплаты с помощью валидаторов на входе. Правительство региона также дало добро на разработку данной темы. Благодаря такому положительному отношению общества и власти, делегация от Пензенской области и отправилась на «Архипелаг-2121», чтобы усовершенствовать свой проект и получить советы по его реализации от экспертов высокого уровня.

И действительно, во время интенсива изначальные задумки пензенцев удалось заметно доработать и дополнить. «На «Архипелаге-2121» мы на ходу меняли свой проект. В Великий Новгород наша команда приехала с идеей просто поставить валидаторы в общественный транспорт. А во время интенсива мы добавили в проект еще и возможности FacePay, оплаты «лицом», - отмечает И.Е. Ильина.

Идея использовать в качестве идентификатора при оплате проезда не карточку, а лицо пассажира, достаточно затратная при реализации, но очень перспективная. Интересно, что современные технологии позволяют правильно распознавать лица людей, даже если граждане входят в салон автобуса в шапке или в медицинской маске.

Эксперты «Архипелага» высоко оценили проект пензенцев. Он уверенно вошел в пятерку лучших в своем треке.

Что еще очень важно, в рамках интенсива участники от Пензенского региона нашли потенциальных инвесторов и участников проекта. Были обнаружены точки пересечения интересов с представителями нескольких регионов России - Перми, Екатеринбурга, Самары и Ханты-Мансийского автономного округа.  

И.Е. Ильина отмечает и другие положительные итоги участия в интенсиве «Архипелаг-2121»: «Я познакомилась с новыми людьми, обладающими высокими знаниями в разных сферах. Мы расширили свои компетенции, посмотрели, «чем дышат» другие регионы, как у них решены проблемы с общественным транспортом. По своему проекту мы получили ценные замечания и рекомендации. То есть, при его реализации мы уже не будем наступать на те грабли, на которые наступали другие регионы. А еще мы получили признание российской общественности заслуг нашего Пензенского региона. Теперь и за пределами нашей области знают, что мы движемся, не стоим на месте,  занимаемся цифровизацией».

   {gallery}/изображения/новости/130821/1{/gallery}