Очередная встреча в формате «Диалог на равных» состоялась в ПГУАС 21 мая 2021 г. На этот раз со студентами пришел пообщаться начальник УГИБДД УМВД России по Пензенской области А.В. Шматков.
Дороги, которые нас выбирают
Встреча с главой Госавтоинспекции проходила в необычном формате. Впервые в «Диалоге на равных» приняли участие школьники и учащиеся Пензенского колледжа транспортных технологий, приглашенные в наш вуз. И, конечно же, пообщаться с А.В. Шматковым пришли студенты и преподаватели Автомобильно-дорожного института ПГУАС.
Представляя гостя, ректор С.А. Болдырев напомнил: «Мы с 2020 года приглашаем к себе в университет известных людей из Пензенской области. Делаем мы это с одной простой целью - чтобы вы могли увидеть, что это такие же люди. Их не надо бояться. В свое время они были такими же студентами, как и вы. Поэтому вопросы Антону Витальевичу задавать можно и нужно. Главное – спрашивайте то, что вам действительно интересно».
Чтобы завязать разговор со студентами, А.В. Шматков немного рассказал о себе. Родился он в Сыктывкаре, но с 1991 г. постоянно живет в Пензе. После окончания ПГПУ в 2000 году А.В. Шматков сразу пошел работать в правоохранительные органы, где в итоге и дослужился до должности начальника УГИБДД.
«Приходя в органы внутренних дел, я никогда не думал, что буду работать в Госавтоинспекции. И уж тем более я не предполагал, что стану начальником ГИБДД целой области. Для меня это оказалось делом случая», - сказал А.В. Шматков.
Отвечая на вопросы студентов, Антон Витальевич раскрыл еще несколько деталей своей биографии. Он женат, растит двоих детей, которые учатся в кадетской школе. Сын А.В. Шматкова - чемпион города по кикбоксингу. Свое свободное время начальник УГИБДД предпочитает проводить с семьей. Любит отдыхать на природе, занимается спортом и играет в компьютерные игры.
ГИБДД в цифрах и фактах
Студенты и школьники, присутствовавшие на встрече, прислушались к совету С.А. Болдырева и действительно спрашивали у А.В. Шматкова то, что интересовало их самих. Многие вопросы имели четкую практическую направленность. Например – как устроиться работать в ГИБДД, и какие льготы полагаются ее сотрудникам.
А.В. Шматков заверил студентов, что стать сотрудником его организации довольно просто, особенно для выпускников Автомобильно-дорожного института. Для этого даже наличие высшего образования не всегда является обязательным условием. Главные требования – возраст от 18 лет и хорошая физическая подготовка. Кроме того, в ГИБДД не берут судимых и имеющих за последний год административные нарушения. «Но главное – это желание. У нас порядка 30-40 человек из руководящего состава раньше учились здесь, в ПГУАС. Мы будем рады вас видеть у себя», - сказал А.В. Шматков.
Что касается льгот, то их у работников ГИБДД довольно много. Например, они имеют возможность выйти на пенсию по выслуге лет уже в 33 года, так как 1 день службы в ГИБДД засчитывается как полтора дня стажа. «Из-за этого у нас отмечается высокая текучесть кадров. Работа напряженная, и многие отрабатывают свое и уходят на гражданские специальности», - отметил А.В. Шматков. А еще сотрудникам ГИБДД дают бесплатные путевки, и отпуск у них довольно большой (иногда его длительность доходит до 2 месяцев).
Конечно же, очень многие вопросы во время «Диалога на равных» касались сферы профессиональной деятельности А.В. Шматкова. В частности, его просили дать оценку ситуации на дорогах Пензы. «Я всегда говорю так: обстановка может поменять в любую секунду. Вчера, например, не было ни одного ДТП. Сегодня только с утра по сводкам мне передали о четырех происшествиях. Если сравнивать нынешнее положение дел с прошлым годом, то сейчас идет снижение по всем показателям – по количеству ДТП, погибших и раненых. В целом ситуация на дорогах контролируемая», - ответил А.В. Шматков.
Студент четвертого курса ПГУАС поинтересовался у главы областной ГИБДД, будут ли на дорогах Пензы организовывать «зеленую волну» - согласованную работу светофоров, делающую движение автомобилей безопасным и комфортным. А.В. Шматков ответил, что в нашем городе такая система уже действует на участке от ул. Луначарского до конца пр. Победы. Имеется у нас и «умный» пешеходный переход (рядом с восстановленным собором), подсветка которого включается при приближении человека. А в будущем в Пензе предполагается внедрение интеллектуальных транспортных систем с куда большими возможностями, чем «зеленая волна» или «зебра» с датчиками.
Студенты колледжа и ученики пензенских школ тоже проявили во время «Диалога на равных» высокую активность, задали много вопросов. Их интересовало, могут ли россияне, не достигшие 18 лет, получать права на управление автомобилем, как долго в базах данных хранится информация о нарушениях на дорогах, и что делать с водителями, которые постоянно загромождают своими машинами пространство у ритуального зала рядом с ул. Маршала Крылова.
А.В. Шматков отвечал, что граждане России до своего совершеннолетия прав на вождение авто не получат, и никаких изменений в этом вопросе не предвидится. Скорее, наоборот, правила могут ужесточить так, что 18-летним водителям запретят управление транспортными средствами без сопровождения взрослого. Информация о нарушениях хранится в электронных базах данных очень долго, практически бессрочно. А ситуацией с парковками у ритуального зала ГИБДД занимается. Но проблема эта системная, и сотрудники ДПС мало что могут с ней сделать. Просто в наше время в городе очень много машин и мало парковок.
Когда А.В. Шматкова попросили рассказать интересную историю из его студенческой жизни, он поначалу отнекивался, но потом все-таки вспомнил одну «страшилку» времен своей молодости: «Мы, студенты исторического факультета, летом проводили время на раскопках. На старших курсах мы копали Золотаревское городище, а до этого – пещеры в Наровчате. Там есть монастырь, и в подземных ходах под ним когда-то проживали монахи. Занимаясь там раскопками, мы натыкались и на захоронения. Мы находили останки людей в любом положении – сидячем, стоячем. Нам это было интересно и даже весело».
Закрывая тему своей учебы в вузе, глава ГИБДД сказал: «Поверьте мне, я не был хорошим студентом. Единственный раз я закончил полугодие на все пятерки на четвертом курсе».
Как помочь ГИБДД
Когда поток вопросов от студентов и школьников несколько иссяк, к беседе подключались представители старшего поколения. Заведующая кафедрой «Организация и безопасность движения» ПГУАС И.Е. Ильина предложила А.В. Шматкову наладить сотрудничество между вузом и его ведомством: «Статистика свидетельствует, что виновниками ДТП в 90% случаях являются водители. Но на дорогах присутствуют не только они, но и пешеходы, пассажиры. В связи с этим я хочу сказать, что кафедра «Организация и безопасность движения» готова разработать программу безопасности дорожного движения, учитывающую человеческий фактор. В ней будет анализироваться социальный и правовой статус человека. Это, например, мамочки с колясками, инвалиды, дети на велосипедах, дети-пассажиры – как им лучше вести себя на дорогах. В перспективе мы можем предложить еще и программу улучшения безопасности дорожного движения». А.В. Шматков пообещал обратить внимание на данные наработки ПГУАС.
«Мы будем очень рады, если вы направите студентов к нам на стажировку и практику», - добавил начальник областной ГИБДД.
Сотрудник школы №64, присутствовавший на встрече, поинтересовался, как сознательные водители могут помочь инспекторам ГИБДД. Принимает ли инспекция данные с видеорегистраторов в качестве доказательств?
А.В. Шматков ответил, что система взаимодействия его ведомства с населением уже существует. Помощь от простых водителей и пешеходов для ГИБДД приходится весьма кстати. Ведь во всей Пензенской области работает лишь 704 сотрудника Госавтоинспекции. Из них непосредственно в ДПС трудятся всего 414 человек.
«Мы ежедневно по сообщениям граждан привлекаем очень много нарушителей. Для этого нам нужно сообщить время и место нарушения, а также прислать фото или видео подтверждение. Еще вы нам окажете большую помощь, если станете выявлять водителей в состоянии алкогольного опьянения. Поверьте мне, мы на эту информацию реагируем очень быстро.
В день мы материалов по 50 принимаем от населения. Потом по ним возбуждают административные дела. Хотя сейчас в основном они касаются неправильной парковки, а не нарушений на дорогах», - отмечает А.В. Шматков.
Антон Витальевич затронул и моральную сторону сотрудничества населения с ГИБДД: «Многие видят пьяного и думают: «Пусть себе едет, он же меня не трогает». А этот пьяный водитель через несколько метров собьет ребенка, или вашего родственника. Многие называют сообщения в ГИБДД стукачеством, говоря уличным языком. Ребята, это не стукачество, это вопрос выживания».
Завершая встречу, А.В. Шматков еще раз обратился к студентам и школьника с просьбой соблюдать правила дорожного движения. Ведь последствия неосторожности и невнимательности на дорогах бывают очень серьезными. Антон Витальевич говорит об этом так: «В свое время я предложил автошколам: «Берете своих слушателей и ведите их в морг. Или показывайте им тот ужас, который происходит на местах ДТП». Могу сказать по себе: я работал в Чечне, и там видел меньше «жести», чем здесь на дорогах».
«Диалог на равных» с А.В. Шматковым продлился около часа. «Я бы с удовольствием еще с вами побеседовал», - признался начальник ГИБДД в конце встречи.
«Вы - молодое поколение. За вами будущее нашей страны. Соблюдайте правила дорожного движения, и все будет хорошо», - таким напутствием завершил свой диалог с молодежью А.В. Шматков.
{gallery}/изображения/новости/260521/1{/gallery}