Участником очередной встречи в формате «Диалог на равных» стал начальник департамента градостроительства и архитектуры Пензенской области - главный архитектор нашего региона Л.В. Иоффе. 16 марта 2021 г. студенты ПГУАС узнали много нового и о самом Леониде Владимировиче, и о его деятельности по развитию Сурского края.
Ведущая «Диалога на равных» председатель студенческого клуба ПГУАС Анастасия Стрельцова отметила, что Л.В. Иоффе - очень частый гость в нашем университете. И это действительно было заметно: гость вел себя уверенно, и некоторых студентов, пришедших на встречу, он явно встречал не в первый раз. Например, со старшекурсником Леонидом Маринцевым Леонид Владимирович начал общаться на градостроительные темы уже довольно давно, и во время «Диалога на равных» они просто продолжили свой разговор.
«Отношение к университету у меня семейное», - говорит Л.В. Иоффе. Он является выпускником строительного института и с большой любовью вспоминает годы учебы.
Представляя гостя, ректор ПГУАС С.А. Болдырев попросил студентов: «Не забрасывайте его вопросами и ни в чем не обвиняйте. Просто поговорите с ним». Но без вопросов, конечно же, не обошлось. За час с небольшим Л.В. Иоффе успел дать ответы двадцати студентам.
В разговоре с главным архитектором области темы поднимались самые разнообразные – от перспектив использования искусственного интеллекта в градостроительстве до реконструкции верхней части улицы Московской. На некоторые вопросы Л.В. Иоффе отвечал сразу. По поводу других он либо обещал ответить чуть позже, либо предлагал устроить встречу с профильными специалистами.
Вот некоторые темы, которые успел затронуть Л.В. Иоффе во время «Диалога на равных».
Как стал архитектором?
Вообще я хотел стать художником, и после школы шел поступать в художественное училище. Но в силу то, что у меня был слишком веселый характер и я был очень подвижным молодым человеком, на экзамене у меня случился конфликт с одним пареньком, и нас обоих благополучно выгнали из этого училища. После этого я и стал архитектором.
Но, хочу сказать, что работу архитектора я всегда любил. В школе я просто очень мало знал про эту профессию, поэтому и не хотел им становиться.
Чем запомнились стройотряды?
Мы строили детские площадки, вырубали деревянных гномов и лис для детских садов. Я возводил Алтайский коксохимический комбинат. Этого нельзя забыть. Это была очень масштабная стройка, которая просто поражала воображение. Я, наверное, больше таких проектов и не видел в своей жизни.
А когда я не работал в стройотрядах, то трудился где-то еще. И так жили абсолютно все молодые люди, по крайней мере – мужского пола.
Можно ли много зарабатывать, работая архитектором?
Можно. Но для этого нужно иметь здоровое сердце, крепкую нервную систему и много знаний – профессиональных и правовых.
Вообще, это вопрос конъюнктуры – на кого следует учиться, чтобы заработать много денег. Конечно, сейчас очень востребованы градостроители. Но их работа очень политизирована, и она все-таки больше административная. Самые денежные профессии – это, скорее всего, дизайнеры, которые работают по магазинам, квартирам. Сейчас еще и ландшафтные архитекторы востребованы.
Но все зависит от того, какие вы ставите перед собой задачи, к чему вас тянет. Не думаю, что финансовая составляющая пересилит вашу тягу к науке или к искусству. А профессии все востребованы, если вы в них хороший специалист.
Как правильно проводить свободное время?
Феерично. Чтобы запомнилось и долго вспоминалось. И чтобы не было сожалений о проведенном времени.
Лично у меня свободного времени очень мало. Товарищи меня иногда спрашивают: «Ты о чем мечтаешь?» А я мечтаю об одном – прийти домой, сесть на диван и посмотреть телевизор хотя бы час в спокойной обстановке, чтобы никто не дергал. Ведь моя работа – это постоянные разговоры с людьми, мероприятия, какие-то форс-мажоры. Времени на то, чтобы побыть одному, почти не остается. Но если есть возможность взять планшет или лист бумаги и заняться творчеством, то конечно, я с удовольствием это делаю. Однако для этого нужно остаться одному хотя бы на час.
Еще я люблю ездить на велосипеде, когда наступает лето. Езжу на работу, с работы. Это тоже меня радует.
Где дают больше знаний – в вузе или на рабочем месте?
Учат и там, и там. Мне нравилось учиться в институте. Но когда я пришел на работу и сел за кульман, то понял, что ничего не знаю. И так вам скажет любой специалист – врач, летчик, машинист какой-нибудь. И это – нормальное явление.
Главное, чтобы учеба вам доставляла удовольствие. Учитесь с удовольствием, а все остальное придет после – вы на работе дошлифуете свои навыки.
Пригодится ли в жизни красный диплом?
Цвет диплома абсолютно не имеет значения. Главное – полюбить то, чем ты занимаешься. Если ты учишься на врача и тебе не интересно учиться на врача – поверь мне, врачом ты не станешь. И горе пациентам, которые к тебе попадут. Важно любить свое дело. А пятерки у тебя или четверки – не важно. Как говорили раньше: «Лучше закончить вуз с красным лицом и синим дипломом, чем с синим лицом и с красным дипломом».
Искусственный интеллект – это помощник для архитектора?
Я могу показаться вам человеком старой формации, но я считаю, что искусственный интеллект убьет человека. Он приведет к гибели сначала личности, а потом всего остального. Когда искусственный интеллект начнет развиваться, человек начнет деградировать.
Наш век цифровизации очень опасен в плане того, что личности сложно остаться личностью. Когда искусственный интеллект в виде интернета позволяет мгновенно получать информацию извне, мы, соответственно, перестаем тренировать свои мозги.
И потом, для людей творческих профессий очень важна интуиция. Ее нельзя заменить чем-то искусственным. Все искусственное хорошо работает на вспомогательных расчетах. Когда мы свой творческий труд отдаем на откуп машине, получается эрзац-продукт.
Каких знаний не хватает студентам?
Сейчас всем не хватает правовых знаний. Это та область, в которой каждому приходиться добирать что-то самостоятельно.
Как сохранить памятники, посвященные Победе в ВОВ?
На повестке дня стоит задача изменить сам подход к документам территориального планирования. Это коснется и благоустройства территорий. Если мы хотим, чтобы «лошадь стояла впереди телеги», то нам нужно правильно планировать работы на территории. В этом году мы, например, многое сделали для обустройства Наровчата. Но к памятнику Воину-освободителю там нельзя водить людей. Его сначала надо привести в порядок.
Сейчас мы создаем градостроительную комиссию, которая будет определять приоритетные задачи на территории. Она сможет правильно распределять ресурсы, правильно вкладывать их в наиболее больные места. Если мы грамотно построим эту работу, то проблема отдельных разрушающихся памятников исчезнет сама собой.
Нужно ли убирать с улиц советскую символику?
Моя позиция следующая: историю надо сохранять, иначе в Пензе камня на камне не останется. Советская символика – это символика страны, победившей фашизм, нашей с вами страны. И сохранять нужно историю не только советского периода, но и всех прочих. Тот, кто не знает прошлого, не построит будущего.
Как быть с рекламой и вывесками, портящими вид города?
То, что за последние 15-20 лет было размещено на фасадах и на отдельно стоящих щитах, называется «визуальным мусором». Сейчас изменились правила благоустройства и начинаются процессы демонтажа подобных конструкций.
Полностью все убрать нельзя. У нас есть бизнес, а значит, должна быть и реклама. Но все должно быть гармонично, современно. В Москве навели в этом отношении порядок. На периферии все сложнее. Это бизнес, это люди. С ними нужно работать очень аккуратно.
Городская администрация сейчас занимается очисткой Пензы от визуального мусора. За предыдущие годы они уже наработали опыт, но убрать предстоит еще очень многое. По крайней мере, центральную, историческую часть города нужно очистить. Я думаю, в ближайшее время ситуация станет получше.
Что будет с верхней частью ул. Московской?
Было бы здорово, если бы вы задали этот вопрос автору проекта благоустройства Марату Кавкеновичу Каскееву, который тоже вышел из этого вуза.
За некоторые территории страшно браться. Но я понимаю, что если сегодня мы не начнем решать больные вопросы, то мы никогда не научимся их разрешать. Поэтому благоустройством ул. Московской мы займемся в ближайшее время.
Каскеев и представители городской администрации сделали анализ каждого здания, зашли в каждый двор, разработали технологический подъезд к каждому дому. Там оставалась пара проблем, но они должны уже были их решить.
Дальше нам все равно придется заниматься реновацией. Сейчас мы на примере ул. Московской научимся решать сложные задачи оперативно.
Возродится ли смотровая площадка «Ласточка»?
Мы начинаем подготовку концепции территории, куда войдет стадион «Труд», парк Белинского, Тропа здоровья, Боевая гора, смотровая площадка «Ласточка». Развитие этой территории начнется в ближайшие год-два. А смотровая площадка останется смотровой площадкой.
Мы соберем сводную группу архитекторов. У ПГУАС тоже будет возможность поучаствовать в разработке концепции.
{gallery}/изображения/новости/300321/1{/gallery}