Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

English French German Italian Portuguese Spanish

24 октября 2023 г. в ПГУАС продолжились мероприятия Сурского инновационного форума. Студенты нашего вуза и других учебных заведений представили свои исследования в рамках конкурса научно-практических работ «Молодежные инновации».

В 2023 году в конкурсе приняли участие представители ПГУАС, ПГУ, Пензенского агропромышленного колледжа и лицея № 21 г. Кузнецка. Больше всего докладов подготовили  студенты из Пензенского государственного университета.

Защиты конкурсных работ проходили в конференц-зале. Вела мероприятие председатель студенческого научного общества ПГУАС Александра Протопопова.

С приветственными словами к участникам обратились эксперты конкурса, члены жюри. Д.и.н. А.А. Королёв посоветовал студентам: «Будьте поувереннее. Не надо никого стесняться. Помните – скромность красит человека в серый цвет. Мы ждем от вас хороших работ. Лично я специально не смотрел даже темы ваших докладов. Для меня все они будут звучать впервые. Дерзайте!»

К.т.н. В.В. Кузина выразила уверенность, что двигателем прогресса является наука. «Пусть ваше новое слово в науке будет локальным и небольшим. Но оно будет вашим. И оно станет работать на будущее, на прогресс», - сказала Валентина Владимировна.

К.э.н. Н.Ю. Карабанова пожелала участникам раскрыть свой научный потенциал, но посоветовала не забывать о регламенте – не более 10 минут на выступление.

Членами жюри конкурса стали люди очень разных научных интересов, и это было неслучайно. Ведь экспертам предстояло оценить доклады, затрагивающие самые разнообразные темы – от факторов всхожести огурцов до тенденций развития маркетплейсов.

Первой выступала студентка Елена Баталина. Она рассказывала про комплекс УРРАН и его применение при железнодорожных перевозках. Сам комплекс представляет собой совокупность стандартов и методик, позволяющих управлять ресурсами, рисками и надежностью. Эта программа, выдающая рекомендации на основе собираемых данные из нескольких источников, уже внедрена РЖД. Елена Баталина предлагает добавить к используемым данным аналитику погрузок и разгрузок, чтобы избежать потерь еще и на этом этапе.

Наталья Баринова свое исследование посвятила теме поддержки молодых преподавателей. В докладе студентка назвала меры по улучшению положения педагогов – предоставление бесплатного жилья на время работы, компенсация проезда или обеспечение собственным транспортом и т.д. Кроме того, Наталья предлагает увеличить в вузах количество бюджетных мест, выделяемых на педагогические направления. Эти меры, по мнению студентки, позволят повысить престиж профессии, интерес к ней, особенно для специалистов, которым предстоит трудиться в сельской местности.

Студентка ПГУАС Татьяна Снадина назвала свой доклад «Комплексные кадастровые работы: опыт и перспективы». ККР осуществляются за счет бюджета и выполняются сразу на больших участках – целых кадастровых кварталах.  Однако Татьяна в своем исследовании делает вывод – данная практика имеет и свои минусы. Например, при проведении ККР сложнее исправлять реестровые ошибки, а последствия таких ошибок могут быть более серьезными.

Всего в конкурсе «Молодежные инновации-2023» приняли участие около 20 студентов.

23 октября 2023 года в ПГУАС начал работу Сурский молодежный инновационный форум. Мероприятие проводится в рамках Всероссийского фестиваля науки «Nauka 0+». Молодежный форум будет проходить с 23 по 25 октября. И первый день был посвящен презентациям и докладам открытого конкурса учащихся «Юные таланты России».

Судя по всему, у школьников Пензы и Пензенской области сохраняется устойчивый интерес к занятию наукой. Как и в прошлом году, в конкурсе «Юные таланты России» приняли участие десятки ребят - около 80 человек. Свои исследования они представили в рамках шести секций: «Прикладные науки», «Естественные науки», «Общественные и гуманитарные науки», «Социально-экономические науки», «Экология, биология» и «Строительство, архитектура и дизайн».

Традиционно участники конкурса выступали в трех возрастных группах: старшая (15-18 лет), средняя (10-14 лет) и младшая (до 10 лет).

Юных участников фестиваля «Nauka 0+», а также их родителей и родственников приветствовала помощник проректора по научной работе, доцент кафедры «Кадастр недвижимости и право» М.С. Акимова. «Главная идея данного фестиваля заключается в популяризации науки, популяризации профессий ученого и преподавателя. Наукой заниматься непросто. Ею занимаются те, кто умеет ставить перед собой цели и достигать их. Но не переживайте – наша комиссия всегда лояльно относится к вам», - обратилась к ребятам Мария Сергеевна.

Проректор по научной работе, к.э.н., доцент А.Н. Сафьянов, выступая на открытии конкурса, сказал участникам: «Задача нашего фестиваля – вовлекать вас в исследовательскую деятельность. А уж вы для себя решите – ваше это или не ваше, соответствуют ли перспективы, открываемые наукой, вашим жизненным целям». Всем ребятам Александр Николаевич пожелал успешной работы.

Представитель Студенческого научного общества  Дмитрий Фадеев рассказал школьникам о своем опыте исследовательской деятельности: «Ваши начинания в науке – это очень большой вклад в будущее. В школьные времена я, также как и вы, писал проекты, защищал их, выходил на областные этапы конкурсов. И в этом году мне удалось выиграть грант на реализацию своего проекта. Если вы продолжите заниматься наукой, у вас тоже все будет хорошо и замечательно».

И, чтобы участники конкурса почувствовали себя бодрее и увереннее, студентка ПГУАС Елизавета Кулагина  спела для них воодушевляющую песню.

После церемонии открытия ребята разошлись по своим секциям. Начиналось самое интересное – защиты проектов.

Как и в прошлые годы, юные исследователи сумели удивить экспертов и членов конкурсных комиссий.  По одним лишь названиям проектов можно было понять, сколь разнообразной бывает наука, особенно когда ею занимаются дети.

Первыми вступали представители самой младшей группы. Так, ученица второго класса Валерия Фетисова изучила историю кукольного театра и сама сшила несколько пальчиковых кукол. А третьеклассник Михаил Маврин придумал и создал настольную игру, знакомящую с правилами утилизации различного мусора. Рассказав немного о своем проекте, Михаил передал членам конкурсной комиссии игровое поле и кубик, чтобы эксперты смогли на практике оценить данную разработку.

Восьмиклассник Альберт Байбулатов (секция «Общественные и гуманитарные науки») изучал предпочтения детей и взрослых в области форматов чтения. Юноша выдвинул гипотезу, что современные школьники любят слушать аудиокниги и подкасты, а их учителя в большинстве своем по-прежнему читают бумажные и электронные книги. Но проведенный Альбертом опрос показал, что бумажный формат все еще является предпочтительным и для взрослых, и для детей.

Дмитрий Аксенов после знакомства со сказками братьев Гримм решил изучить происхождение немецкий имен. Выяснилось, что исконно немецкие имена, возникшие в 7-9 веках,  в современной Германии почти не в ходу (их доля - около 10%).

В секции «Социально-экономические науки» встречались такие необычные проекты, как тканевая книга для изучения английского языка. Презентовала ее целая команда в  составе Екатерины Кривенко, Александры Северьяновой и Егора Титова. Книга сделана преимущественно из фетра. Она призвана вызвать интерес к изучению английского языка у дошкольников, в том числе своей яркостью и нестандартностью использованного материала.

А Дарья Мардишева, выступая в той же секции, представила квест-экскурсию «Герои земли Пензенской». Девушка провела исследование и выяснила, что ее одноклассники хорошо знают только такие достопримечательности нашего города, как памятник Победы и монумент Росток. Дарья с помощью своего квеста хочет исправить данную ситуацию.

Выступающая в секции «Экология, биология» ученица четвертого класса Вероника Лямина выясняла, какие соки полезны, а какие – не очень. Количество красителей и витамина С в напитках, продающихся в магазинах, Вероника проверила с помощью соды и йода. В ходе испытаний выяснилось, что цена далеко не всегда является показателем качества сока.

А Пётр Фёдоров свое исследование решил провести после посещения павильона «Космос» на ВДНХ. Школьник захотел изучить, какие животные и растения побывали на орбите и за пределами земной атмосферы. Пётр выяснил, например, что первым растением в космосе была кукуруза.

В этом году все участницы секции «Строительство, архитектура и дизайн» представляли  одно учебное заведение - детскую школу искусств «Гармония». Девушки в большинстве  своем подготовили проекты с использованием бумажной пластики. К сожалению, из-за дождя участницы привезли только фотографии свои бумажных шляп и костюмов.

Анастасия Карнаухова изучала эко-дизайн и другие актуальные направления в дизайне одежды. А Анна Юрасова исследовала образ пчелы в костюме, его символизм и интерпретации в истории искусства. Посвятить свой проект именно пчелам Анна решила из-за тревожных слухов о массовом вымирании этих насекомых.

Эти и многие другие презентации были представлены на конкурсе «Юные таланты России». А 24 октября в рамках фестиваля «Nauka 0+» и Сурского инновационного форума пройдет второй конкурс - «Молодежные инновации».

11 октября 2023 г. в университете состоялся полуфинальный отбор проектов, заявленных на получение гранта программы «УМНИК». Студенты и аспиранты ПГУАС представили свои научные исследования, а также предложения по их коммерциализации.

Ежегодно молодые ученые нашего вуза участвуют в качестве соискателей программы поддержки талантливой молодежи «УМНИК». Немало студентов ПГУАС уже получили грантовое финансирование в размере полумиллиона рублей на реализацию своих инновационных проектов.

В 2023 году до полуфинала дошли 6 претендентов. В конференц-зале ПГУАС, где проходили защиты, соискателей приветствовал проректор по научной работе А.Н. Сафьянов. Александр Николаевич обратился к обучающимся: «Вам нужно настроиться на конструктивную работу - побороть волнение, кратко отразить свою идею. В финале все будет гораздо сложнее». У членов экспертной комиссии проректор попросил, чтобы те рассматривали заявки серьезно, но доброжелательно.

Многие из тех, кто претендовал в этом году на финансовую поддержку программы «УМНИК», уже достигли определенных успехов, выиграв в сентябре гранты ректора ПГУАС. Поэтому экспертам некоторые из презентованных проектов были знакомы.

Так, аспирант Александр Присевка вновь представил на защиту свою разработку технологии, позволяющей получать гранулы сверхлегкого стеклокристаллического заполнителя. Данный проект уже получил одобрение фирмы «Азия-Цемент». Компания готова производить гранулы, сырье для их производства у организации имеется в избытке. Осталось лишь дождаться, когда Александр подтвердит свои теоретические выводы и доработает технологию производства заполнителя.

Илья Залилов также представил уже знакомый проект использования вклеенных шайб для соединения деревянных конструкций. Экспертов после презентации интересовало, насколько необходимы аддитивные технологии для производства подобных шайб.

И еще один проект, уже получивший грант ректора, - это разработка Ильи Шурыгина. Илья успешно решил проблему использования отходов фирмы «Маякпринт», предложив изготавливать из этой массы защитно-декоративные покрытия. Члены экспертной комиссии предложили соискателю не ограничивать свой проект одной лишь фирмой «Маякпринт», а расширить тему исследования. Наверняка другие обойные производства тоже захотят узнать, как получить прибыль, используя отходы.

На соискание гранта программы «УМНИК» были представлены и новые заявки, недавно разработанные проекты. Студент Никита Бахтеев собирается создать веб-приложение, облегчающее переход с зарубежного программного продукта на отечественный. Речь здесь идет о BIM-технологиях, применяемых в проектной деятельности. Сегодня зарубежная программа «Revit» имеет некоторое преимущество перед отечественной программой «Renga» (в первой больше компонентов, необходимых для работы). Никита Бахтеев собирается сделать веб-продукт, который поможет создавать дополнительные компоненты для  «Renga», в том числе путем их адаптивного переноса из «Revit». Студент собирается запатентовать созданный им алгоритм и полученные с его помощью базы данных.

Алексей Гнусарев представил свой проект создания стенда, на котором можно ремонтировать коробки передач грузовых автомобилей. Достоинством по сравнению с уже существующими моделями студент называет дешевизну стенда (разница в цене примерно в 3 раза) и его удобство в работе. Некоторые фирмы уже заинтересовались разработкой Алексея. Например – предприятие в Каменке, занимающееся ремонтом «Камазов».

Марина Аксенова рассказала о своем проекте веб-сервиса, служащего для оптимизации доставки грузов автомобилями по принципу «точно в срок». По задумке студентки, данный сервис облегчит работу транспортных компаний. Преимуществами программного продукта станут упрощение документооборота и оптимизация логистики. Марина полагает, что полностью разработать данный сервис получится за 3-4 года. И первые годы уйдут на создание математической модели будущего продукта.

После того, как все проекты были представлены, эксперты из числа преподавателей ПГУАС дали несколько советов соискателям. Среди них – рекомендация добавлять в презентации пункт об уже достигнутых успехах (статьях, дипломах, выигранных грантах по исследуемой теме и пр.), а также совет не забывать о возможностях коммерциализации проектов.

В рамках всероссийского проекта «Университетские смены» в Пензу приехали 55 детей из Запорожья. Они прибыли в наш город 19 октября 2023 года. На ближайшие 10 дней ребята из нового российского региона станут гостями ПГУАС. Проживать они будут на территории университетского профилактория.

За время, проведенное в Пензе, ребята познакомятся с вузом и студенческими объединениями  -  студотрядами, волонтерским центром, научными сообществами, творческими коллективами и т.д. Для гостей будут организованы экскурсии по Пензенской области. Ребята познакомятся с крупными предприятиями региона, с историческими и культурными объектами. Для участников «Университетской смены» подготовлена и обширная развлекательная программа.

Помимо этого, дети из Запорожья смогут лично пообщаться с видными деятелями культуры, политики и образования Пензы – с ректором ПГУАС С.А. Болдыревым, первым заместителем председателя правительства региона О.В. Яговым, директором картинной галереи К.В. Застрожным и т.д.

19 октября, в первый день своего пребывания в Пензе ребята из Запорожья поучаствовали в квесте, подготовленном студентами ПГУАС. А торжественное открытие смены запланировано на 20 октября.

Проект «Университетские смены» стартовал в 2022 году для детей из Донецкой и Луганской народных республик, городов Херсона и Мелитополя. Организаторами проекта стали Министерство науки и высшего образования РФ, Министерство просвещения РФ и Российское Движение Детей и Молодежи. Каждая смена проводилась на базе вуза - участника проекта и длилась 10 дней. Ребята посещали лекции и экскурсионные программы, узнавали об истории России и культуре ее народов, посещали музеи, театры и памятники.

В первый год проект дал очень хорошие результаты. Поэтому его решено было продлить, расширив список участников. В 2023 году ПГУАС стал первым пензенским вузом, принимающим гостей из новых российских регионов в рамках «Университетских смен».

5 октября 2023 г. состоялась экскурсия студентов нашего университета по одному из крупнейших пензенских заводов. Экскурсия в АО «ППО ЭВТ им. В.А. Ревунова» проходила под руководством к.э.н, доцента кафедры «Экономика, организация и управление производством» Т.Н. Чудайкиной.

Визит на производство носил ознакомительный и профориентационный характер. В экскурсиях приняли участие студенты Института цифрового управления ПГУАС групп 20Эк1, 21Эк1, 22Мен1 и 21ИСТ1. Всего – 55 человек.

Подобные ознакомительные походы на пензенские предприятия организуются кафедрой «Экономика, организация и управление производством» регулярно. Например, в прошлом году студенты посещали такие известные компании, как «Термодом» и «Флагман».

В этот раз обучающихся заинтересовало ППО ЭВТ им. Ревунова. Ребята хотели узнать, как выглядит современное производственное предприятие и как оно функционирует.

Татьяна Николаевна Чудайкина рассказывает: «Нам показали территорию завода – она просто огромная.  Все очень ухожено. У предприятия даже есть свой фонтан и парковая зона. У них очень много цехов, складов, подсобных помещений. Работает там около 2000 человек. Видно, что все сотрудники при деле, хорошо знают и выполняют свои обязанности. Нам показали весь процесс производства, вплоть до окраски деталей. На заводе все максимально автоматизировано, но и ручной труд там тоже имеется. В месяц предприятие выпускает около 10000 кухонных плит, и все они сразу же реализуются. Но основное их производство – это запчасти для спецтехники и самолетов».

Экскурсии проходили двумя большими группами. Студенты побывали на участке с фрезерными станками, заглянули в особую печь для обжига деталей, понаблюдали за отправкой готового товара оптовым покупателям. Разумеется, ребята интересовались и теми аспектами работы, которые имели отношения к выбранным направлениям их обучения – экономике, менеджменту, цифровым технологиям.

«У них огромный финансово-экономический отдел, – отмечает Т.Н. Чудайкина. -  Представители предприятия сказали, что готовы принимать наших студентов на работу. Девочки с 4 курса, скорее всего, будут проходить у них практику. Главный инженер сказал нам, что зарплата на заводе сейчас достойная».

В планах этого года – еще несколько студенческих экскурсий на пензенские предприятия. Преподаватели кафедры «Экономика, организация и управление производством» собираются познакомить ребят с компанией «Термодом», показать им все этапы строительства. Кроме того, есть предварительная договоренность об экскурсии в компанию «Энтазис», в том числе и о посещении их знаменитого Клубного дома.