5 июня 2024 года д.э.н., профессор Эдуард Викторович Кондратьев провел обучающее занятие для старшеклассников. Мастер-класс проходил в рамках Летней школы управления ИЦУ.
За первую половину недели участники Летней школы управления успели многое. На занятии д.э.н., профессора С.Д. Резника ребята освоили навыки тайм-менеджмента и искусства управлять собой. Студентка Валерия Полосина доказала старшеклассникам на собственном примере, что карьеру реально начинать строить даже не со студенческой скамьи, а со школьной парты. На мастер-классе к.э.н., доцента М.И. Романенко участники Летней школы управления улучшили свои навыки публичного выступления, попробовали силы в деловых переговорах. А в среду 5 июня учеников ждала встреча с человеком, которому есть что рассказать о менеджменте и с точки зрения теории, и с точки зрения практики.
Профессор Э.В. Кондратьев на своем занятии предложил школьникам совместно обсудить, что такое менеджмент и как правильно управлять фирмой.
За время мастер-класса Эдуард Викторович затронул сразу несколько больших тем. Он рассказал о видах менеджмента, о структуре производственных систем, о правильной организации производства. Но, пожалуй, основное внимание профессор уделил роли человека в управленческой науке и практике.
Э.В. Кондратьев отметил, что начальник может относиться к своим подчиненным по-разному. Он может воспринимать их просто как рабочую силу (как «говорящую лошадь»). Может считать людей носителями должности, исполнителями должностных инструкций. А может признавать работников субъектами. При таких разных подходах и методы воздействия на персонал будут разными, и отдача будет заметно различаться.
Общая мысль, которую постарался донести Эдуард Викторович: «Люди хорошо работают только тогда, когда хотят работать». А чтобы они захотели, нужно либо поставить персонал в жесткие условия («Не будешь работать – умрешь с голоду»), либо (что правильнее и эффективнее) сделать работу интересной.
Рассказывая о практике менеджмента, Э.В. Кондратьев привел несколько реальных примеров того, как удалось повысить эффективность производства. Так, одному из российских заводов по производству бойлеров потребовалось оперативно увеличить производительность в 4 раза (это было необходимо для выполнения контракта с Китаем). Чтобы понять, как этого можно добиться, решено было изучить каждый этап, каждую операцию, происходящую на предприятии при создании продукции. Выяснилось, что некоторые операции по времени занимают несколько секунд, а некоторые - более 5 минут. Следовательно, один-два таких трудоемких этапа задерживали все остальное производство в десятки раз.
По результатам проведенного анализа решено было перераспределить рабочих – поставить гораздо больше людей на операцию, требующую много времени. Для этого пришлось переобучить некоторых сотрудников. Но в результате такой перестановки продолжительность самой долгой операции в цикле производства составила чуть больше минуты. Это ускорила создание итоговой продукции более чем в 4 раза.
Менеджеру важно быть готовым к изменениям, - говорил участникам Летней школы управления Э.В. Кондратьев. Бывает так, что на предприятиях за предложенное когда-то хорошее решение держатся до последнего. Но с годами даже лучшие управленческие схемы теряют свою актуальность и полезность, начинают тормозить фирму. Менеджеру важно уметь вовремя отказываться от того, что раньше приносило пользу. И свой мастер-класс Эдуард Викторович закончил обращением к старшеклассникам: «Желаю вам чувствовать ритм жизни и изменяться тогда, когда это необходимо».