Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

English French German Italian Portuguese Spanish

12 февраля 2024 года в седьмом корпусе ПГУАС состоялась презентация коллекции старинной одежды фольклориста Татьяны Стаильской. С историей русского народного костюма познакомились студенты направления «Дизайн», а также иностранцы, обучающиеся в нашем университете на курсах русского языка. 

Студенты ПГУАС, углубленно изучающие дизайн костюма, нередко занимаются реконструкцией старинной одежды народов России. Теперь у ребят появился уникальный материал для новых исследований. Ведь преподаватели кафедры «Дизайн и художественное проектирование интерьера» познакомили студентов с коллекционером народных костюмов и иных объектов народного творчества.

Участниками встречи с Татьяной Стаильской стали и иностранные граждане, обучающиеся в нашем вузе. Юноши и девушки из Алжира, Конго и Чада пришли, чтобы познакомиться поближе с русской культурой. Посетить данное мероприятие помогла им к.ф.н., доцент кафедры «Иностранные языки» Ольга Сергеевна Милотаева.

Когда студенты пришли в зал для презентаций седьмого корпуса, там уже были выставлены русские платья и рубахи, головные уборы, украшения, платки, образцы тканей. Перед началом беседы ребята могли подробно познакомиться с данной коллекцией, попробовать ее на ощупь. 

«Я являюсь собирателем и хранителем старины,  - представилась студентам Татьяна Стаильская. - Все, что вы здесь видите,  - это плод многолетней работы. Коллекция собиралась мной и моей семьей. Мы часто ездим в экспедиции. Наша задача – не просто собрать, изучить и сохранить, но еще и показать костюмы и предметы старинного быта молодому поколению, чтобы вы понимали – это наша история, история нашей культуры».

Почти все предметы в представленной коллекции – это подлинники, созданные вручную. Татьяна Стаильская рассказала истории появления некоторых элементов костюма в своей коллекции. При этом она отметила, что такая одежда, сделанная вручную и долгое время хранящаяся в семье, бывает очень сильно связана с личностью своего владельца и создателя. Это совсем не то, что предметы массового производства, - по старинному костюму порой можно определить судьбу человека, узнать о его жизни.

Большинство экспонатов, показанных в ПГУАС, были созданы в девятнадцатом веке. В те времена для русского крестьянина (и тем более крестьянки) костюм в какой-то степени был аналогом паспорта. По элементам одежды можно было узнать даже статус человека. Татьяна Стаильская: «Например, идет женщина вот в таком костюме, и все вокруг понимают, что она ждет мужа с войны. Потому что есть определенные знаки. В частности, этот бардовый цвет, этот сатин – они указывают на печаль. Ведь у женщины-солдатки был определенный статус: ее мужа нет рядом, а значит, она не защищена. Поэтому в семье у такой женщины было незавидное положение. Ее часто не сажали за общий стол, поручали самую тяжелую работу».

Вообще народный костюм наполнен символикой, прошедшей через столетия. В Черноземье, в центральной России крестьяне, как правило, занимались земледелием. Отсюда и значение символов на платьях. К примеру, клетка на юбках-понёвах символизирует распаханную землю. Красный цвет праздничных нарядов – это  символ солнца. Другие солярные элементы служили украшением декоративных элементов.

Татьяна Стаильская рассказала студентам о том, как и из чего создавали материалы для платьев, о региональных отличиях в костюмах. Для более наглядной демонстрации головных уборов, в том числе и богато украшенной бисером «сороки», хранительница старины пригласила несколько девушек из числа зрителей.

Как правило, в запасах одной крестьянской семьи имелось несколько очень разных костюмов. Татьяна Стаильская: «Женщины готовили для себя много одежды. Например, когда у меня бабушка выходила замуж, у нее было 12 нарядов. Она мне объясняла: «Как же без этого? Мне надо ходить в гости. Обязательно должно быть много будничной одежды. Обязательно нужна праздничная одежда. Нужно платье, чтобы ходить в церковь». Бывало даже, что одежду шили себе специально для некоторых праздников. Поэтому с ноября и в зиму женщины делали много нарядов, чтобы потом весь год спокойно заниматься натуральным хозяйством и не думать о том, что надеть. А когда девушка выходила замуж, она должна была приготовить еще больше одежды, в том числе и рубашки для будущего мужа. А ведь мужчинам нужно было много костюмов. Их одежда быстро изнашивалась во время повседневной работы. Поэтому и у меня в коллекции мало мужских костюмов – они плохо сохраняются».

Тем не менее, несколько мужских рубах Татьяна Стаильская принесла на презентацию в ПГУАС. Чтобы лучше понять, как эта одежда смотрится на человеке, в русские народные костюмы обрядили двух чернокожих парней. Смотрелось это экзотично. Впрочем, рубахи ребятам пришлись вполне к лицу.

Старший преподаватель кафедры «Дизайн и художественное проектирование интерьера» Елена Владимировна Матюшина по итогам встречи сделала для себя вывод: как минимум несколько из показанных платьев следует внимательно изучить, а полученные знания использовать в обучающем процессе. Со своей стороны, Татьяна Стаильская готова к сотрудничеству с ПГУАС и намерена еще не раз прийти в гости в наш университет.

***

Татьяна Николаевна Стаильская – певица, фольклорист, исследователь народного костюма. Сегодня в ее коллекции находится порядка 500 элементов старинной одежды и украшений. Татьяна Стаильская нередко устраивает выездные выставки в школах, библиотеках. Недавно она демонстрировала свои костюмы на ВДНХ, в павильоне Пензенской области.

Интересы фольклориста не ограничиваются одними лишь костюмами. Татьяна Стаильская: «Я исполняю традиционные, семейные песни. Многие из них я узнала от своей бабушки. У меня есть целые сборники песен, а также очень много информации по обрядам, традициям. С удовольствием занимаюсь этой темой. В основном я это делаю для души. Но многие вопросы я стараюсь исследовать глубже. По большей части сведения я беру не из книг, а из разговоров с людьми старшего поколения во время экспедиций.  Даже из обычного, обиходного разговора можно узнать очень многое».

Впрочем, информацию о народной культуре и народном костюме сегодня добыть не так-то просто. «Еще есть люди, которые хранят старинную одежду. Но, к сожалению, они уже почти ничего не знают о ней. «Мы ее не носили, мы не знаем, как она называется», - так они говорят. Но находятся люди, у которых есть подобные знания. Мы, фольклористы, часто общаемся, созваниваемся друг с другом, обмениваемся информацией», - говорит Татьяна Стаильская.