Три студентки ПГУАС – Вероника Кривошеева, Дарья Варламова и Анна Польникова - приняли участие в интенсиве «Зеленый курорт: комплексное развитие архитектурно-ландшафтной среды прибрежной территории». Заезд проходил с 23 по 29 октября 2023 года в Академии творческих индустрий «Меганом» в Крыму. Студентки разработали проект озеленения зданий на территории академии. Если эти задумки будут реализованы, то облик «Меганома» серьезно изменится к лучшему.
Проект за неделю
В 2023 году начала свою работу Академия «Меганом», одна из главных площадок арт-кластера «Таврида». Образовательный центр располагается в живописной бухте Капсель в Крыму, рядом с горами. Именно здесь студенты ПГУАС провели неделю, работая над проектами федерального уровня.
Образовательный центр нового формата «Меганом» создавался в интересах талантливой молодежи - представителей культуры, искусства и творческой индустрии. Логично, что такое место должно и выглядеть по-особенному. Представители арт-кластера Таврида» решили сделать академию более «зеленой», украсив здания и окружающее пространство живыми растениями. А создание идей и решений такого озеленения доверили молодежи. Для работы над соответствующими проектами был организован тематический интенсив.
По результатам конкурсного отбора три студентки ПГУАС вошли в команду, состоящую из 14 человек. Они выбрали кейс по вертикальному озеленению зданий. Задачей команды было проработать решение для творческих мастерских, жилых корпусов и гостевого центра Академии.
Еще один студент нашего университета Максим Полозов принимал участие в том же интенсиве «Зеленый курорт», но занимался другим проектом – созданием оранжерей на территории «Меганома».
Как отмечают студенты, уровень мероприятия оказался более серьезным, чем на обычных заездах «Тавриды». Требований было больше, а свободного времени почти не оставалось. Работа над проектом, образовательные лекции, другие мероприятия – все это занимало большую часть суток, оставляя очень мало времени для отдыха и сна. Тем не менее, участники были довольны такой плотной программой.
«Понятно, что в режиме обычной размеренной жизни такая загруженность привела бы к тому, что ты стал бы злым, не выспавшимся, - говорит Анна Польникова. - Но когда принимаешь участие в воркшопах и интенсивах, ты себя по-другому ощущаешь. Для таких мероприятий нормально вмещать в сжатые сроки очень насыщенную программу».
Корабли и купола
Обучаясь в группе 20Арх1 на Архитектурном факультете ПГУАС, студентки почти не изучали ландшафтный дизайн. Для них это была новая сфера знаний, которую во время интенсива приходилось осваивать «на ходу». Однако девушки не только учились новому, но и вносили в итоговый проект свое архитектурное видение, своеобразие. Это сделало итоговый проект нетипичным и интересным для заказчика.
Вероника Кривошеева рассказывает: «В «Меганоме» у нас были лекции о ландшафтной архитектуре. Мы изучали местные условия, климат, чтобы в дальнейшем использовать эти знания в своем проекте. Еще мы слушали лекции на более общие темы с примерами того, как может осуществляться озеленение. Информацию нам давали в основном такую, которая пригодится в работе. Например, новой для нас темой было вертикальное озеленение. В университете мы этим никогда не занимались. А основное время у нас занимала практическая работа над проектом».
Дарья Варламова добавляет: «Очень интересно было узнать про климат Крыма. Там выделяется несколько зон – очень засушливые, не слишком засушливые, влажные. В бухте Капсель, например, дуют сильные ветра, и в почве скапливается много соли. Поэтому в своем проекте мы выбирали те растения, которые смогут вырасти в таких условиях».
Действительно, бухта Капсель очень засушливая. Далеко не всякое растение там сможет прижиться. Это приходилось учитывать в работе над проектом. В команде, занимавшейся вертикальным озеленением, была только одна девочка-«ландшафтник». Подбором подходящих цветов и растений занималась в основном она.
Анна Польникова: «Мы, как будущие архитекторы, генерировали много идей. Даже наш куратор Елена сказала, что с нами очень интересно работать. «Ландшафтники» привыкли к обыденным идеям, которые будут наверняка реализуемыми. А мы накидали множество предложений и до конца смены пытались придумать, как бы их реализовать».
В основу концепции своего проекта команда решила заложить базовые символы «Тавриды». Их три: солнце как общий символ, дерево как идея для пространственного оформления территории, и цифра пять, означающая пять главных направлений деятельности Академии (им соответствуют пять цветов).
Самые масштабные изменения команда, в которой трудились студентки ПГУАС, предложила для гостевого центра Академии «Меганом». На крышу здания предполагается установить геодезический купол. Это добавит гостевому центру выразительности. Кроме того, от купола к земле должны спускаться пять широких лент, выполненных в цветах пяти направлений «Тавриды». Эти ленты-дорожки станут каркасом для элементов озеленения. На уровне первого этажа к ним будут крепиться кашпо с растениями, а выше предполагается поместить искусственную зелень, которую не нужно поливать и пропалывать.
Когда здания академии «Меганом» строились, никакого вертикального озеленения на нем не подразумевалось. Соответственно, резервов допустимой нагрузки в строениях особо не было. Поэтому команде приходилось работать в условиях ограничения по конструктиву.
Анна Польникова: «Мы сомневались, выдержит ли здание такую нагрузку. Но когда мы посмотрели рабочие чертежи гостевого центра, то увидели, что в середине стоят пять несущих колонн. Наш купол прямо-таки напрашивался на эти колонны».
Кроме идущих к земле лент, зелень должна появиться на парапетах здания и на колоннах. Применяться здесь будут глицинии и трехлисточковый виноград.
Следующее предложение касалось жилых корпусов «Меганома». Участники интенсива обратили внимание на то, что эти здания напоминают по своей форме корабли (они сужаются книзу). В своем проекте команда развила эту идею. Озеленение фасада по форме должно напоминать волны. К жилому корпусу было предложено приделать корабельный нос и украсить его вьющимися растениями. Кроме того, для украшения стен разработаны «иллюминаторы» - круглые декоративные емкости, в которых под стеклом растут цветы.
Для озеленения творческих мастерских были придуманы достаточно сложные конструкции. Это подвесные каркасные фитошары с растениями внутри. Такие шары можно поднимать и опускать с помощью лебедки, а внутри предусмотрена система автополива.
Конечно же, для мастерских разработан и план внешнего озеленения. На балконах будут размещены кашпо особой конструкции (там продумано все – от корпуса до утеплителя). Южную сторону здания украсят светолюбивыми растениями, северную – тенелюбивыми.
Студентки ПГУАС, создавая свой проект, старались удешевить будущее обслуживание предложенных конструкций, сделать среду безопасной для детей. Озеленение продумывалось и с точки зрения соответствия климату, чтобы растения выдерживали температуры, присущие данной местности. Чтобы довести до ума свой проект, команда обращалась за консультациями к специалистам самых разных сфер.
В итоге участники интенсива предложили трехэтапный план озеленения зданий «Меганома».
Защищала проект Анна Польникова. Студентка сообщила экспертам и организаторам смены, что цена первого этапа озеленения - 34 млн рублей. На ежегодное обслуживание потребуется около 600 тыс. рублей.
Виду недостатка времени, команде удалось рассчитать смету только для первого этапа озеленения. Самые сложные элементы проекта - фитошары, нос корабля и купол – предполагается добавить на третьем этапе. «Наши идеи действительно были классными и необычными. Но они требовали времени для дополнительной инженерной проработки», - говорит Анна.
Судя по отзывам экспертов, проект понравился представителям «Тавриды». Высока вероятность, что задумки участников интенсива будут реализованы.
Рассветы над Тавридой
Несмотря на занятость в команде, студентки ПГУАС все-таки успели познакомиться с Капсельской бухтой и ее окрестностями. Погода в Крыму в октябре оказалась теплой, но загорать и купаться в море было все-таки поздновато. Зато девушки успели насладиться видами Тавриды. Когда над морем спускается туман, он выглядит словно одеяло. Это очень красиво.
«У нас было много дополнительных мероприятий, - отмечает Анна Польникова. - Мы ходили везде, куда успевали. В начале дня, например, были зарядки, пилатес. Еще по утрам нас иногда возили на гору Меганом. Нас доставляли туда на джипах, и мы встречали рассвет, глядя на Капсельскую бухту. Конкретно я ездила туда в воскресенье, в день защиты проекта. Нам дали пледы, включили в наушниках вдохновляющий рассказ. Мы вместе встретили рассвет, а потом встали в круг фотографироваться. Это было очень классно».
Дарья Варламова добавляет: «Еще мы поучаствовали в «Зеленом фестивале», в его ярмарках. У нас была возможность посадить свое дерево – гималайский кедр. А в конце был большой концерт».
Всего за время «Зеленого фестиваля» его участники посадили 1000 вечнозеленых деревьев и многолетних кустарников. Хедлайнерами финального концерта стали певец Хабиб и группа «The Hatters».
На каждую из студенток ПГУАС интенсив в «Меганоме» повлиял по-своему. Вот их впечатления от прошедшего заезда.
Дарья Варламова: «Мы были настоящей командой, где каждый играл свою роль. Мы очень поддерживали друг друга. По вечерам у нас было что-то вроде «свечек», где мы обсуждали успехи каждого – кто узнал что-то новое для себя, кто что сделал для команды. Эти вечера очень «заряжали» нас. Мы получили огромный опыт в сфере ландшафтного дизайна, и это было здорово».
Вероника Кривошеева: «Для меня это был колоссальный опыт работы в команде. Я всегда была индивидуалистом, и на все конкурсы подавала только свои личные проекты. А интенсив в «Меганоме» стал первым опытом работы в команде. Для меня было необычно, что я играю в команде какую-то свою роль. Каждый день мы учились чему-то новому, развивались. Здесь были и интересные знакомства, и работа над серьезным проектом».
Анна Польникова: «Полученные знания по озеленению я теперь смогу использовать в своих проектах. Я стала лучше разбираться и в вопросах технической реализации. Из-за того, что мы архитекторы, творческие личности, мы иногда не задумываемся, как можно реализовать наши проекты. А теперь у меня есть опыт продумывания технической стороны. Кроме того, я узнала много нового, общаясь с ребятами в команде. От одного студента, например, я очень много узнала про визуализацию, оформление проектов».