Почему пензенский конкурс архитектуры и дизайна был назван в честь Владимира Евграфовича Татлина? Пойди история чуть по-другому, фестиваль сегодня носил бы имя Горюшкина-Сорокопудова, или имя кого-нибудь другого художника. О том, как в начале двухтысячных выбирали символику и «покровителя» для детского конкурса, рассказала кандидат архитектуры, профессор, заведующий кафедрой «Основы архитектурного проектирования» Елена Геннадьевна Лапшина.
В.Е. Татлин – это родоначальник художественного конструктивизма. Владимир Евграфович сумел показать миру, как картина выходит из своей рамки и получает объем, материальность. Известность Татлина в мире находится примерно на одном уровне с известностью Казимира Малевича. И если Малевич более всего прославился своим «Черным квадратом», то Татлин – своей башней, задуманной как памятник III Интернационалу.
К Пензе Владимир Евграфович имеет прямое отношение – он учился в нашем художественном училище с 1905 по 1910 гг. Здесь закладывались основы его будущего творчества. И, надо сказать, Пенза старается сохранить наследие талантливого художника.
Так, преподаватель Пензенского художественного училища Дмитрий Николаевич Димаков в конце ХХ века решил восстановить макет главного проекта В.Е. Татлина – его знаменитой башни. В 1990 году в проект пришла Е.Г. Лапшина. «Мне дали задание сделать чертежи на основе фотографий макета башни, - вспоминает Елена Геннадьевна. - Это было не так просто, как казалось. К счастью, помещение в Питере, в котором Татлин строил свой макет, сохранилось. Мы съездили туда, обмерили комнату. Я вычислила точки съемки, откуда были сделаны фотографии макета. И благодаря этому нам удалось установить точные размеры. Работа по созданию чертежей заняла у меня полгода. В итоге мы сначала построили «пристрелочный» двухметровый макет, а потом сделали такой же, какой был у Татлина – пятиметровый, плюс полтора метра подиум. Большая модель демонстрировалась на выставке в Дюссельдорфе. А двухметровая башня (авторы макета - Д.Н. Димаков, Е.Г. Лапшина, И.Н. Федотов) до сих пор стоит в Третьяковке».
С воссозданными макетами пензенские исследователи творчества Татлина объездили множество стран. Выяснилось, что работы Владимира Евграфовича достаточно известны за рубежом и хорошо там принимаются.
В 2003 году в Пензе отмечалось пятидесятилетие со дня смерти Татлина. В связи с этим, проходившую в ПГУАС конференцию «Принципы формирования региональных архитектурных школ», а также Международный смотр-конкурс дипломных проектов архитектуры и дизайна посвятили памяти Владимира Евграфовича. И именно тогда впервые появилась эмблема – стилизованное изображение знаменитой башни Татлина
Елена Геннадьевна Лапшина рассказывает: «Я предложила «татлинскую» символику, потому что считаю, что Татлин – это самое высокое мировое имя, которое имеет отношение к архитектуре и дизайну в Пензе. Выше ничего здесь не было. Владимир Евграфович, конечно, здесь не родился. Но он учился в Пензенском художественном училище.
Логотип с башней Талина был принят и пошел в народ как своеобразный бренд архитектуры и дизайна Пензы. Татьяна Викторовна Вукович видела все это. И она советовалась со мной – можно ли дать имя Татлина еще и детскому смотру-конкурсу, который она организовывала. Не знаю, почему Т.В. Вукович советовалась именно со мной. Могу только предположить – это потому, что я участвовала в воссоздании башни Татлина».
В итоге, Т.В. Вукович, посоветовавшись с Е.Г. Лапиной, решила дать создаваемому конкурсу имя Татлина. «Была еще мысль назвать олимпиаду в честь И.С. Горюшкина-Сорокопудова, - вспоминает Елена Геннадьевна. - Но уж больно фамилия у него для детского конкурса невеселая».
Впоследствии имя Татлина принесло конкурсу еще и практическую пользу – добавило мероприятию международной популярности. В Пензу, в ПГУАС приезжали не только российские ценители творчества великого конструктивиста, но и гости из Польши, из Германии, из Казахстана. На конкурсе им. Татлина побывали даже японцы – знаменитый скульптор Сатору Такада и профессор из университета Кобе Цукаваки Джун. Последний проводил в ПГУАС мастер-классы для студентов. В университете и сегодня хранится черный бумажный макет, копирующий скульптуру Цукаваки Джуна. Японец делал свою работу из металла, а наши студенты по его разверткам создали картонную копию.
«Татлин нас объединил со всем миром», - резюмирует Е.Г. Лапшина.
Важно отметить, что организаторы, присвоив конкурсу имя Владимира Евграфовича, не остановились на этом символическом жесте. Студенты и преподаватели ПГУАС старались раскрыть для участников и гостей наследие Татлина, показать разные грани его таланта. Ведь Татлин за свою жизнь сделал не одну лишь башню. Он занимался живописью, театральным костюмом, дизайном, создавал новые формы для посуды, разрабатывал крылатый летательный аппарат, даже придумывал декорации для спектакля. Студенты на основе этих материалов делали выставки, инсталляции и перфомансы, наряжались в костюмы по эскизам Татлина.
И, конечно же, влияние творчества знаменитого художника-конструктивиста можно заметить в работах детей-конкурсантов. Начиная с 2004 года, практически на каждой выставке присутствовали картины с творческим осмыслением той самой будоражащей воображение башни Татлина.