Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

English French German Italian Portuguese Spanish

 

Выпускник ПГУАС Никита Романов за последние десять лет успел прославиться как художник, работающий в направлении «стрит-арт». Его картины можно увидеть на стенах зданий и сооружений в двадцати городах России, а также за рубежом. Около месяца назад Никита завершил свою очередную картину «Окно в прошлое». Она располагается на фасаде Пензенского колледжа архитектуры и строительства. В интервью для читателей «Университетского вестника» художник рассказал о том, почему решил заняться стрит-артом, как увлечение стало для него профессией и что он хочет сказать своим искусством.

 - Никита, в каком году вы окончили ПГУАС?

- В 2013-м. Я получил специальность архитектора. До этого я учился рисовать во второй художественной школе. А в университете меня очень хорошо обучили на кафедре рисунка.

Среди преподавателей я особо выделяю Екатерину Николаевну Вечкасову. Сейчас, насколько я понимаю, она работает на другой кафедре. Но нас она учила рисовать. И на подготовительные курсы я ходил тоже к ней. Сегодня, спустя годы, я понимаю, что она дала мне очень много знаний. Ее уроки помогают мне до сих пор. 

- Как вы себя определяете? Вы художник стрит-арта, уличный художник, или вы называете себя как-то еще?

- Я, если честно, не люблю этих разделений. Кто-то говорит «стрит-арт», кто-то – «паблик-арт», кто-то - «мурализм». Все это смежные направления. Обыватели зачастую говорят «граффити», не особо вникая в суть. Хотя граффити – это всего лишь шрифтовые композиции, буквы на заборах.

Я называю себя художником. Я рисую не только на стенах - делаю и холсты, и графику на бумаге.

- Как давно вы занимаетесь изобразительным искусством?

- Сколько себя помню. Как и многие художники, рисую с детства. Если же говорить о росписи стен, то этим я начал заниматься с первого курса, с 2008 года. Я попал в определенный круг общения. В вузе я познакомился с ребятами, которые занимались граффити и иллюстрацией. Как-то мы решили сходить «на стенку», порисовать. И меня занесло в эту сферу надолго.

- Какой была ваша первая «стенка»?

- Она находилась в полузаброшенном районе. Я даже не знаю, к чему относится это здание на улице Металлистов. На его стене я нарисовал живое дерево с глазами и рядом – летающего комара. Как и у многих, первый рисунок, первый «блин» получился комом. Но сам процесс рисования меня привлек.

- Вы даете названия своим работам?

- Да, я создаю не просто иллюстрации. В свои работы я стараюсь вкладывать смысл. Чтобы не писать огромную аннотацию к изображениям, я придумываю небольшие названия, которые помогают раскрыть идею рисунка. Но первую свою работу я никак не назвал. Это был просто такой выплеск эмоций, дикий сюрреализм, безыдейный рисунок.

- Расскажите о своих самых известных и значимых работах.

- Самая старая из пензенских работ – это Шурик, изображенный на трансформаторной будке у фонтана. Для фестиваля «Джаз-май» я разрисовывал забор. Очень многие, кстати, попрекают меня старыми рисунками. Я и сам ими далеко не горжусь. Сейчас я смотрю со стороны и вижу, что эти работы не вписываются в архитектурный облик города, что они слишком яркие.

Шурик, «Джаз-май» и роспись подземного перехода на проспекте Победы – это те мои пензенские работы, что на виду. А в нелюдных местах я нарисовал более ста работ.

Мои рисунки есть во многих городах России. Челябинск, Нальчик, Екатеринбург – я все даже и не вспомню. В этом году ездил в Алметьевск (р. Татарстан), разрисовывал там одиннадцатиэтажное здание. Перед этим был небольшой объект в Нижневартовске.

- Вы рассказали о том, как попали в среду стрит-арта. Теперь расскажите, почему вы в ней остались.

- Поначалу меня привлекало общение с людьми, которые мыслили в том же направлении, что и я. Нравилась мне и свобода действий, которую давал стрит-арт. Допустим, если ты рисуешь что-то коммерческое на холсте или в помещении, ты «танцуешь под дудку» заказчика  - так часто бывает. А рисуя на улице, в малодоступных местах, ты свободен. Ты создаешь то, что хочешь, ты самовыражаешься.

Третий привлекательный момент – условия работы. Когда ты рисуешь дома, ты творишь в тепличных условиях. А работая на улице, ты часто попадаешь в разные непредвиденные ситуации. Благодаря этому создаются истории, которые потому будет приятно вспомнить.

- Расскажите о ваших достижениях, о победах в конкурсах.

- Я участвовал в разных фестивалях. Мне присуждали первые места, иногда – не первые. Раньше я стремился победить. Если не удавалось взять первое место, печалился. Сейчас у меня нет такой погони за победами. В приоритете у меня теперь желание оставить свой след, особенно в Пензе. В нашем городе я очень много лет хотел сделать что-то масштабное. Очень много эскизов готовил, общался с администрацией, со смежными организациями.  Но на определенных этапах все затухало. В последний раз мне пришлось настоять на своем, чтобы получить возможность разрисовать четырехэтажный фасад.

- Ваше искусство стало для вас профессией?

- Да, стрит-арт – это мой основной заработок. Я как-то сравнивал свои доходы со средними зарплатами архитекторов. Сегодня я получаю несколько больше архитекторов. Но поначалу все было не так.

- Как вы создаете свои рисунки?

- Поначалу я использовал самые дешевые аэрозольные краски, баллончики, которые вообще не предназначены для рисования на стенах. Покупал их по 3-4 штуки, тратил по 200-300 рублей. Мне тогда казалось, что такие траты слишком сильно бьют по карману. Но спустя время я стал пользоваться более профессиональными красками. И сейчас если я даже пойду рисовать чисто для себя на заброшенном здании, то тысяч семь на это точно уйдет.

Если я расписываю фасад, то использую преимущественно фасадные краски. Делаю компьютерную колеровку, чтобы все цвета соответствовали эскизу. Аэрозольными красками стараюсь пользоваться меньше, потому что палитра у них ограниченная. К тому же в Пензе не особо широкий ассортимент таких баллончиков, приходится заказывать их через Москву. И краска, как правило, приходит не совсем нужного оттенка.

Работаю в основном кистями, валиками, пульверизаторами. Недавно приобрел свой проектор. Подъемники, как правило, предоставляет организатор.

- Сколько времени занимает роспись одного фасада?

- В Альметьевске я рисовал картину четыре недели. Но это было одиннадцатиэтажное здание, и работал я без проектора. Неделя ушла только на создание контура. Вначале планировали использовать проектор, но это не всегда получается. Иногда его свет что-то загораживает, или изображение ложится на стену под углом. Поэтому я решил делать все вручную.

- Сложно ли получить разрешение на разрисовку стен?

- Если ко мне обращаются с заказом, то, как правило, эти заботы ложатся на организаторов. А вообще, если речь идет о жилом здании, то нужно собрать согласия местных жителей. Если фасад выходит на проезжую часть, расположен на видном месте, то требуется согласование с рекламным надзором города, с главным архитектором.

- В каком стиле вы рисуете, какие у вас сложились предпочтения в искусстве?

- На самом деле,  до недавнего времени мне хотелось экспериментировать. Я рисовал в различных стилях и направлениях, делал все, начиная от небольших скульптурных работ до видеоарта, в котором задействованы стены.

Сейчас я хочу немного сузить свое направление работы. Ведь если ты занимаешься сразу несколькими вещами, зрителям тяжело понять, что ты за художник. Теперь в  приоритете для меня два направления - работа на фасадах зданий и карандашная графика.

Сейчас ко мне обычно обращаются за моим стилем. Ведь можно просто взять классного художника, чтобы он перерисовал иллюстрацию. Но те организаторы, которые обращаются ко мне, чаще всего ищут человека со своим неповторимым стилем и мировоззрением.

Мой стиль – это немного сюрреализма, немного авангарда, немного реализма (его сейчас применяю меньше). Ближе всего я к направлению символизма.

Что касается характерных черт моего творчества: как-то повелось, что  с первого же своего фасада я начал рисовать девушек с косами. Это получилось не специально, не целенаправленно. Но на следующих стенах вновь и вновь появлялись девушки с косами.

- Вы что-то хотите сказать своими работами, или это просто способ передать свои чувства?

- Есть работы, которые основаны чисто на эмоциях, но их не большинство. В основном мои картины – это рассуждения о той или иной сфере жизни. Например, недавно я ездил в Нижневартовск, и там у меня отказала спина. Я два дня не мог ходить. Мне делали МРТ, потом я проходил реабилитацию. И этот момент своей жизни я решил запечатлеть. Но я не люблю рисовать прямо, «в лоб». Я использую метафоры, полунамеки. Поэтому я решил изобразить на своей картине персонажа, который держит в руках красивую вазу с барельефами и резьбой. Ваза по форме напоминает позвоночник, и местами от нее окалываются кусочки. И персонаж старается собрать вместе эти осколки. Картина называется «Забота о вазе».

- Насколько опасна профессия художника стрит-арта? Не приходилось ли вам падать с большой высоты?

- Временами бывает опасно. Если рисовать на «заброшке», то там при определенном невезении могут даже зарезать. Но в целом – не опасно. Как и в любых профессиях, у художников стрит-арта есть свои нюансы, свои плюсы и минусы.

Когда я только начинал рисовать, у меня были приводы в милицию. Я старался работать там, где почти не ступает нога человека, в заброшенных местах. Но иногда оказывалась, что даже там нельзя рисовать. Приводов у меня было около десяти. Иногда правоохранители относились ко мне с пониманием, иногда – нет. Но как-то обходилось без штрафов.

- Считается, что стрит-арт обязательно должен содержать в себе вызов или протест. Вы согласны с этим утверждением?

- Это зависит от характера человека. Если художник по натуре бунтарь, то зачем противоречить своей природе? А если ты по натуре мечтатель, то зачем тебе бунтарские рисунки?

- Долговечны ли ваши работы?

- Если это заказные рисунки или работы для каких-либо фестивалей, то я основательно готовлюсь к делу. Сначала идет грунтовка стены. Если стена изначально плохого качества, то привлекаются строители, которые штукатурят ее. Долговечность рисунка очень сильно зависит от поверхности.

Затем я рисую красками, предназначенными для фасадных работ. Потом, если понадобится. лакирую. Такие рисунки живут годы.

- А как вы относитесь к тому, что ваши уличные работы закрашивают или зарисовывают?

- Сейчас отношусь почти равнодушно. Раньше переживал по этому поводу. Бывали времена, когда я по 3-4 дня рисовал какие-то реалистичные лица, а в итоге даже не успевал их сфотографировать – закрашивали. Но если ты рисуешь на улице, ты должен быть готов к тому, что твои рисунки долго не проживут.

Был случай, когда я разрисовывал цветочный магазин по эскизу дизайнера. Все вроде бы было согласовано. Я пришел, нарисовал, заказчик остался доволен. Но само здание располагалось вдоль проезжей части и, как оказалось, эскиз не согласовали с каким-то архитектурным ведомством. Я тогда таких нюансов еще не знал, это было больше 10 лет назад. И в итоге мой рисунок закрасили люди в оранжевых жилетах.

- Расскажите о вашей недавней работе, которая участвует в конкурсе «ФормАрт».

- Она называется «Окно в прошлое». За основу взята реальная оконная рама, которую я увидел в доме рядом с зоопарком. Это очень красивое резное деревянное окно. Я сфотографировал его, сделал по нему эскиз и добавил туда девушку. В руках у нее абашевская рисунка.

Я старался создать образ, понятный всем людям. Я могу нарисовать, особенно когда творю просто для себя, что-то несуразное, далеко не всем понятное с первого взгляда. А здесь я решил нарисовать более ясную и понятную картину.

Изначально планировалась, что этот рисунок будет располагаться на девятиэтажном здании общежития художественного училища. От этой идеи организаторы конкурса очень быстро ушли, но мне не сообщили. Я хотел даже отказаться от работы. Но мы сошлись на том, что рисунок будет на архитектурном колледже.

За результатами конкурса я особо не слежу. Хотя за победу назначены призы: за третье место 50 тыс. руб. за второе – 100 тыс. руб., за первое – 200 тыс. руб. Если выиграю – буду только рад.

- Как вы оцениваете уровень развития стрит-арта в Пензе?

- У нас в городе есть художники, которые занимаются коммерческой росписью стен. Многие знают фамилию Февралева. Но на самом  деле по сравнению с другими городами стрит-арт в Пензе развит слабо. Екатеринбург и Нижний Новгород считаются столицами этого вида искусства. Так их с Пензой даже сравнить нельзя. Туда съезжаются люди. чтобы посмотреть на стрит-арт, уличные рисунки являются частью бренда этих городов. Там стрит-арт превращается в индустрию. У нас этого нет.

- У вас не возникали идеи разукрасить какие-нибудь здания на территории кампуса вашего родного университета?

- Мыслей таких не возникало. Но если появится запрос – почему нет?

Я знаю, что здесь будет много критиков. Люди из университета, которые очень хорошо разбираются в архитектурном облике, станут говорить, что стрит-арт – это «наклейки». Но я и сам сейчас стараюсь играть по архитектурным правилам. Если это серьезный рисунок на фасаде, я делаю так, чтобы он своими цветами вписывался в окружающую среду. Я стараюсь не игнорировать архитектурные особенности зданий. Если играть по таким правилам, рисунки будут гармонировать с окружающим пространством, и это будут не просто «наклейки».

Перед началом работы я изучаю историю места, историю города. В Нижневартовске, например, я изучал обычаи коренных народов. Узнал, что у них есть такой праздник - «Вороний день», когда прилетают вороны и приносят в клюве солнце. Без таких знаний нельзя просто прийти к стене и начать рисовать. Картина не будет вписываться в среду, в контекст истории места.

- Как выпускник ПГУАС, что вы можете пожелать или посоветовать нынешним первокурсникам?

- В нашем университете очень хорошо обучают. Я это по-настоящему начал понимать только спустя годы. Ведь учился здесь я плохо.

Первокурсникам я бы посоветовал как можно раньше определиться с тем, чего они хотят от жизни, в каком направлении думают развиваться. А определившись, нужно как можно раньше начинать идти по этой дорожке.

{gallery}изображения/новости/281022/2/{/gallery}