Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

English French German Italian Portuguese Spanish

Учебный год только начался, а в ПГУАС состоялись уже две встречи в формате «Диалог на равных». 5 сентября 2022 года со студентами встретился заслуженный артист РФ, художественный руководитель Пензенского областного драматического театра им. Луначарского Сергей Владимирович Казаков.

Когда артист общается со своими зрителями (в том числе и потенциальными), его нужно смотреть и слушать вживую. Краткий пересказ никогда не сравнится с личным присутствием на встрече. Потеряется интонация, жестикуляция, атмосфера аудитории. Тем не менее, прочитав эту статью, вы все равно сможете узнать для себя что-то новое и интересное. Ведь Сергей Владимирович во время диалога разговаривал откровенно, стараясь отвечать и на личные, и на профессиональные вопросы.

Свой «Диалог на равных» С.В. Казаков начал с напутствия для студентов - идите за своей мечтой. «Не бойтесь и добивайтесь своего. Не дайте себя переломить», - сказал Сергей Владимирович. В пример он привел свою собственную историю. С.В. Казаков с детства хотел стать артистом и стал им, несмотря на сопротивление со стороны родителей. И сегодня он счастлив, потому что занимается работой, которую искренне любит.

Отвечая на вопрос студентки Анастасии Аникиной, С.В. Казаков рассказал, что склонность к актерскому ремеслу формировалась в нем с детства под влиянием окружающей обстановки: «В Саратове я вырос в доме, где жили обкомовские работники и работники театров. Естественно, что я с детства ходил в театр, я там практически вырос. Кроме того, я жил на одной лестничной клетке с Олегом Янковским, дружил с его сыном. Потом я занимался в театральной студии «Молодая гвардия», играл в рок-группе «Иуда Головлев» на барабанах.  В общем, я по определению не мог стать никем кроме артиста. Меня и в классе звали «артист», «гастролер».

Большинство вопросов, заданных студентами С.В. Казакову, были так или иначе связаны с его служением Мельпомене. Так, когда его спросили, какая из сыгранных ролей его любимая, Сергей Владимирович почти не задумываясь ответил: «Все. Вообще, о таком не говорят. Это как спросить у папы: «Кто у тебя любимый ребенок?» Конечно, все родители знают втихаря, кто любимый, но об этом не говорят. Роли – как дети. Они обидятся, если ты скажешь, какая любимая, а какая – нет.

Все они любимые. Но были судьбоносные роли, которые оказали влияние на мой характер и на мое становление. Это Фигаро, благодаря которому появилась программа «Клуб Фигаро». Это роль Гарольда из «Гарольд и Мод». Еще были Городничий, Чичиков, Коровьев из «Мастера и Маргариты». Входя в роль Коровьева, я буквально наполнялся демонической силой, я мог управлять залом. Но после этой роли я два дня лежал пластом, из меня энергия уходила».

Неожиданный ответ С.В. Казаков дал на вопрос «Что самое сложное в профессии артиста?». «Не сойти с ума, - сказал Сергей Владимирович. - Не стать фриком. Заметьте, есть такие актеры, которые сыграли одну большую знаменитую роль, и эта роль стала ими управлять. Например, если  я скажу «д’Артаньян», - кого вы сразу вспомните? Боярского. Так он все время ходит в шляпе. Он и к президенту на прием ходит в шляпе. Он не может выйти из роли. Вот это плохо».

Рассказывая о своей нынешней работе, Сергей Владимирович отметил, что ему было очень непросто начинать деятельность художественного руководителя в Пензенском драмтеатре: «Должность худрука – это крест. Когда меня назначили в театр, его только-только отстроили после пожара. Новое здание возвели, но из театра к тому моменту сбежало 70% актеров. Сейчас у нас в труппе 44 человек. А тогда было 16. Все спектакли послетали, осталось всего 3-4 постановки.

Первое, что я сделал, – взял сразу 12 молодых актеров. И не прогадал – на сегодняшний день эти люди очень популярны. И каждый год я беру молодых актеров в труппу. Поэтому и репертуар театра стал соответствующим – более современным.

Чтобы твой театр был заполнен, надо удовлетворять запросы любой публики. Это преступление, когда существует главный режиссер, который ставит только элитарные спектакли, говоря: «Мне все равно, кто там в зале. Пусть там даже всего 2 человека сидят». Так нельзя. Театр должны любить все – и профессора, и слесари».

Во время «Диалога на равных» зашла речь и о взглядах С.В. Казакова на современные театральные процессы. Сергей Владимирович высказался категорически против искажения классики. Он привел пример из жизни: «Я вместе со своим ближайшим другом театральным критиком Григорием Заславским был приглашен в Краков. Там режиссер Николай Коляда поставил «Маскарад». Спектакль начинается с того, что два голых мужика лежат на сцене. Я, когда это увидел, просто встал и ушел».

Участников встречи интересовала не только творческая, но и общественно-политическая сторона жизни С.В. Казакова. Студентка Юлия Колесникова попросила рассказать о том, как он стал доверенным лицом президента Путина. Сергей Владимирович ответил, что такое предложение он получил в 2012 году. В тот момент он был в поездке в Израиле, и звонок пензенского губернатора застал артиста врасплох. Но вернувшись домой и узнав о предложенной ему миссии, Сергей Владимирович моментально согласился.

С.В. Казаков: «Я счастлив, что являюсь доверенным лицом, потому что безумно люблю и уважаю нашего президента. Это для меня большая честь. Я целиком и полностью поддерживаю его».

Студентам было интересно и то, как С.В. Казаков проводит свое внерабочее время. Так, Мария Сармина спросила, чем он любит заниматься вместе со своей семьей. Сергей Владимирович ответил: «Моя дочка говорила, когда я приходил домой: «Здравствуй, папа, до свиданья». Дело в том, что всю жизнь у меня было много работы. Помимо театра, я управлял казино, играл в группе, руководил театральной школой, - чем только не занимался. Поэтому семье я мог уделить время только в новогодние каникулы и в редкие отпуска, уезжая на 10-12 дней. А так я домой приходил только ночевать, и то не всегда».

В редкие свободные минуты С.В. Казаков любит готовить. В этом деле ему помогает опыт ведения собственного кулинарного шоу на телевидении. Поэтому, когда у Сергея Владимирович случается плохое настроение, он, чтобы себя порадовать, что-нибудь готовит. Особенно он любит делать блюда из  мяса.

Некоторые студенты просили у именитого гостя совета. Например, Анна Ощепкова поинтересовалась, как побороть страх перед публичными выступлениями. С.В. Казаков ответил: «Нужно переключить внимание со своих мыслей о том, что ты боишься облажаться, на что-нибудь другое. На что угодно, хотя бы на авторучку. Я, например, перед тем, как выйти на сцену, рассматриваю зрителей. Одного общественного деятеля я научил рассматривать ноготь».

За тот час, что продлился «Диалог на равных», Сергей Владимирович успел многое рассказать о себе и своих взглядах на жизнь. Студенты узнали, к примеру, что дочь Казакова изначально хотела поступать в ПГУАС, ходила сюда на курсы и готовилась к творческим экзаменам, но потом передумала и поступила в театральный вуз. Сергей Владимирович поделился и своими трудностями при подборе новых артистов. Талантливых мужчин, желающих играть на сцене, сейчас в принципе найти непросто. А в последнее время дело осложнила модная привычка делать себе татуировки. Сложно играть в пьесе Островского, если из-под сценического костюма проглядывает тату совсем из другой эпохи.

Один из последних советов, которые Сергей Владимирович успел дать за время встречи, - это как избежать эмоционального выгорания. С.В. Казаков советует не поддаваться своим низменным желаниям, больше отдавать людям и меньше брать.