3 июня 2022 г. в ПГУАС состоялся круглый стол, на котором обсуждались вопросы выявления талантливых школьников и молодежи и развития их талантов. Участниками встречи стали ректор и проректоры нашего университета, представители других пензенских вузов, специалисты министерства образования Пензенской области, руководитель регионального центра «Ключевский», представители центра «Сириус» (Сочи).
Семинар под названием «Развитие и совершенствование системной работы по развитию талантов в Пензенской области» собрал за одном столом представителей ведущих образовательных организаций региона. Ведь все они заинтересованы в том, чтобы одаренные дети имели возможность проявлять и совершенствовать свои таланты, становясь таким образом образцовыми учениками, студентами, а затем и профессионалами в своей сфере. Представители образовательного центра «Сириус» предложили своим пензенским коллегам обсудить новые механизмы работы с молодежью.
Беседа хоть и была неформальной по своему характеру, проходила на очень высоком уровне. От ПГУАС в разговоре участвовал ректор университета и почти все его проректоры. ПГУ, ПензГТУ и ПГАУ также прислали своих специалистов в сфере работы с молодежью. Делегацию министерства образования Пензенской области возглавлял И.М. Щёткин, первый заместитель министра. Активнейшее участие в обсуждении принимал И.С. Рубанов - член Центральной предметно-методической комиссии и жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике. Также на встрече присутствовал И.Д. Танасов, руководитель центра выявления и поддержки одаренных детей и молодежи Пензенской области «Ключевский».
Во время круглого стола о принципах работы «Сириуса» подробно рассказывала Елена Алексеевна Дубровская, директор департамента регионального развития этого центра. Она сообщила, что данная организация занимается выявлением, поддержкой и развитием юных талантов с 2014 года. Центр располагается в Сочи. Занятия с талантливыми школьниками и обучающие смены проходят в зданиях, построенных к Олимпиаде. «Сириус – это площадка для экспертных организаций и педагогов, которые работают с детьми, погружают их в учебный процесс», - сказала Е.А. Дубровская.
С 2018 г. «Сириус» начал активно развивать свои региональные центры, работающие по той же модели. В Пензе таким центром является «Ключевский». Работу по развитию своих региональных представительств «Сириус» хочет вести в тесном сотрудничестве с вузами. Университеты здесь могут выступать одновременно и заказчиками, и исполнителями. «Региональный центр может стать вашей опорой развития талантов в области», - отметила Е.А. Дубровская.
В Пензе уже имеется положительный опыт сотрудничества вуза и местного центра выявления и поддержки одаренных детей. В начале 2022 г. Архитектурный факультет ПГУАС подготовил своими силами образовательную программу для двухнедельной смены, в которой поучаствовали 30 десятиклассников. Смена проходила на базе «Ключевского», а занятия вели преподаватели нашего университета по архитектуре, градостроительству, дизайну и т.д. «Программа была ориентирована на профориентацию, на знание профессии», - уточнила Е.В. Ещина, декан АФ ПГУАС.
Руководитель «Ключевского» И.Д. Танасов считает успешным эксперимент по сотрудничеству своего центра с нашим вузом. Как заметил Иван Дмитриевич, детям понравилось, что с ними занимаются персонально, что выстраивают для них индивидуальные траектории развития. Оценили ребята и то, что на подведение итогов их творческой смены пришел лично главный архитектор Пензенской области, а вместе с ним и другие высокие гости. И.Д. Танасов отмечает, что таланты школьников не остались незамеченными, а некоторые из участников смены даже были трудоустроены: «Двое из детей сейчас работают в архитектурных бюро. Им там уже дают небольшие задания. И преподаватели Архитектурного факультета тоже продолжают держать связь с участниками смены. Дети звонят своим педагогам, общаются.
Мы обязательно сделаем смену в следующем году для одиннадцатиклассников и позовем еще раз этих ребят, если они пройдут отбор. И я уверен, что эти дети останутся в регионе, потому что они уже «настроились» на преподавателей из пензенского вуза».
Иван Дмитриевич желает распространить успешный опыт сотрудничества с ПГУАС на остальные вузы региона. «Я предлагаю, чтобы на следующий год от каждого вуза предложили по две-три смены с составом преподавателей. Я со своей стороны предоставлю свой ресурс по сбору одаренных детей, заинтересованных в смене. Благо сейчас мы можем собирать их очно», - сказал И.Д. Танасов.
Сотрудничество вузов и «Ключевского» будет взаимовыгодным. Университеты смогут напрямую работать с лучшими талантами региона с перспективами привлечь этих детей в качестве абитуриентов. А центр выявления и поддержки получит новые интересные смены, подготовленные и проводимые профессионалами-преподавателями высшей школы.
Наш университет намерен продолжать сотрудничество с «Ключевским». Проректор по молодежной политике и воспитательной деятельности Е.Г. Рылякин сообщил, что ПГУАС уже подготовил 12 тематических программ, которые могут стать основой для 12 смен в «Ключевском».
На круглом столе обсудили и возможные направления развития регионального центра выявления и поддержки одаренных детей. Сейчас «Ключевскому» не хватает помещений, в которых дети могли бы проживать, приезжая на обучающие смены. Кроме того, центру не помешают и денежные средства - на доплаты преподавателям. Участники встречи поделались своими соображениями на тему, какую помощь «Ключевскому» может оказать регион, а какую - «Сириус».
Встреча в ПГУАС продлилась около 3 часов. За это время участники успели обсудить множество разнообразных тем. Например - как заинтересовать учителей, чтобы они готовили талантливых учеников. Большинство собеседников сошлись на том, что для этого нужно умело использовать энтузиазм преподавателей в сочетании с финансовым стимулированием.
Ректор ПГУАС С.А. Болдырев поднял еще один важный вопрос: как добиться того, чтобы выявленные и поддержанные нами таланты остались учиться и работать в родном регионе?
Ближе к завершению дискуссии представитель «Сириуса» Е.А Дубровская сообщила, что ее центр планирует через несколько месяцев провести общую для шести регионов смену и пригласить на эти обучающие занятия губернаторов, (в том числе и губернатора Пензенской области). Елена Алексеевна предложила вузам поучаствовать в подготовке данной смены - выбрать темы для занятий, направить своих экспертов и т.п.
Участники круглого стола договорились, что данная встреча не станет последней, и разговор о выявлении и развитии молодых талантов Пензенской области будет продолжен.
{gallery}изображения/новости/070622/1/{/gallery}