26 октября 2023 года в ПГУАС состоялось заседание Ученого совета. На повестке дня стояли вопросы о мерах по развитию профориентационной деятельности вуза и о проведенном недавно аккредитационном мониторинге университета.
Утвердив повестку дня, члены Ученого совета поздравили студентов и преподавателей, отличившихся за последние месяцы.
Юлия Иванова получила диплом I степени за победу в VIII Международном конкурсе ВКР бакалавров, специалистов и магистрантов в области градостроительства, архитектуры, реставрации архитектурного наследия, дизайна и декоративно-прикладного искусства. Жюри высоко оценило проект студентки на тему «Организация общественных пространств в структуре исторической застройки р.п. Мокшан». Диплом лауреата конкурса получила и научный руководитель Юлии доцент кафедры «Градостроительство» Н.В. Димитренко.
Диплом от «АСВ» получила выпускная квалификационная работа Владимира Радаева (руководитель – доцент кафедры «Геотехника и дорожное строительство» О.В. Хрянина). Также дипломантами конкурса ВКР стали Елена Фомичева и Евгения Горбунова (руководитель – доцент кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью» Ю.О. Смирнова), Никита Алмаев и Елена Дёмина (руководитель – доцент кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью» Т.В. Учинина), Адиля Куряева (руководитель – доцент кафедры М.А. Дерина), Арина Ходакова (руководитель – доцент кафедры «Городское строительство и архитектура» Л.Н. Петрянина), Виктория Жиляева (руководитель – доцент кафедры «Городское строительство и архитектура» О.Л. Викторова). Андрей Мишин получил диплом II степени (руководитель – профессор, заведующий кафедрой «Теплогазоснабжение и вентиляция» А.И. Ерёмкин). И за своего студента Александра Шиляева награду принимал его научный руководитель профессор кафедры «Водоснабжение, водоотведение и гидротехника» С.Ю. Андреев.
Доклад по первому вопросу «О мерах по развитию профориентационной деятельности в университете» представил проректор по молодежной политике и воспитательной деятельности Е.Г. Рылякин. Евгений Геннадьевич обозначил главные направления работы, проводимой в ПГУАС для привлечения новых абитуриентов и помощи им в выборе подходящей профессии. Это информационная и рекламная деятельность, пиар, профориентация и социальное партнерство.
Рассказывая о данных направлениях, докладчик отметил несколько важных достижений. Так, на базе вуза открывается первичная ячейка Общероссийского движения детей и молодежи «Движение первых».
По результатам Дней открытых дверей и иных проведенных мероприятий в ПГУАС была создана база данных с контактами будущих абитуриентов.
Университет начал подготовку к очередному фестивалю им. Татлина. В настоящее время проходит отборочный этап. Задача-минимум – привлечь участников из 12 российских регионов (хотя, судя по опыту прошлых лет, география участников будет значительно шире). Также предполагается приглашение на фестиваль конкурсантов из других стран. Сам творческий конкурс пройдет в начале 2024 года.
Занятия Инженерной школы ПГУАС проводятся в 22 школах, с которыми у вуза заключены договора, а также в других учебных заведениях. В нынешнем учебном году запланировано более 50 практических занятий, а также нескольких вебинаров.
Для потенциальных абитуриентов ПГУАС проводятся куры подготовки к ЕГЭ. К настоящему моменту на них записались десятки школьников – 21 десятиклассник и 112 одиннадцатиклассников.
В холле четвертого корпуса организовано арт-пространство, посвященное кластеру «Таврида.Арт». «Сотрудничество с данным проектом позволит привлекать в вуз школьников от 14 лет, интересующихся возможностью посетить образовательные заезды «Таврида.Арт» и академии «Меганом». Кроме того, подана заявка на регистрацию ПГУАС в качестве опорного вуза Пензенской области по привлечению и подготовке волонтеров к всемирному фестивалю молодежи 2024 года. В университете планируется создать площадки для подготовки добровольцев, а также организовывать их сборы и отправку на фестиваль в г. Сочи», - сказал Е.Г. Рылякин.
Второй вопрос повестки дня касался аккредитационного мониторинга ПГУАС, проходившего осенью этого года. Доклад подготовила начальник УМУ Т.В. Голубинская. Тамара Викторовна подробно рассказала о методике, по которой велись подсчеты всех исследуемых показателей.
Внутренний мониторинг вуз провел по 37 образовательным программам. А в адрес проверяющих организаций необходимо было отправить чек-листы по 10 программам.
«Мы находились на постоянной прямой связи с Рособрнадзором. И на любой вопрос, на любые замечания и предложения его специалисты тут же реагировали, давали нам свои советы», - отмечает Т.В. Голубинская.
Мониторинг проводился по таким показателям, как средний бал ЕГЭ поступивших студентов, наличие (или отсутствие) в вузе информационно-образовательной среды, сохранность контингента, процент трудоустроенных выпускников и т.д. Методика расчетов была довольно непростой. Но специалисты ПГУАС уложились в сроки и предоставили Рособрнадзору всю необходимую информацию.
В разделе «Разное» члены Ученого совета поддержали изменения в правила приема студентов, утвердили тему диссертационного исследования Т.Б. Ефимовой и темы работ аспирантов ПГУАС.
В нашем регионе продолжает осуществляться проект «Золотое кольцо Сурского края», организованный Пензенской епархией совместно с ПГУАС. 24 октября 2023 года в рамках проекта студенты нашего университета побывали в с. Калинино и пронаблюдали за процессом лазерного сканирования Успенского храма. А 25 октября в ПГУАС состоялась лекция на тему «Современные высокоточные методы обмеров архитектуры зданий. Лазерное сканирование».
Полуразрушенный храм в с. Калинино Пензенской области исследовали специалисты из Санкт-Петербурга - почетный реставратор этого города Сергей Николаевич Треполенков и реставратор Андрей Геннадьевич Шумаков.
Исследуемое здание в стиле барокко было построено в 18 веке. В настоящее время церковь не действует.
За обмерами наблюдали представители Пензенской епархии, а также преподаватели ПГУАС и 12 студентов Архитектурного факультета – бакалавры и магистры выпускных курсов.
Примененный реставраторами метод исследования является современным и передовым. Трехмерное лазерное сканирование позволяет осуществлять обмеры быстро и относительно просто – без привлечения целых бригад работников, без установки строительных лесов. При этом точность измерений (до 1-2 мм) на порядок выше, чем при ручных замерах. Один сканер способен обработать до 10000 кв. м. фасадов в день.
После работы сканера с нескольких позиций создается общий массив точек с вычисленными координатами. На основании этих данных архитектор или реставратор может сделать очень точные чертежи, объемные модели.
Один из участников проекта «Золотое кольцо Сурского края» старший преподаватель кафедры «Градостроительство» С.Г. Михалчева уточняет: «Получаемое с помощью сканера изображение все равно потом приходится обрабатывать человеку. Потому что прибор снимает все, что видит. Если на полу лежит, например, ящик, то сканер и его включит в замеры. А нейросети пока в программное обеспечение не включены. Поэтому 3D-модели приходится дорабатывать человеку».
Существует множество разновидностей лазерных сканеров. Есть среди них и те, которые могут помещаться на дроны и работать в воздухе. Приборы сильно различаются по своим качествам и по цене. Сканер, использованный при обмере Успенского храма, стоит порядка 8 млн рублей.
А 25 октября А.Г. Шумаков и С.Н. Треполенков прочитали в ПГУАС лекцию на тему лазерного сканирования. Послушать специалистов пришли студенты 3-5 курсов - будущие архитекторы дизайнеры и кадастровые инженеры.
В ходе лекции реставраторы рассказали не только о самой технологии лазерного сканирования и создания 3D-моделей, но и о своем опыте измерений знаковых объектов и зданий, имеющих историческое и культурное значение.
Некоторые студенты ПГУАС собираются на основе полученной информации о лазерном сканировании делать дипломные работы. А С.Г. Михалчева полагает, что за данной технологией будущее.
23 октября 2023 года в ПГУАС начал работу Сурский молодежный инновационный форум. Мероприятие проводится в рамках Всероссийского фестиваля науки «Nauka 0+». Молодежный форум будет проходить с 23 по 25 октября. И первый день был посвящен презентациям и докладам открытого конкурса учащихся «Юные таланты России».
Судя по всему, у школьников Пензы и Пензенской области сохраняется устойчивый интерес к занятию наукой. Как и в прошлом году, в конкурсе «Юные таланты России» приняли участие десятки ребят - около 80 человек. Свои исследования они представили в рамках шести секций: «Прикладные науки», «Естественные науки», «Общественные и гуманитарные науки», «Социально-экономические науки», «Экология, биология» и «Строительство, архитектура и дизайн».
Традиционно участники конкурса выступали в трех возрастных группах: старшая (15-18 лет), средняя (10-14 лет) и младшая (до 10 лет).
Юных участников фестиваля «Nauka 0+», а также их родителей и родственников приветствовала помощник проректора по научной работе, доцент кафедры «Кадастр недвижимости и право» М.С. Акимова. «Главная идея данного фестиваля заключается в популяризации науки, популяризации профессий ученого и преподавателя. Наукой заниматься непросто. Ею занимаются те, кто умеет ставить перед собой цели и достигать их. Но не переживайте – наша комиссия всегда лояльно относится к вам», - обратилась к ребятам Мария Сергеевна.
Проректор по научной работе, к.э.н., доцент А.Н. Сафьянов, выступая на открытии конкурса, сказал участникам: «Задача нашего фестиваля – вовлекать вас в исследовательскую деятельность. А уж вы для себя решите – ваше это или не ваше, соответствуют ли перспективы, открываемые наукой, вашим жизненным целям». Всем ребятам Александр Николаевич пожелал успешной работы.
Представитель Студенческого научного общества Дмитрий Фадеев рассказал школьникам о своем опыте исследовательской деятельности: «Ваши начинания в науке – это очень большой вклад в будущее. В школьные времена я, также как и вы, писал проекты, защищал их, выходил на областные этапы конкурсов. И в этом году мне удалось выиграть грант на реализацию своего проекта. Если вы продолжите заниматься наукой, у вас тоже все будет хорошо и замечательно».
И, чтобы участники конкурса почувствовали себя бодрее и увереннее, студентка ПГУАС Елизавета Кулагина спела для них воодушевляющую песню.
После церемонии открытия ребята разошлись по своим секциям. Начиналось самое интересное – защиты проектов.
Как и в прошлые годы, юные исследователи сумели удивить экспертов и членов конкурсных комиссий. По одним лишь названиям проектов можно было понять, сколь разнообразной бывает наука, особенно когда ею занимаются дети.
Первыми вступали представители самой младшей группы. Так, ученица второго класса Валерия Фетисова изучила историю кукольного театра и сама сшила несколько пальчиковых кукол. А третьеклассник Михаил Маврин придумал и создал настольную игру, знакомящую с правилами утилизации различного мусора. Рассказав немного о своем проекте, Михаил передал членам конкурсной комиссии игровое поле и кубик, чтобы эксперты смогли на практике оценить данную разработку.
Восьмиклассник Альберт Байбулатов (секция «Общественные и гуманитарные науки») изучал предпочтения детей и взрослых в области форматов чтения. Юноша выдвинул гипотезу, что современные школьники любят слушать аудиокниги и подкасты, а их учителя в большинстве своем по-прежнему читают бумажные и электронные книги. Но проведенный Альбертом опрос показал, что бумажный формат все еще является предпочтительным и для взрослых, и для детей.
Дмитрий Аксенов после знакомства со сказками братьев Гримм решил изучить происхождение немецкий имен. Выяснилось, что исконно немецкие имена, возникшие в 7-9 веках, в современной Германии почти не в ходу (их доля - около 10%).
В секции «Социально-экономические науки» встречались такие необычные проекты, как тканевая книга для изучения английского языка. Презентовала ее целая команда в составе Екатерины Кривенко, Александры Северьяновой и Егора Титова. Книга сделана преимущественно из фетра. Она призвана вызвать интерес к изучению английского языка у дошкольников, в том числе своей яркостью и нестандартностью использованного материала.
А Дарья Мардишева, выступая в той же секции, представила квест-экскурсию «Герои земли Пензенской». Девушка провела исследование и выяснила, что ее одноклассники хорошо знают только такие достопримечательности нашего города, как памятник Победы и монумент Росток. Дарья с помощью своего квеста хочет исправить данную ситуацию.
Выступающая в секции «Экология, биология» ученица четвертого класса Вероника Лямина выясняла, какие соки полезны, а какие – не очень. Количество красителей и витамина С в напитках, продающихся в магазинах, Вероника проверила с помощью соды и йода. В ходе испытаний выяснилось, что цена далеко не всегда является показателем качества сока.
А Пётр Фёдоров свое исследование решил провести после посещения павильона «Космос» на ВДНХ. Школьник захотел изучить, какие животные и растения побывали на орбите и за пределами земной атмосферы. Пётр выяснил, например, что первым растением в космосе была кукуруза.
В этом году все участницы секции «Строительство, архитектура и дизайн» представляли одно учебное заведение - детскую школу искусств «Гармония». Девушки в большинстве своем подготовили проекты с использованием бумажной пластики. К сожалению, из-за дождя участницы привезли только фотографии свои бумажных шляп и костюмов.
Анастасия Карнаухова изучала эко-дизайн и другие актуальные направления в дизайне одежды. А Анна Юрасова исследовала образ пчелы в костюме, его символизм и интерпретации в истории искусства. Посвятить свой проект именно пчелам Анна решила из-за тревожных слухов о массовом вымирании этих насекомых.
Эти и многие другие презентации были представлены на конкурсе «Юные таланты России». А 24 октября в рамках фестиваля «Nauka 0+» и Сурского инновационного форума пройдет второй конкурс - «Молодежные инновации».
24 октября 2023 г. в ПГУАС продолжились мероприятия Сурского инновационного форума. Студенты нашего вуза и других учебных заведений представили свои исследования в рамках конкурса научно-практических работ «Молодежные инновации».
В 2023 году в конкурсе приняли участие представители ПГУАС, ПГУ, Пензенского агропромышленного колледжа и лицея № 21 г. Кузнецка. Больше всего докладов подготовили студенты из Пензенского государственного университета.
Защиты конкурсных работ проходили в конференц-зале. Вела мероприятие председатель студенческого научного общества ПГУАС Александра Протопопова.
С приветственными словами к участникам обратились эксперты конкурса, члены жюри. Д.и.н. А.А. Королёв посоветовал студентам: «Будьте поувереннее. Не надо никого стесняться. Помните – скромность красит человека в серый цвет. Мы ждем от вас хороших работ. Лично я специально не смотрел даже темы ваших докладов. Для меня все они будут звучать впервые. Дерзайте!»
К.т.н. В.В. Кузина выразила уверенность, что двигателем прогресса является наука. «Пусть ваше новое слово в науке будет локальным и небольшим. Но оно будет вашим. И оно станет работать на будущее, на прогресс», - сказала Валентина Владимировна.
К.э.н. Н.Ю. Карабанова пожелала участникам раскрыть свой научный потенциал, но посоветовала не забывать о регламенте – не более 10 минут на выступление.
Членами жюри конкурса стали люди очень разных научных интересов, и это было неслучайно. Ведь экспертам предстояло оценить доклады, затрагивающие самые разнообразные темы – от факторов всхожести огурцов до тенденций развития маркетплейсов.
Первой выступала студентка Елена Баталина. Она рассказывала про комплекс УРРАН и его применение при железнодорожных перевозках. Сам комплекс представляет собой совокупность стандартов и методик, позволяющих управлять ресурсами, рисками и надежностью. Эта программа, выдающая рекомендации на основе собираемых данные из нескольких источников, уже внедрена РЖД. Елена Баталина предлагает добавить к используемым данным аналитику погрузок и разгрузок, чтобы избежать потерь еще и на этом этапе.
Наталья Баринова свое исследование посвятила теме поддержки молодых преподавателей. В докладе студентка назвала меры по улучшению положения педагогов – предоставление бесплатного жилья на время работы, компенсация проезда или обеспечение собственным транспортом и т.д. Кроме того, Наталья предлагает увеличить в вузах количество бюджетных мест, выделяемых на педагогические направления. Эти меры, по мнению студентки, позволят повысить престиж профессии, интерес к ней, особенно для специалистов, которым предстоит трудиться в сельской местности.
Студентка ПГУАС Татьяна Снадина назвала свой доклад «Комплексные кадастровые работы: опыт и перспективы». ККР осуществляются за счет бюджета и выполняются сразу на больших участках – целых кадастровых кварталах. Однако Татьяна в своем исследовании делает вывод – данная практика имеет и свои минусы. Например, при проведении ККР сложнее исправлять реестровые ошибки, а последствия таких ошибок могут быть более серьезными.
Всего в конкурсе «Молодежные инновации-2023» приняли участие около 20 студентов.
В рамках всероссийского проекта «Университетские смены» в Пензу приехали 55 детей из Запорожья. Они прибыли в наш город 19 октября 2023 года. На ближайшие 10 дней ребята из нового российского региона станут гостями ПГУАС. Проживать они будут на территории университетского профилактория.
За время, проведенное в Пензе, ребята познакомятся с вузом и студенческими объединениями - студотрядами, волонтерским центром, научными сообществами, творческими коллективами и т.д. Для гостей будут организованы экскурсии по Пензенской области. Ребята познакомятся с крупными предприятиями региона, с историческими и культурными объектами. Для участников «Университетской смены» подготовлена и обширная развлекательная программа.
Помимо этого, дети из Запорожья смогут лично пообщаться с видными деятелями культуры, политики и образования Пензы – с ректором ПГУАС С.А. Болдыревым, первым заместителем председателя правительства региона О.В. Яговым, директором картинной галереи К.В. Застрожным и т.д.
19 октября, в первый день своего пребывания в Пензе ребята из Запорожья поучаствовали в квесте, подготовленном студентами ПГУАС. А торжественное открытие смены запланировано на 20 октября.
Проект «Университетские смены» стартовал в 2022 году для детей из Донецкой и Луганской народных республик, городов Херсона и Мелитополя. Организаторами проекта стали Министерство науки и высшего образования РФ, Министерство просвещения РФ и Российское Движение Детей и Молодежи. Каждая смена проводилась на базе вуза - участника проекта и длилась 10 дней. Ребята посещали лекции и экскурсионные программы, узнавали об истории России и культуре ее народов, посещали музеи, театры и памятники.
В первый год проект дал очень хорошие результаты. Поэтому его решено было продлить, расширив список участников. В 2023 году ПГУАС стал первым пензенским вузом, принимающим гостей из новых российских регионов в рамках «Университетских смен».