Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

English French German Italian Portuguese Spanish

25 апреля 2024 года состоялось заседание ученого совета ПГУАС. На повестке дня стояли вопросы о результатах деятельности Инженерно-строительного института и о системе мотивации для аспирантов вуза.

Церемонию награждения, которая традиционно проходит перед ученым советом, открывали спортсмены университета. В соревнованиях Пензенской любительской баскетбольной лиги мужская команда ПГУАС заняла 1 место. Заведующий кафедрой «Физическое воспитание» Е.А. Нурдыгин отметил, что теперь эти студенты поедут в Пермь представлять наш регион на состязаниях, проходящих под эгидой полномочного представителя Президента в ПФО.

Женская команда ПГУАС по баскетболу на Универсиаде вузов заняла 3 место. Тренер команды Т.А. Пашкова награждена дипломом. На соревнованиях по дартсу, проходивших в рамках Универсиады, женская команда нашего университета заняла 1 место.

Пензенская команда по волейболу  «Росток», состоящая в большинстве своем из студентов ПГУАС, стала чемпионом Первой лиги России Открытого чемпионата ПФО 2024 года. «Теперь с 7 по 14 мая мы будем играть в г. Костроме в финале всей Первой лиги. Там соберутся 12 сильнейших команд. И Пензенская область будет впервые представлена на этих соревнованиях очень высокого уровня», - добавил Е.А. Нурдыгин.

За достижения в области механики грунтов, фундаментостроения и геотехники профессор В.С. Глухов был удостоен медали Н.М. Герсеванова – высшей награды геотехников.

На олимпиаде по технологиям информационного моделирования отлично выступили наши студенты. Андрей Воронков по итогам этих соревнований награжден дипломом  3 степени, Юлия Ивакина – дипломом 1 степени. Руководителю команды ПГУАС на олимпиаде доценту кафедры «Начертательная геометрия» М.А. Гаврилову  вручили диплом эксперта за подготовку студентов.

Во втором туре Всероссийской студенческой олимпиады «Рисунок»  обучающиеся нашего вуза взяли сразу несколько наград. В  номинации «Академический рисунок гипсовой головы» Тимофей Филимонов занял 2 место, Анастасия Сырова – 2 место (в другой номинации Анастасия получила диплом 3 степени). В номинации «Академическая живопись. Портрет» Софья Ильинская заслужила диплом 1 степени. Елизавета Сергеева заняла 3 место в номинации «Авангардная живопись. Натюрморт», Анна Андреева – 2 место. Нарисованный Кириллом Олейниковым портрет получил награду за 2 место. Мария Гаранина стала обладательницей двух дипломов 3 степени - в номинации «Академическая живопись. Натюрморт» и «Авангардная живопись. Портрет». Руководила командой студентов ПГУАС старший преподаватель кафедры «Рисунок, живопись и скульптура» Е.С. Цимбалист.

 В финале Всероссийской студенческой олимпиады по управлению инвестиционно-строительной деятельностью обучающаяся нашего университета Марина Березнёва заняла 2 место.

Целую серию побед одержали студенческие отряды ПГУАС на прошедшем недавно областном творческом фестивале студотрядов. ССО «Сириус» стал лучшим в номинациях «Театральное направление», «Кинотворчество» и «Танцевальное направление». ССО «Спектр» на творческом фестивале занял 2 место в номинации «Кинотворчество», «Театральное направление», а также 2 место в областном туристическом фестивале отрядов Пензенской области. Отряд «Люмен» награжден грамотой за 2 место в номинации «Оригинальный жанр» по итогам творческого конкурса.

В нашем регионе проходил еще и конкурс кандидатов в бойцы студотрядов. В этом соревновании представители ПГУАС тоже отлично проявили себя: Ксения Захарова заняла 1 место, Ирина Сухова – 2 место.

В заключительном этапе Международной студенческой олимпиады по теплогазоснабжению и вентиляции команда будущих бакалавров ПГУАС заняла 2 место в общем зачете, команда магистрантов – 1 место. Кроме того, Рахима Куряева получила диплом 1 степени по результатам олимпиады.

В олимпиаде «Городское строительство и хозяйство» 1 место заняла студентка ПГУАС Маргарита Шамина. А команда нашего вуза на данном соревновании получила диплом 3 степени за защиту научно-исследовательского проекта.

Первым вопросом повестки дня стали выборные дела. Члены ученого совета переизбрали на новый срок двух заведующих кафедрами - В.С. Глухова («Геотехника и дорожное строительство») и Е.Г. Лапшину («Основы архитектурного проектирования»). Также в ходе заседания был переизбран декан Технологического факультета Р.В. Тарасов.

Говоря о перспективах развития своей кафедры, Елена Геннадьевна в частности отметила: «Мы планируем, что, начиная с 2025-2026 года, у нас будут защищаться три аспиранта. На этой основе и будет строиться следующая ступень нашего научного потенциала».

 Вячеслав Сергеевич тоже рассказал о подготовке молодых кадров на своей кафедре, а после обозначил общие принципы своей работы: «Мы исповедуем философию, что все у нас держится на трех китах: это учебный процесс, научно-исследовательская работа и подготовка кадров. Во всех трех направлениях мы сейчас нормально работаем».

Роман Викторович назвал две основные задачи, на решении которых он намерен сосредоточиться в ближайшие годы как декан факультета. Это сохранение контингента студентов и обеспечение набора абитуриентов в ходе приемной кампании. 

Вторым вопросом повестки дня шел отчет о работе Инженерно-строительного института за 5 лет. Доклад представил декан ИСИ Д.В. Артюшин.

Дмитрий Викторович сообщил, что все сотрудники пяти кафедр института имеют базовое образование, соответствующее преподаваемым дисциплинам. Помимо обучения студентов, преподаватели активно участвуют в профориентационной работе вуза.

За последние 5 лет ученые института выполнили научно-исследовательские работы на сумму свыше 45 млн рублей. В том числе – на средства грантов, выигранных по линии РНФ. Были оформлены 13 заявок на  изобретения.

Студенты ИСИ демонстрируют свои знания не только в стенах вуза, но на олимпиадах, конкурах ВКР. За 5 лет обучающиеся института заняли на подобных соревнованиях более 50 первых и призовых мест. Этому способствовала, в том числе, и активная работа преподавателей ИСИ по привлечению студентов к занятию науками. «На всех пяти кафедрах института есть свои научные кружки. Среди преподавателей, активно руководящих такими объединениями, можно отметить М.В. Арискина, Ю.О. Смирнову, Т.В. Учинину, Е.В. Духанину, Н.М. Стяжкову», - сказал Д.В. Артюшин.

Для обеспечения трудоустройства выпускников ИСИ институт организует на регулярной основе экскурсии студентов на ведущие предприятия региона, проводит иные мероприятия. Согласно результатам мониторинга, процент молодежи, устраивающейся работать по своей специальности, в зависимости от направления колеблется от 78 до 99%.

Темой третьего вопроса стало создание системы мотивации молодых преподавателей и ученых в вузе к подготовке и защите кандидатских и докторских диссертаций. Доклад сделал заведующий кафедрой «Механизация и автоматизация производства» И.И. Романенко.

Прежде всего, Игорь Иванович заметил, что в последние годы снижение числа аспирантов происходит по всей России. С 2010 года их количество уменьшилось на 30%. И.И. Романенко изучил опыт нескольких вузов России и Белоруссии и проанализировал их работу по созданию системы мотивации для молодых ученых.

Среди мер, которые способны побудить аспирантов активнее вести работу по подготовке и защите своих диссертаций, Игорь Иванович  выделил некоторые формы материального стимулирования, предоставление возможности работать на более совершенном оборудовании и др.

В целом же И.И. Романенко предлагает собрать в ПГУАС рабочую группу, которая сможет улучшить систему мотивации в вузе, используя, в том числе, и опыт других университетов.

По представленному докладу среди членов ученого совета развернулась дискуссия. Прозвучало еще несколько выступлений о том, как вуз может увеличить число своих аспирантов и кандидатов наук. В итоге было решено изучить данный вопрос более обстоятельно и выработать в течение года конкретные меры по улучшению системы мотивации молодых ученых.

В разделе «Разное» члены ученого совета утвердили штатное расписание сотрудников ПГУАС, обновили положения о кафедрах, факультетах и институтах, а также проголосовали за присвоение декану Автомобильно-дорожного института Ю.В.Родионову почетного звания «Заслуженный работник транспорта РФ».

24 апреля 2024 года в ПГУАС прошли две студенческие научные конференции. Они завершали программу Международного форума «Наука молодых – интеллектуальный потенциал XXI века».

Конференция, посвященная прикладным и фундаментальным наукам, проходила в конференц-зале университета. Одновременно с ней во втором корпусе ПГУАС шла работа секции физики и химии. Всего в заключительный день форума «Наука молодых» было представлено более 20 докладов.

На конференции, организованной кафедрой «Физика и химия», выступали первокурсники, делающие свои первые шаги в науке. Поприветствовать студентов и пожелать им удачи пришли декан Института инженерной экологии А.С. Кочергин, заместитель заведующего кафедрой «Физика и химия» О.А. Захаров, заместитель проректора по науке М.С. Акимова. Александр Сергеевич напомнил ребятам о том, что на рынке труда сегодня чрезвычайно востребованы специалисты с техническим образованием, с глубокими знаниями естественных наук. Мария Сергеевна отметила, что доклады по физике и химии, которые звучат на данном форуме, вызывают традиционный интерес не только у студентов, но и у преподавателей. А Олег Александрович  призвал ребят смело идти вперед по пути науки, невзирая на возникающие трудности.

Работа секции начиналась с докладов, освещавших фундаментальные и даже философские вопросы. Например, Дарья Ярыгина рассказывала о двух видах материи – поле и веществе, различия между которыми в определенной степени стираются на уровне микромира. А Дарья Осипова сделала доклад о движении как способе существования материи.

Постепенно студенты переходили от фундаментальных вопросов к более насущным. Так, два доклада были посвящены проблемам и ошибкам, из-за которых в городах разрушаются здания. Арина Максяшева проанализировала пензенский негативный опыт подобного рода, рассказав, в частности, про обрушившийся дом на ул. Ударной и про плохой фундамент строений в микрорайоне «Заря». Обозначив причины всех этих разрушений, Арина отметила, что в каждом случае строительные недочеты были выявлены жильцами, а не сотрудниками управляющих компаний.

Студент Михаил Киселев сделал доклад на похожую тему, но  в качестве примера был рассмотрен жилой дом в г. Тула. Эта многоэтажка стала разрушаться из-за деформации фундамента, которая в свою очередь возникла из-за плохо проведенных инженерных изысканий - на раннем этапе не были учтены особенности местных грунтов.

На конференции по вопросам прикладной и фундаментальной науки выступали более опытные студенты. Многие из них уже готовятся защищать свои дипломные работы. Поэтому доклады этой секции в значительной мере  были созданы по результатам уже прошедших практик и проведенных исследований.

Сразу два доклада раскрывали преимущества такого простого, но действенного метода, как гистограмма. Анна Завьялова пользовалась этим способом для анализа состояния производства труб, а Диана Крамар применяла гистограмму как инструмент контроля качества при создании электрических жарочных шкафов.

Дана Макарова проводила свое исследование совсем в другой области науки. Студентка анализировала демографические характеристики Бековского района. Плотность населения на данной территории оставляет около 18 человек на квадратный километр. Смертность там значительно превышает рождаемость, показатели миграции тоже отрицательные (из района идет отток населения в крупные города). В связи с неутешительными прогнозами Дана разработала ряд рекомендаций для Бековского района, одна из которых – создание на этой территории новых рабочих мест с привлекательной зарплатой.

Милана Филинова презентовала результаты своих разработок известкового состава, который можно применять для реставрации старинных зданий. Это известная проблема: для восстановления строений 16-18 веков можно использовать только материалы на основе извести, чтобы сохранить исторический облик сооружений. Но такие составы очень недолговечны. Милана предлагает для увеличения сразу нескольких характеристик составов (в том числе и их долговечности) добавлять к основным ингредиентам полисахариды. Получившееся покрытие прослужит дольше, а внешне оно не будет заметно отличаться от оригинального материала, который использовался  в 16-18 веках.

В заключительный день форума докладчикам было задано огромное количество вопросов, уточняющих детали и проверяющих глубину знаний. Студенты, как правило, хорошо отвечали на такие вопросы, подтверждая владение темой исследования.

19 апреля 2024 года в нашем вузе были поведены итоги конкурса сочинений. В этом творческом соревновании участвовали дети преподавателей и сотрудников ПГУАС. Организатором конкурса выступил профком работников университета.

Напомним, этой весной дети сотрудников вуза уже участвовали в творческом конкурсе – конкурсе рисунков. Сразу после подведения его итогов ребятам предложили новое задание. Им предстояло написать о том, как они помогают родителям во время своих весенних каникул. Всего в этом испытании участвовали шестеро детей.

Инициатор проведения конкурса, специалист по учебно-методической работе ЦКиМП Сергей Николаевич Алёнкин рассказывает: «Чтобы ребята отдохнули с пользой, мы дали им для сочинения тему «Каникулы добрых дел». Дети должны были написать, чем они занимались, как помогали родителям. Ребята справились с заданием. Они написали, как поливали цветы, как пекли блины – кто что делал. Мы подвели итоги конкурса. Все участники и их родители были награждены дипломами и ценными подарками от профкома».

Вероятнее всего, ближе к лету профком ПГУАС объявит новый конкурс для детей. На этот раз - конкурс поделок.

В нашем университете дан старт Международному научному форуму «Наука молодых – интеллектуальный потенциал XXI века». 23 апреля 2024 года в рамках форума были представлены доклады секции «Управление в социальных и экономических системах». В мероприятии участвовали не только студенты, но и преподаватели Института цифрового управления.

 На открытии конференции ее участников приветствовали модераторы - к.э.н., доцент Ольга Анатольевна Сазыкина и к.э.н., доцент Марина Витальевна Черниковская. Преподаватели высказали пожелание, чтобы студенты на научном форуме проявили такую же выдающуюся активность, какую проявляли на творческих мероприятиях.

Выступления на конференции решено было представлять в порядке возрастания: первые доклады делали младшекурсники, последние – выпускники-магистранты. Каждому выступающему давалось по 10 минут, включая время на обсуждение.

Открывал работу форума доклад Анастасии Арбековой. Студентка рассказывала об инвестициях в человеческий капитал. Анастасия отметила, что в современном обществе наблюдается дефицит кадров, способных эффективно действовать и развиваться в условиях цифровой экономики. По результатам проведенного исследования девушка приходит к выводу, что при развитии человеческого капитала государство сегодня делает акцент на сферу образования.

Полина Недопекина изучала особенности рынка труда в России. Студентка выяснила, что в последние десятилетия численность безработных в стране сократилась в 3 раза. Однако эта тенденция имеет не только положительные стороны. Еще одно важное направление в исследуемой сфере – это постепенное замещение некоторых рабочих мест роботами, искусственным интеллектом и прочими продуктами технического прогресса. Полина полагает, что угроза такого замещения особенно велика для водителей, кассиров и кладовщиков.

Софья Ерофеева сосредоточилась на более узкой теме – особенностях безработицы в Пензенской области. Согласно полученным данным, уровень занятости в регионе в последние годы повышается. Зарплата пензенцев тоже растет: за 6 лет она увеличилась на 66%. При этом самые востребованные в области профессии (такие, например, как водитель, уборщик) далеко не всегда являются еще и самыми высокооплачиваемыми.

Изучая гендерные особенности управленческой деятельности, Виктория Мысина сделал общий вывод – количество женщин-руководителей с годами растет. Студентка также рассказала о некоторых типажах женщин-начальниц. К примеру, суровые «железные леди», придающие наибольшее значение дисциплине и выполнению работы, по своей манере руководства прямо противоположны «светским львицам», которые используют собственную женственность, чтобы манипулировать сотрудниками.

Ольга Стионова провела анкетирование среди студентов, чтобы исследовать их предпринимательские способности. Опрос показал, в частности, присущи ли обучающимся ИЦУ такие полезные для бизнесмена качества, как креативность, аналитические навыки и уверенность в себе. Кроме того студенты при анкетировании рассказали о том, что мешает им заниматься предпринимательской деятельностью. Чаще всего в качестве препятствий назывались отсутствие стартового капитала и опасения «прогореть».

Алла Щербакова исследовала тему развития гибких навыков для повышения конкурентоспособности на рынке труда. Студентка рассказала о том, что помогает тренировать и улучшать свои «софт-скиллз» (универсальные, личностные навыки) на примере собственного опыта участия в конкурсах «Большая перемена», «Твой ход» и т.д. По мнению Аллы, к числу наиболее важных качеств относятся лидерские и коммуникативные навыки.

Вопрос о том, насколько способны современные студенты самостоятельно обеспечивать свои финансовые потребности, изучала Амина Агишева. Согласно результатам проведенного ею опроса, для большинства обучающихся ИЦУ основным источником средств все-таки являются их родители. Амина полагает, что повышение уровня финансовой грамотности среди студентов поможет им научиться самостоятельно обеспечивать себя.

Эту тему продолжила следующая выступающая конференции – Анна Шашкина. Студентка предложила несколько конкретных шагов для повышения финансовой грамотности студентов в университете. Для этого Анна рекомендует организовать в вузе  соответствующие курсы, проводить тематические игры, квесты и олимпиады. При этом  было бы полезно привлекать к такой деятельности специалистов со стороны – представителей банковской, инвестиционной и других сфер.

Виктория Ланченкова сделала доклад на тему «Способы выявления и оценки кадровых рисков на производственном предприятии». Свое исследование она провела в компании «Биосинтез» с помощью метода экспертного опроса. Выявив внешние и внутренние риски компании, Виктория сделала ряд предложений по их снижению. Руководству фирмы предложено подумать над повышением лояльности сотрудников и над совершенствованием критериев подбора персонала.

Завершающий доклад первого дня форума сделал Роман Лапин. Магистрант изучал корпоративную культуру на примере одного из пензенских предприятий. Роман отметил, что сегодня организации вынуждены действовать в ситуации дефицита квалифицированных кадров, когда фирмам приходится бороться за каждого сотрудника. Повышать зарплату до бесконечности не получится, а значит, нужно задействовать и другие методы мотивации. Студент полагает, что привлекательная корпоративная культура становится  для многих людей важным фактором при выборе места работы. Компонентами такой культуры могут стать, например, совместные мероприятия для сотрудников, компенсация проезда и обедов, наличие у фирмы собственной истории или героев и т.д. Роман Лапин разработал ряд рекомендаций и мероприятий для фирмы, которую он изучал. Корпоративную культуру в ней можно улучшить, например, определив миссию фирмы, или придумав для нее маскота. Кроме того, согласно результатам исследования, сотрудники хотят большего либерализма в отношениях между начальниками и подчиненными.

Докладчикам за время конференции было задано немало вопросов. К примеру, может ли участие в творческих мероприятиях университета помочь студенту в поиске работы? Или - не наблюдается ли в образовании перекос в сторону развития «софт-скиллз» вместо «хард-скиллз»? А иногда у докладчиков интересовались их личным мнением по поводу представленной темы.

В завершении конференции всех ее участников наградили памятными сертификатами. 

18 апреля 2024 года в ПГУАС прошли финальные испытания конкурса «Молодой преподаватель вуза». Одиннадцать соискателей соревновались друг с другом на этапах «Я – преподаватель высшей школы» и «Конкурс-сюрприз». А затем жюри подвело общие итоги, объявив победителей и призеров.

Заключительный этап конкурса «Молодой преподаватель вуза» проходил в актовом зале блок-вставки ПГУАС. Почти все места были загодя заняты болельщиками и группами поддержки конкурсантов из 6 пензенских вузов. Разумеется, соискателей из ПГУАС также пришли поддержать их студенты и коллеги. Напомним, что в этом году в профессиональном соревновании наш вуз представляли Мария Анатольевна Светалкина и Екатерина Сергеевна Гущина.

После приветственных слов от ректора ПГУАС С.А. Болдырева,  президента ПГУ В.И. Волчихина и заместителя председателя областной орогаизации профсоюза работников образования И.Н. Утемишева начались финальные испытания. Конкурсанты рассказывали о себе и своей работе в рамках этапа-самопрезентации «Я – преподаватель высшей школы». Каждый участник нашел свой способ представить себя. Некоторые конкурсанты заранее подготовили видеоролики о своих достижениях и педагогических ориентирах. Другие предпочли лично рассказать о себе со сцены, просто так или под музыку. Кто-то выступал самостоятельно, а кто-то привлекал к презентации своих студентов.

Очень многие преподаватели использовали в представлении тему семьи (2024 год объявлен в России годом Семьи). Такой подход выбрала и Е.С. Гущина, старший преподаватель кафедры «Градостроительство» ПГУАС. «В моей жизни есть много семей, - рассказывала Екатерина Сергеевна. - Первая – моя родная семья. Мой супруг и мои дети – это тоже мои творческие проекты. Вторая семья – студенты. Они каждый раз ждут меня на занятиях. И каждый раз я влетаю в аудиторию в сладком предвкушении – как же мы сегодня поработаем, покреативим! Третья семья – научная, где я открываю свои новые горизонты. И, конечно же, у меня есть большая университетская семья, мои коллеги. Они искренне переживают за меня и всегда готовы помочь в самых сложных и непредсказуемых ситуациях».

Конкурс-сюрприз был призван проверить умение соискателей импровизировать, быстро ориентироваться в новой обстановке. Поэтому точные условия этого этапа были объявлены участникам в самый последний момент. Преподавателям предлагались цитаты знаменитых педагогов, и нужно было вдумчиво, обосновано, но оперативно  прокомментировать эти высказывания.

Наконец, все испытания остались позади. Пока члены жюри совещались и подводили окончательные итоги,  конкурсанты получали грамоты за хорошую подготовку, старание, волю к победе и активное участие в профессиональном соревновании. Вручал их председатель пензенского отделения Всероссийской организации ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов А.И. Цыкалов. Анатолий Иванович отметил: «С каждым годом конкурс становится все интереснее и интереснее. Уверен, что педагоги, выступавшие в этом конкурсе, получили определенный опыт проведения занятий, приобрели новых друзей. Я благодарен членам жюри за то, что они проявляли непредвзятость  при судействе и помогали конкурсантам во время испытаний».

Награды от профсоюза в этот день получали не только конкурсанты. Из представителей ПГУАС были отмечены следующие сотрудники. Медалью за активную наставническую деятельность награждена Елена Александровна Белякова. За активную деятельность по оказанию помощи ветеранскому движению, за укрепление дружбы, сотрудничества и взаимопонимания памятную медаль вручили Юлии Владимировне Кирюшиной.

Все конкурсанты были поощрены почетными грамотами от министерства образования Пензенской области.

Преподавателям ПГУАС не удалось повторить прошлогодний успех и выиграть профессиональный конкурс. Тем не менее, они достойно представили свой университет и стали победителями в дополнительных номинациях. Екатерина Сергеевна Гущина получила награду в номинации «Путь к вершинам мастерства». А Мария Анатольевна Светалкина победила в номинации «Воспитание профессионалов».

И лучшим молодым преподавателем вуза Пензенской области по результатам конкурса была объявлена Юлия Александровна Дианова из ПензГТУ.

 «Вы все – большие молодцы, – обратился к участникам конкурса ректор ПГУАС Сергей Александрович Болдырев. – Я думаю, теперь каждый из вас может просить у своего руководства двойную зарплату. А я хочу искренне всех вас поздравить. Мне было очень приятно наблюдать за вами во время конкурса – насколько вы все особенные, насколько вы все открытые».