Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

English French German Italian Portuguese Spanish

Дорогие друзья!

Дорогие студенты и преподаватели нашего университета.

Поздравляю вас с Днем защитника Отечества! 23 февраля - это праздник чести, мужества, доблести и достоинства. В нашей стране с давних времен принято, что каждый мужчина готов встать в трудный час на защиту своего Отечества. Кроме того, праздник подчеркивает неразрывную связь между поколениями. Недаром в этот день принято поздравлять прежде всего своих отцов, братьев, сыновей. Назвать 23 февраля полностью мужским праздником было бы неправильно. Ведь вдохновением для мужчин служат женщины. Дорогие дамы! Будьте всегда красивы и очаровательны. Вдохновляйте нас, чтобы мы, мужчины, были всегда готовы встать на защиту Отечества. В этот праздник я желаю всем нам - и женщинам, и мужчинам - здоровья, удачи и процветания!

18 февраля 2021 г. в ПГУАС  проходили олимпиады для школьников 10-х и 11-х классов по графике в архитектуре и по графике в дизайне.

Олимпиада по графике в архитектуре на первый взгляд была похожа на обычную контрольную работу школьников. Старшеклассникам выдали листочки с заданиями и образцами. У каждого был свое вариант работы, но задания для школьников подбирались однотипные. Участникам олимпиады предстояло по изображению элемента выполнить три его основные проекции, а затем сделать чертеж вазы, оформив его по ГОСТу.

Линейки, карандаши, циркули, листы ватмана, у некоторых - калькуляторы. Всё почти как на уроках черчения. Подобные олимпиады - это наглядный пример того, что для будущих архитекторов важен не только полет фантазии, но и интеллект, логика. пространственное мышление.

Директор детской школы-студии архитектурного творчества и дизайна О.В. Вавилова (г. Димитровград) подтверждает и продолжает эту мысль: «Профессия дизайнера и архитектора овеяны романическим ореолом. Детям и их родителям порой трудно объяснить, что эти специальности предполагают очень большой труд. Это только кажется, что если ребенок чуть-чуть умеет рисовать, то он легко может всего добиться. На самом деле, очное участие в олимпиадах как раз и показывает детям, на каком месте они находятся. И когда они понимают, на каком уровне находятся относительно других, у них появляется азарт, желание улучшить свои умения. Мы, педагоги, замечали, что после участия в олимпиаде у детей появляется серьезный «аппетит» к рисованию».

Конкурс по графике в дизайне, проходивший в тот же день, был организован в седьмом корпусе ПГУАС. Школьники работали во вдохновляющем окружении эскизов и готовых костюмов. В 2021 году участников данной олимпиады оказалось довольно много - 50 человек. Для них пришлось выделить целых четыре аудитории.

Участники должны были продемонстрировать свои навыки ручной графики в четырех вариантах: с помощью карандашных линий, в черно-белом варианте с использованием туши, в монохроме, введя какой-нибудь один цвет, и в многоцветном формате. Поэтому на столах у школьников лежали не только карандаши, но и краски. «Самое яркое раскрытие темы происходит, конечно, в полихроматическом варианте», - говорит  старший преподаватель кафедры «Дизайн и художественное проектирование интерьера» Е.В.  Матюшина.

В этом задании от школьников требовалось создать графическое сочинение на беспредметную ассоциацию, придумать какую-то эмоционально-графическую историю. В качестве основы для творчества участникам дается некое слово, которое нельзя ассоциировать с конкретным предметом. В нынешнем году таким словом стало «цунами». Тема для работы вполне перспективная, будоражащая фантазию.

Второе задание олимпиады касалось не ручной, а инструментальной графики. Выполняя его, дети демонстрировали свое владение основными инструментами - линейкой, циркулем. Участники разрабатывали свои орнаментальные мотивы, используя основные геометрические фигуры. В результате получалась дизайнерская «снежинка», сложный объект из простых деталей.

Е.В. Матюшина отмечает: «В ручной графике мы смотрим на фантазийный, эмоциональный аспект работ, на умение школьников в экстренной обстановке быстро придумать и выразить на бумаге свои идеи. Также в графическом сочинении жюри смотрит на разнообразие, умение пользоваться композиционными приемами. В полихроматических вариантах оцениваются умения воспринимать цвет, сочетать цвета, накладывать цвета друг на друга. То есть, мы принимаем во внимание и фантазию, и технические навыки».

Еще до окончания олимпиады Елена Викторовна сделала свой основной вывод: «Ребята приехали очень интересные. Это видно по их работам». Некоторые из участников фестиваля им.  Татлина уже успели рассказать о своем желании поступить в ПГУАС на направление дизайна.

 

Первый день фестиваля им. Татлина был посвящен делам официальным и торжественным. А во второй день, 16 февраля 2021 г., в ПГУАС началась конкурсная программа. Ее открывала Межрегиональная олимпиада  по рисунку среди учеников 10-х классов.

Перед началом соревнования в аудиториях, выделенных для рисования, царила вполне себе творческая атмосфера. Многочисленные школьные портфели были свалены в кучу у входа, под надписью «Мольберты сюда не ставить!!!» стояли мольберты, а в коридоре кто-то искал опоздавших и заплутавших участников. Зато на самой площадке, отведенной для творчества, был полный порядок: гипсовые головы водружены на постаменты и пронумерованы, свет выставлен под нужным углом, школьники рассажены каждый на своей позиции. Старшеклассники готовились к долгой работе – усаживались поудобнее, очиняли карандаши, доставали из сумок бутылки с водой. Некоторые девушки предусмотрительно забирали волосы в пучок, чтобы ничего не мешало во время рисования.

Школьникам для работы выдали листы бумаги с проставленными в углу печатями, чтобы исключить возможность подмены. Кроме того, в зале сидели студенты ПГУАС, наблюдая за тем, чтобы во время конкурса не возникало никаких проблем. Такие меры безопасности и контроля были неудивительны, ведь от результатов конкурса зависело, без преувеличения, будущее многих участников.  На кону стояла не только награда за победу, но и возможность без экзаменов поступить на творческую специальность в престижный вуз России.

После завершения всех формальностей, школьники приступили к работе. Участникам олимпиады предстояло нарисовать античную голову. Аудитории, выделенные для конкурса, наполнились шуршанием грифеля по бумаге. Это был звук творчества, музыка будущих картин. Впрочем, участники олимпиады вряд ли обращали внимание на этот звуковой фон. Они были слишком сосредоточены на своей работе.

Сотрудники ПГУАС, организующие олимпиаду, старались не мешать школьникам, но и одних их надолго не бросали. К.п.н., заведующий кафедрой «Рисунок, живопись и скульптура» Н.Г Ли периодически обходил аудитории с участниками конкурса, наблюдал за тем, как идет работа. Несколько раз  Николай Геннадьевич давал участникам команду «проветриться» - подняться с места и посмотреть на свою работу с расстояния в 3 метра. «Ну как, нравится?», - иронично спрашивал он у школьников. Если глядеть на свой рисунок только вблизи, можно легко допустить ошибку и испортить всю работу.

Люди, не имеющие непосредственного отношения к сфере искусства, могут подумать, что если десяткам художников дать в качестве образца один и тот же объект, то они и нарисуют одно и то же, почти как фотоаппарат. Оказывается, это совсем не так. Рисунки участников олимпиады различались очень заметно и во всем – в толщине линий, в характере штриховки, в пропорциях, в порядке рисования и т.д. Это лишь доказывало, что люди – не автоматы с заложенными в голову одинаковыми программами, и даже самые основы творчества в каждом проявляются по-своему.

Гипсовые боги и герои смотрели на работу юных художников бесстрастно. Им было все равно, как их изобразят. В конце концов, большинства из этих богов и героев никогда не существовало.

А вот членам жюри, напротив, предстояло очень внимательно рассмотреть все особенности работ участников олимпиады. Заместитель директора лицея архитектуры и дизайна №3 г. Пензы Елена Юрьевна Малкина оценивает конкурсные рисунки уже очень много лет. Она рассказала о том, по каким принципам жюри судит работы участников олимпиады.

«Прежде всего, мы смотрим на конструктивное построение. Важна еще и тоновая проработка. Но главное, чтобы дети правильно построили конструкцию, чтобы они видели и понимали форму.

Очень заметно, когда ребенок привык рисовать с одной точки. А на олимпиаде они попадают в условия, когда нужно тянуть жребий, кто куда сядет. Большинство таких детей, если они смотрят на объект под привычным углом, легко нарисуют картину. А смести их на метр вправо или на метр влево, и это уже может вызвать проблему.

Из распространенных ошибок часто встречается неправильная компоновка на листе – объект изображается либо слишком крупным, либо слишком мелким. Но в основном к одиннадцатому классу дети уже владеют конструктивным построением и редко в нем ошибаются. Здесь как раз заметна разница между десятыми и одиннадцатыми классами.

Вообще же рисунки сильно различаются в зависимости от школы участника. Мы в жюри видим перед собой разложенные работы, и уже по изображениям можем догадаться, где чья школа. Участники разных городов отличаются друг от друга характерными особенностями. У самарских школьников, например, жесткая графика. Уж если они провели линию, то провели.

Победителей всегда определять очень сложно. Достойных работ много, и их уровень  различается порой мельчайшими нюансами, десятыми долями балла». 

Результаты очных олимпиад станут известны в течение ближайших дней.

 

На Международном фестивале архитектурно-художественного творчества им. В.Е. Татлина, проходящем в ПГУАС, школьники не только демонстрируют свои таланты, но и развивают их. Для этого в программе фестиваля предусмотрена целая серия мастер-классов. 16 февраля 2021 г. прошло целых четыре таких занятия.

Современные дизайнеры постоянно находятся в творческом поиске. Удачные находки могут получить мировую известность. Это произошло, например, с логотипом, изображающим надкушенное яблоко. Но с каждым годом все сложнее придумать что-то новое.  Доцент кафедры «Дизайн и художественное проектирование интерьера» ПГУАС В.З. Богданова поделилась с участниками мастер-класса неплохим способом подбора оригинальных идей - с помощью формы и контрформы.

Сами эти понятия используются не только в дизайне, но и, например, в когнитивной психологии. Но  в данном случае контрформой можно считать то, что осталось незанятым, когда все фигуры уже нарисованы. Если заполнить пространство на листе определенными формами, то свободные промежутки сами по себе способны образовать интересные силуэты. Для дизайнера это может стать настоящей находкой. 

Василя Зякярьевна продемонстрировала, как это бывает, на примере своего недавнего творческого эксперимента. Она расположила множество силуэтов женского сапога по кругу вокруг центральной точки. Затем она добавила еще одно кольцо из сапожков. И закрашенные промежутки, образовавшиеся между основных форм, оказались похожими на самолеты.  Так В.З. Богданова получила фактически готовую идею для логотипа авиакомпании.

Василя Зякярьевна раздала школьникам разнообразные фигурки и предложила поэкспериментировать с ними, поискать с помощью этих форм свои необычные контрформы.

Старший преподаватель кафедры «Основы архитектурного проектирования» М.А. Берсенева своей мастер-классе посвятила практическим советам для школьников - как им успешно выступить на предстоящей олимпиаде по композиции. Например, все эскизы и наброски основного объекта Марина Александровна советовала располагать в нижней части листа. Так члены жюри смогут оценить промежуточные идеи участника,  да и с границами главного рисунка не будет путаницы.

Инструментами на данной олимпиаде пользоваться нельзя. Если кто-то все же незаметно применит линейку, опытные преподаватели в жюри обязательно это заметят. Да и идти на такие хитрости не стоит, ведь «живая» линия, проведенная от руки, смотрится красивее, отметила М.А. Берсенева.

Также преподаватель посоветовала школьникам вдумчиво отнестись к теме, которая будет им предложена на олимпиаде, отыскать характер этой темы. Если организаторы предложат участникам изобразить ветер, не стоит сразу «в лоб» рисовать гнущиеся деревья. «Подумайте, как через композицию объемных тел передать характер заданной темы», - советовала М.А. Берсенева.

Мастер-класс по графике в архитектуре провела доцент кафедры «Основы архитектурного проектирования» Е.Н. Вечкасова. Она продемонстрировала школьникам образцовые работы студентов, и на этих примерах объяснила, что такое линия и пятно. Это - основы, базовые элементы. Но имея в своем арсенале лишь их, архитектор способен создавать очень интересные вещи.  «Все ваши мысли идут через линию и пятно», - утверждала Е.Н. Вечкасова.

Пожалуй, самым многолюдным в этот день был мастер-класс по рисунку. Проводил его заведующий кафедрой «Рисунок, живопись и скульптура» Н.Г. Ли. На мастер-классе присутствовало более 40 школьников, несколько членов иногородних делегаций, а также один живой рак в пластиковом контейнере. Рак находился в аудитории, вероятнее всего, в художественных целях. 

Николай Геннадьевич свой мастер-класс построил на разборе типичных ошибок, которые участники конкурса им. Татлина делали в ходе олимпиады. Н.Г. Ли сказал школьникам: «Что меня порадовало - вы все очень способные. Но если у  вас не будет грамотности, то эти способности канут в Лету». А ошибки, которые Николай Геннадьевич заметил у участников олимпиады, как раз и происходили из недостаточной грамотности.

Пример этого - «слепой» способ создания рисунка, когда человек просто срисовывает объект так, как видит его.  Это - поверхностный подход, ему не хватает знаний, - отмечал Н.Г. Ли. Рисовать нужно не то, что видишь, а то, что есть.

«Посредством глаза, а не глазом

Смотреть на мир умеет разум.

Потому что смертный глаз

В заблужденье вводит нас».

Об этом писал английский поэт Уильям Блейк, примерно об этом же говорил и Н.Г. Ли. Николай Геннадьевич дал совет, как художнику нужно правильно и грамотно смотреть: на натуру - остро, но доли секунды; на рисунок - в пять раз дольше.

 Разбирая практические примеры, Н.Г. Ли показал, как правильно применять тон, чтобы он создавал иллюзию объема на плоском листе бумаги, как передать индивидуальные особенности формы черепа, с чего начинать рисунок,  и т.д.

Тех школьников, которые сумеют усвоить и применить полученные на мастер-классах знания, наверняка ждет успех на предстоящих олимпиадах.

 

15 февраля 2021 г. в центре культурного развития «Губернский» состоялось торжественное открытие Международного фестиваля архитектурно-художественного творчества им. В.Е. Татлина. В течение пяти дней школьники из 22 регионов России будут участвовать в олимпиадах по рисунку, графике и композиции. А лучшие работы  предварительного этапа конкурса легли в основу выставки, открывшейся в «Губернском» в первый день фестиваля.

Конкурс им. Татлина проводится в Пензе уже в восемнадцатый раз. Обычно все его главные мероприятия проходят на территории главного организатора - в ПГУАС. В нынешнем году вся конкурсы, конференции, а также познавательная и развлекательная программа для школьников организованы, как и раньше, в архитектурно-строительном университете. Но церемонию открытия и главную выставку фестиваля в этот раз принимал у себя центр культурного развития «Губернский» (обновленный Дом офицеров).

На празднике, приуроченном к началу конкурса им. Татлина, присутствовали делегации школьников из разных регионов России - от Якутии до Сочи. Участников фестиваля было так много, что некоторым из них пришлось смотреть церемонию открытия с третьего этажа «Губернского», благо оттуда все было отлично видно и слышно.

Поздравить участников конкурса прибыли почетные гости: заместитель председателя Законодательного Собрания Пензенской области В.В. Полукаров, заместители министра образования нашего региона А.В. Маркова и Е.В. Петросова, главный архитектор области Л.В. Иоффе, начальник управления культуры г. Пензы В.А. Фейгина, заместитель начальника управления образования М.К. Шарошкина, директор детской художественной школы №1 им. Татлина Т.П. Ивайловская, директор Пензенского колледжа архитектуры и строительства Е.В. Спильная. Посмотреть на работы своих будущих коллег пришли и известные архитекторы Пензы  Ю.Е. Шляхин и М.К. Каскеев.

Ведущие церемонии и почетные гости выступали на фоне металлической конструкции, стилизованной под «башню Татлина». В этот день вообще очень многое напоминало о работах великого конструктивиста - от эмблемы фестиваля до бумажных головных уборов на головах детей.

На правах организатора, первым школьников и членов региональных делегаций поприветствовал ректор ПГУАС С.А. Болдырев. Сергей Александрович отметил, что уже второй год смотр-конкурс проходит в формате фестиваля, причем международного. Позднее ведущие уточнили, что на выставке в «Губернском», помимо работ российских школьников, представлены экспонаты из Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Армении и Израиля.

С.А. Болдырев обратился к участникам конкурса: «На протяжение пяти дней вы будете загружены полностью. Вам нужно будет показать все, на что вы способны - весь свой талант, всю свою креативность. У каждого из вас будет своя «изюминка». Кто-то проявит себя в рисунке, кто-то в макетировании, а кто-то в композиции. Ребята, отдельно я хотел бы поблагодарить ваших наставников. Именно они вкладывают в вас всю свою душу, а потом продолжают наблюдать за вашими успехами всю оставшуюся жизнь».

Л.В. Иоффе передал участникам конкурса им.  Татлина поздравления от губернатора Пензенской области Ивана Белозерцева и его наилучшие пожелания. В своей приветственной речи главный архитектор региона отметил: «Только в творчестве человек может быть счастлив. Только творя, человек самореализуется». Л.В. Иоффе пожелал участники конкурса, чтобы все они стали самобытными мастерами, каждый со своим узнаваемым стилем.  

Замминистра образования А.В. Маркова поделилась впечатлениями: «Я сегодня прошлась по выставке и порадовалась. Порадовалась за будущее, - за то, что в России есть такие талантливые дети». Участникам фестиваля она посоветовала не бояться неудач, ведь поражения тоже  могут дать серьезный толчок для дальнейшего развития.

После этих напутствий и пожеланий почетные гости фестиваля перерезали символическую ленточку, открывая восемнадцатый смотр-конкурс. Происходило это так. Маленькая девочка со скептическим выражением лица держала поднос с ножницами. Еще двое мальчишек в бумажных шляпах-башнях растягивали красную ленту. Высокие гости брали ножницы и перерезали символическую линию, за которой начинался фестиваль имени Татлина.

Потом вокальная студия ПГУАС выступила с музыкальным номером для всех собравшихся в «Губернском». И на этом официальная часть была закончена. 

Таким образом, церемония открытия оказалась довольно короткой. И это было вполне оправдано, ведь так у гостей оставалось больше времени, чтобы осмотреть выставку творческих работ. А выставка эта действительно заслуживала самого пристального внимания.

***

В.В. Полукаров, выступая на церемонии открытия, сказал собравшимся в зале молодым людям: «Ваше творчество - это предвосхищение завтрашнего дня». И эти слова Владимира Васильевича были абсолютно верны сразу во многих отношениях. 

Во-первых, любой зритель после осмотра татлинской выставки приходил к очевидному выводу - авторы представленных картин, макетов и композиций еще молоды, но уже по-настоящему талантливы. Даже детские работы, в которых пока сложно разглядеть что-то, кроме богатого воображения и желания рисовать, все равно чем-то, да цепляют. А уж экспонаты, созданные старшеклассниками, зачастую не уступают творениям состоявшихся маститых художников. Чуть ли не каждая работа выставки рождает предчувствие будущих шедевров.

Во-вторых, в числе экспонатов выставки представлено множество «городов будущего». Ребята предвосхищали завтрашний день в  своих работах: создавали макеты и чертежи фантастических зданий, продумывали устройство небывалых общественных пространств, бросали вызов привычным представлениям и правилам. Не верится, что дети, сочиняющие такие города, в будущем станут проектировать и строить скучные типовые «коробки».

И, в-третьих, яркие и жизнерадостные картины выставки создают у посетителей особое настроение, очень похожее на наши мечты о завтрашнем дне. Хочется верить, что нас ждет именно такое будущее - ясное, необъятное, захватывающее дух.

Около тысячи работ расположились на втором этаже центра «Губернский». Посетители выставки с удовольствием рассматривали экспонаты, часто снимали их на свои смартфоны. Но это фотографирование было практически бесполезным. Примерно также бесполезно вычерпывать Ниагарский водопад маленьким пластмассовым ведерком. Даже если у кого-то вдруг получится собрать таким образом всю воду, все равно в итоге окажется упущенным что-то очень важное: животная мощь водопада, ропот земли от его ударов, радуга в его брызгах. Вот и выставку им. Татлина бесполезно прятать в телефон. Ее нужно смотреть лично, вживую, пока есть такая возможность. Только так удастся получить правильное впечатление.

Главные советы посетителям - запаситесь временем и не пропустите скрытые части экспозиции. Площадь второго этажа «Губернского» достаточно велика, но для выставки и ее оказалось маловато. Поэтому творческие работы размещались и спереди, и сзади стендов, о чем не все догадывались сразу.

И еще один совет - готовьтесь к переизбытку впечатлений. Выставка творческих работ участников фестиваля им. Татлина получилась не только масштабной, но и потрясающе разнообразной. Там присутствовали привычные нам картины и чертежи, дизайнерские календари с быками к году Быка, поделки из войлока от умельцев Башкортостана, стильные трехцветные афиши знаменитых фильмов, мягкие игрушки, модели современной одежды, эскизы инновационных, похожих на деревья зданий; множество работ, созданных под впечатлением башни Татлина, абстракции, реберные макеты и многое другое.

У некоторых молодых художников уже явно сформировался свой стиль. Это чувствовалось, например, в триптихе «Эко-город», хотя его автор -  четырнадцатилетняя девушка.

В свою очередь, юные таланты, работающие в классическом стиле, тоже не боятся экспериментировать. На двух работах, присланных из Казани, - заброшенная промзона в теплой летней траве и пригородный пейзаж с велосипедистом. Но в эти картины смотришь, словно в окно, благодаря нехитрому в общем-то приему: изображению добавили глубины,  обрамив его рамкой из толстого картона. 

Вообще многие работы выставки были безоговорочно хороши, без скидки на юный возраст авторов. Это было заметно по нескольким дизайнерским эскизам, это чувствовалось в совершенно волшебной, стирающей барьер между живым и искусственным  «Русской сказке о культуре и цивилизации». И таких действительно потрясающих работ немало.

Выставка, приуроченная к фестивалю им. Татлина, будет работать в «Губернском» до 19 февраля. Вход для посетителей свободный.