Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

English French German Italian Portuguese Spanish

Кафедра "Управление качеством" занимается подготовкой бакалавров, инженеров-специалистов, а также магистров техники и технологии в области стандартизации и сертификации.

Инновационные образовательные программы

Качеству подготовки специалистов  направления 27.03.01, 27.04.01 и 27.04.02 способствует разработка и реализация кафедрой инновационных образовательных проектов. Преподавательским составом кафедры под руководством профессора В.И.Логаниной ежегодно ведется работа в рамках  инновационно-образовательных проектов: производственно ориентированной технологии обучения.

В Пензенском государственном университете архитектуры и строительства  в процессе обучения студентов по направлению «Стандартизация и метрология» уже более 10 лет применяется производственно-ориентированная технология обучения [8].

Отличительной особенностью производственно-ориентированной технологии обучения, применяемой в университете, является то, что  работодатели непосредственно участвуют в проведении занятий: семинары, практические занятия проводятся с участием представителей производства

Методика выполнения работы с применением производственно-ориентированного обучения заключается в следующем: студенты получают задание по совершенствованию продукции и услуг в рамках существующего производства и связанные со спецификой его производственной деятельности; готовят отчеты, демонстрирующие результаты их работы (рисунок). Функция преподавателя изменяется: ему отводится роль консультанта и помощника.

При этом преодолевается стереотип мышления у преподавателя по организации процесса обучения: технология передачи знаний  заменяется технологией обучения с приобретением опыта; повышаются профессиональные компетенции преподавателя в сфере производства.

Проводя анализ конкурентоспособности продукции, студенты доказывают качественное отличие предлагаемого инновационного продукта или услуги от существующих аналогов.

Проекты выполняются коллективом студентов. Численность группы составляет от 6 до 10 человек. Каждому члену команды выдается конкретное задание. После окончания работы составляется отчет о его выполнении, который направляется на рецензию на предприятие, где выполнялась работа. Результаты докладываются и обсуждаются на предприятии. Отличительной особенностью производственно-ориентированной технологии обучения, применяемой в университете, является то, что семинары проводятся с участием представителей производства. Вся группа работает в интерактивном режиме, демонстрируя имеющийся опыт и обсуждая вопросы с докладчиком. Каждый доклад сопровождается графическими пояснениями.

Самостоятельная творческая работа студентов в команде в сочетании с практикой применения знаний предметной области предполагает активное использование профессиональных знаний в устной (дискуссии, принятие решений, подготовка и проведение презентации) и письменной (оформление протоколов, демонстрационных плакатов, подготовка коллективного отчета и индивидуального аналитического отчета) формах.

Коллективные проекты как форма обучения с опорой на индивидуальный и профессиональный опыт студента предоставляют прекрасные возможности для развития стратегий инновационного поведения и проявления личностных качеств. Студентами подготовлены стандарты организации в рамках системы менеджмента качества (СМК), которые внедрены на предприятиях. Курсовые и дипломные проекты выполняются по реальным заказам организаций и предприятий. Практикуется выдача студентам младших курсов сквозных творческих проектов, переходящих в выпускные квалификационные работы.

Бакалаврам и магистрантам данного профиля, в условиях рас тущего и меняющегося потока информации в области стандартизации, метрологии, подтверждения соответствия необходимо научиться быстро и безошибочно ориентироваться в большом объеме законодательных, нормативных документов, инструкций и т.п.

Поэтому любому специалисту в этой области следует приобрести навыки по оперативному поиску нужной информации, а это может быть успешным только при наличии умения работать с нормативно-правовой системой, имеющейся в каждой организации (на предприятии).

История

Кафедра «Управление качеством» образована в 2024 года.

Организация кафедры и ее становление в этот период связаны с эффективной деятельностью доктора технических наук, профессора, заслуженного изобретателя РФ В.И. Логаниной, ранее работавшей на кафедре "Строительные материалы". Выпускница факультета, В.И. Логанина, прошла путь от ассистента до профессора, доктора наук, известного ученого в области создания защитно-декоративных покрытий конструкций зданий.

Кафедра была сформирована из выпускников университета: кандидаты технических наук, доценты И.Н. Максимова, О.В. Карпова, Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов, Н.А. Петухова, К.В.Жегера, М.А.Светалкина. За сравнительно короткий срок коллективом кафедры были созданы необходимые условия для подготовки высококвалифицированных специалистов по новой специальности. 

Качество подготовки специалистов в значительной степени зависит от научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава кафедр факультета. Основное научное направление кафедры - Разработка составов отделочных материалов,  совершенствование системы контроля качества, разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции. Серьезный научный потенциал сотрудников кафедры подтвержден большим количеством публикаций в отечественных и зарубежных журналах, изданием монографий в России и зарубежом, участием в конференциях различного уровня, заключением договоров с Министерством науки и образования  РФ на проведение научно-исследовательских работ в области строительного материаловедения, победами в конкурсах студентов, аспирантов, молодых ученых, медалями ВДНХ, патентами и т.д. Студенческая наука всегда имела приоритетное значение. На это указывает положительная динамика роста количества научных студенческих кружков, количества студентов, занимающихся научной работой. Кафедра обладает высоким кадровым потенциалом, который обеспечивает достаточно высокую эффективность работы аспирантуры. На кафедре ведется планомерная работа с аспирантами. Защищено 23  диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук. 

Следует отметить участие сотрудников, студентов и аспирантов кафедры в научных и учебно-методических конференциях, конкурсах и олимпиадах различного уровня

Для проведения учебных занятий кафедра оснащена необходимыми приборами, оборудованием. На кафедре ведется планомерная профориентационная и рекламно-разъяснительная работа, направленная на привлечение абитуриентов. Сотрудники кафедр проводят работу в рамках общеуниверситетских мероприятий («Круглые столы с работодателями», «Дни открытых дверей» и т.д.), а также выезжают в школы г. Пензы и Пензенской области. Проводятся экскурсии по университету для потенциальных абитуриентов.

Воспитательная работа – это одна из наиболее важных составляющих образовательного процесса, которая осуществляется неразрывно от учебного процесса. Начиная с 1-го курса, студенты активно участвуют в различных общеуниверситетских мероприятиях, таких как «День первокурсника», «Алло, мы ищем таланты», «КВН», «Мисс университет», «Студенческая весна» и др.

Контакты

Адрес: 440028, Пенза, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

Кабинеты: 2313, 2107 учебный корпус № 2.

Телефоны: (8412) 92-94-78; (8412) 92-95-01, вн. 12-21

Е-mail: ukdogpguas.ru