Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

English French German Italian Portuguese Spanish

XXI век — время прорывных технологий и невероятных инноваций, создавать которые — профессия завтрашнего дня! Наука стала сферой, где талантливая молодежь может найти себя и успешно развиваться.

Сегодня Россия взяла курс на инновационный прорыв. Национальный проект «Наука и университеты» реализуется согласно указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Его ключевая задача — воспитание и поддержка нового поколения ученых, способных совершать великие открытия.

В рамках нацпроекта «Наука и университеты» выделяются значительные средства на поддержку ученых и создание научных центров с первоклассными условиями для исследовательской работы. Кроме этого, проводится работа по строительству и модернизации научно-исследовательского флота, совершенствованию цифровой инфраструктуры, а также созданию комфортных условий для школьников, студентов, научных работников и педагогов.

Национальный проект «Наука и университеты» включает в себя 4 федеральных проекта:

  • Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок;
  • Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям;
  • Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии;
  • Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров.

Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок (КАДРЫ)

Задача: повышение привлекательности российской науки и образования для ведущих российских и зарубежных ученых, молодых исследователей и обучающихся.

Мероприятия направлены на:

  1. обеспечение доступности высшего образования;
  2. создание сбалансированной системы воспроизводства кадров для сектора исследований и разработок;
  3. повышение уровня квалификации управленческих кадров в сфере науки и высшего образования.

В 2024 году:

  • 362 500 бюджетных мест для очного обучения по программам бакалавриата и специалитета.
  • 35 250 иностранных граждан привлечены на обучение с помощью олимпиад и конкурсов.
  • 7 500 научных проектов по приоритетам научно-технологического развития.
  • 7 000 грантов аспирантам в рамках реализации научных и научно-технологических проектов.
  • 950 сотрудникам научных и образовательных организаций по программе подготовки управленческих кадров провели обучение.
  • 900 молодежных лабораторий.
  • 800 руководителей научных и образовательных организаций – кадровый резерв.
  • 600 программ внутрироссийской академической мобильности с учетом задач пространственного развития Российской Федерации и развития приоритетных территорий.
  • 500 субсидий на проведение обучения по программам повышения квалификации научно-педагогических работников для разработки и реализации дисциплин в области правовой охраны, защиты и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и разработок.
  • 300 поддержанных научных проектов и исследований в сфере общественно-политических наук.
  • 156 лабораторий мирового уровня.
  • 15 центров развития компетенций руководителей научных, научно-технических проектов и лабораторий в рамках НОЦ.

Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ЛИДЕРСТВО)

Задача: развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям.

Мероприятия направлены на:

  1. достижение значимых результатов по приоритетам стратегии научно-технологического развития России;
  2. повышение привлекательности российской науки и образования за счет создания мировых и региональных тематических центров.

В 2024 году:

  • 750 российских научных журналов включены в международные базы данных (WEB of Science или Scopus, WEB of Science и Scopus).
  • 238 морских экспедиций на научно-исследовательских судах.
  • 42 мероприятиям в области синхротронных и нейтронных исследований оказана государственная поддержка.
  • 35 селекционно-семеноводческих и селекционно-племенных центров.
  • 35 центрам трансфера технологий и 16 научным центрам мирового уровня оказана господдержка.
  • 30 ежегодных подписок в информационно-коммуникационной сети "Интернет" к научным журналам, базам данных научного цитирования.
  • 25 мероприятиям развития генетических технологий и 11 региональным научно-образовательным математическим центрам оказана государственная поддержка.
  • 24 центра Национальной технологической инициативы созданы и поддержаны.
  • 19 мероприятий для вовлечения университетов в создание экосистемы студенческого технологического предпринимательства.
  • 5 масштабным научным проектам мирового уровня оказана господдержка.
  • 4 международных математических центра мирового уровня.
  • Сеть из 3 биоресурсных центров.
  • 3 центрам геномных исследований мирового уровня (консорциумам) обеспечена государственная поддержка программ создания и развития.
  • Разработан НПА для создания и развития агробиотехнопарков.
  • Международные научные исследования на уникальной научной установке класса «мегасайенс» - Международный центр нейтронных исследований на базе высокопоточного реактора ПИК и в Комплексе сверхпроводящих колец на встречных пучках тяжелых ионов NICA.

Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии (ИНТЕГРАЦИЯ)

Задача: усиление мер по стимулированию и развитию объединений вузов, научных организаций и организаций реального сектора экономики.

Мероприятия направлены на:

  1. создание интеграционных научно-образовательных и научно-производственных структур мирового уровня;
  2. повышение уровня региональных систем высшего образования и науки за счет консолидации ресурсов заинтересованных сторон, в том числе и регионов.

В 2024 году:

  • Поддержка научно-производственной кооперации 104 вузов, научных учреждений и производственных предприятий для реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств.
  • 102 университета поддержаны с целью формирования группы университетов - национальных лидеров для:
  • формирования научного, технологического и кадрового обеспечения экономики и социальной сферы;
  • повышения глобальной конкурентоспособности системы высшего образования;
  • содействия региональному развитию.
  • 15 научно-образовательных центров мирового уровня.
  • Сеть из 8 специализированных учебных научных центров по подготовке высококвалифицированных кадров на базе ведущих университетов.
  • Нормативно-правовая база для реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».
  • Методика учета доли трудоустроенных выпускников образовательных организаций высшего образования (ООВО).
  • Механизм привлечения и учета внебюджетных источников финансирования в сектор исследования и разработок.

Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров (ИНФРАСТРУКТУРА)

Задача: обеспечение передовой инфраструктурой для научных исследований.

Мероприятия направлены на:

  1. обновление приборной базы ведущих организаций;
  2. продолжение создания уникальных научных установок класса «мегасайенс»;
  3. строительство и модернизацию научно-исследовательского флота;
  4. совершенствование цифровой инфраструктуры науки и образования;
  5. обеспечение комфортных условий для обучающихся и научно-педагогических работников.

В 2024 году:

  • 19 инжиниринговых центров.
  • 13 комплексов цифровых сервисов и решений в сфере науки и высшего образования.
  • Модернизированы 5 действующих научно-исследовательских судов: «Академик Николай Страхов», «Академик Сергей Вавилов», «Академик М.А.Лаврентьев», «Академик Мстислав Келдыш» и «Академик Иоффе».
  • 2 новых научно-исследовательских судна неограниченного района плавания.
  • Обновленная инфраструктура и приборная база ведущих организаций.
  • Повышенный уровень технической вооруженности сектора исследований и разработок.
  • Финансовая поддержка развития национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения в интересах ведущих научных и образовательных организаций.
  • Уникальная научная установка класса «мегасайенс» ЦКП "СКИФ" с 6 экспериментальными станциями.
  • Уникальная научная установка класса «мегасайенс» на о. Русский в Дальневосточном федеральном округе.
  • Исследовательские станции Международного центра нейтронных исследований на базе высокопоточного реактора ПИК.
  • Развитие электронного обучения и дистанционных образовательных технологий сферы высшего образования и дополнительного профессионального образования.
  • Курчатовский специализированный источник синхротронного излучения «КИСИ-Курчатов».
  • Научно-образовательный медицинский центр ядерной медицины на базе НИЦ «Курчатовский институт».
  • Информационно-аналитическая система оперативного мониторинга и оценки состояния научно-технического обеспечения исследований в области генетических технологий.
  • Модернизированное опытное производство НИЦ «Курчатовский институт».

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Что такое НОЦ и зачем они нужны?

Научно-образовательный центр мирового уровня – поддерживаемое субъектом Российской Федерации объединение без образования юридического лица федеральных государственных образовательных организаций высшего образования и (или) научных организаций с организациями, действующими в реальном секторе экономики, и осуществляющий деятельность в соответствии с программой деятельности центра.

Научно-образовательные центры (НОЦ) создаются в регионах с учетом местных направлений и нужд. Прежде всего НОЦ призваны наладить связь между тем, что происходит в лабораториях, и бизнесом.

 

Чем будут заниматься НЦМУ?

Научные центры мирового уровня различаются по типам и создаются в целях осуществления прорывных исследований преимущественно фундаментального и поискового характера, направленных на решение задач, соответствующих мировому уровню актуальности и значимости. Они призваны объединить для решения масштабных экономических и научных задач потенциал ведущих университетов, научных организаций и предприятий реального сектора.

Какую поддержку могут получить молодые ученые?

На государственном уровне для молодых ученых, осуществляющих перспективные исследования по направлениям научно-технологического развития и модернизации российской экономики, установлена система мер поддержки – финансовых, социальных и профессиональных.
Финансовая поддержка включает в себя гранты Президента Российской Федерации для молодых кандидатов и докторов наук, президентские и правительственные стипендии для молодых ученых и аспирантов, а также гранты, предоставляемые фондами поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности. Социальная поддержка связана с вопросом обеспечения молодых ученых жильем. Что касается профессиональной поддержки, то здесь она связана с созданием научно-образовательных и научных центров мирового уровня, а также запуском федерального проекта «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации», который направлен на обновление приборной базы.

На что направлена работа инжиниринговых центров?

Развитие кооперации между наукой и крупными российскими предприятиями – одна из приоритетных задач нацпроекта «Наука и университеты». Важную роль в коммерциализации научных исследований и разработок, а также их трансфере в реальный сектор экономики играют инжиниринговые центры.
Благодаря работе Инжиниринговых центров увеличивается эффективность осуществления вузами научной и образовательной деятельности, расширяется спектр фундаментальных и прикладных исследований. Создание инжиниринговых центров позволяет обеспечить коммерциализацию и вывод на рынок результатов исследований и разработок, а также ускорить процесс импортозамещения.

Какие задачи реализуются в рамках развития инфраструктуры?

В задачи нацпроекта входит обеспечение передовой инфраструктуры для научных исследований, включая обновление приборной базы ведущих организаций, а также создание уникальных научных установок класса «мегасайенс». Кроме этого, запланировано строительство и модернизация научно-исследовательского флота, совершенствование цифровой инфраструктуры, создание комфортных условий для школьников, студентов, научных работников и педагогов.

Что представляет собой программа «Приоритет 2030»?

«Приоритет 2030» представляет собой программу государственной поддержки российских университетов, цель которой сформировать к 2030 году более сотни прогрессивных современных учебных заведений — центров научно-технологического и социально-экономического развития страны. Программа направлена на повышение конкурентоспособности России в области образования, науки и технологий. Она также призвана поддержать вклад российских университетов в достижение национальных целей развития России до 2030 года.

Наиболее значимые мероприятия и результаты  реализации национального проекта "Наука и университеты" по итогам 2023 года

 

 

 

Прикрепление лиц для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре ПГУАС осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 28 марта 2014 г. N 248.

К ПГУАС для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре могут прикрепляться лица, имеющие высшее образование, подтвержденное дипломом специалиста или магистра.

Прикрепление лиц для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре ПГУАС осуществляется на срок не более 3 лет на договорной основе за счет средств физического и (или) юридического лица. Договором может быть установлен менее продолжительный срок.

Стоимость услуг по прикреплению для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 

Прикрепление допускается только по тем научным специальностям, по которым в ПГУАС действуют диссертационные советы. (активная ссылка на страницу диссертационных советов)

Прикрепляемое лицо подает на имя ректора ПГУАС следующие документы:

  • личное заявление о прикреплении для подготовки диссертации (форма заявления)
  • копия паспорта;
  • копия диплома специалиста или магистра и приложения к нему;
  • список опубликованных прикрепляющимся лицом (в том числе в соавторстве) научных работ и (или) полученных патентов (свидетельств) на полезную модель, патентов на промышленный образец, патентов на селекционные достижения, свидетельств на программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, зарегистрированных в установленном порядке, подписанный прикрепляющимся лицом (при наличии);
  • удостоверение о сдаче кандидатских экзаменов и /или справка об обучении и/или диплом об окончании аспирантуры (при наличии).

Для рассмотрения вопросов, связанных с прикреплением, в ПГУАС создается комиссия, состав которой утверждается ректором. Сроки рассмотрения комиссией документов, полученных от прикрепляемых лиц, не более 30 рабочих дней. Прикрепление осуществляется на основании принятого комиссией решения.

Приказы о прикреплении соискателей 

Научные направления

Наличие научных направлений университета полностью обеспечивает потребность строительной отрасли Пензенской области в решении научно-технических задач, а также обеспечивает развитие содержания подготовки специалистов с высшим образованием, в том числе в аспирантуре и докторантуре университета.

010000 Физико-математические науки

1

Математические методы в строительном материаловедении

Данилов Александр Максимович,

д.т.н., профессор

Гарькина Ирина Александровна

д.т.н., профессор

2

Оптические оптоэлектронные приборы

Грейсух Григорий Исаевич,

д.т.н., профессор

020000 Химические науки

3

Разработка теоретических основ физико-химических процессов на межфазных границах при создании новых материалов

Вилкова Наталья Георгиевна,

д.х.н., профессор

Кошев Александр Николаевич,

д.х.н., профессор

030000 Биологические науки

4

Защита окружающей среды от техногенных образований и отходов

Полубояринов Павел Аркадьевич,

к.биол.н., доцент

050000 Технические науки

5

Разработка и совершенствование методов расчета и конструктивных решений строительных конструкций

Ласьков Николай Николаевич,

д.т.н., профессор

Нежданов Кирилл Константинович,

д.т.н., профессор

Шеин Александр Иванович,

д.т.н., профессор

6

Геотехника и дорожное строительство

Болдырев Геннадий Григорьевич,

д.т.н., профессор

Глухов Вячеслав Сергеевич, к.т.н., доцент

Домке Эдуард Райнгольдович,

к.т.н., профессор

7

Разработка и внедрение эффективных систем кондиционирования, тепло- и газоснабжения на основе ресурсосберегающих технологий

Еремкин Александр Иванович,

д.т.н., профессор

Аверкин Александр Григорьевич

д.т.н., профессор

8

Разработка и внедрение эффективных систем водопотребления, методов рационального использования и охраны водных ресурсов

Гришин Борис Михайлович,

д.т.н.,профессор

Андреев Сергей Юрьевич,

д.т.н., профессор

9

Разработка эффективных порошково-активированных бетонов нового поколения общестроительного назначения

Хвастунов Виктор Леонтьевич,
д.т.н., профессор

9

Синтез и разработка ресурсосберегающих и экологически чистых технологий производства строительных материалов, изделий и конструкций на основе традиционного, местного и техногенного сырья

Логанина Валентина Ивановна

д.т.н., профессор

Макридин Николай Иванович,

д.т.н., профессор

11

Создание эффективных материалов специального назначения

Береговой Виталий Александрович,

д.т.н., доцент

Саденко Сергей Михайлович,

к.т.н., профессор

12

Разработка и совершенствование градостроительных, объемно-планировочных и конструктивных решений зданий и сооружений

Круглов Юрий Васильевич

к.т.н., профессор

Соколова Наталья Владимировна,

к.арх., доцент

0700002 Исторические науки

13

Отечественная история

Королева Лариса Александровна,

д.и.н., профессор

080000 Экономические науки

14

Разработка эффективных методов организации, технологии и экономики строительства

Хрусталев Борис Борисович,

д.э.н., профессор

Баронин Сергей Александрович,

д.э.н., профессор

15

Управление в социальных и экономических системах

Резник Семен Давыдович,

д.э.н., профессор

16

Управление рынком труда и рынком образовательных услуг

Резник Галина Александровна,

д.э.н., профессор

100000 Филологические науки

17

Романо-германская филология (английский язык)

Гринцова Ольга Васильевна,

к.фил.н., доцент

130008 Педагогические науки

18

Разработка педагогических технологий и повышение качества подготовки специалистов с высшим строительным образованием

Найниш Лариса Алексеевна,

д.п.н., профессор

170004 Искусствоведение

19

Теория и практика проектирования процессов формообразования и организации средовых объектов и градостроительных систем

Херувимова Ирина Александровна

к.арх., доцент

Ли Николай Геннадьевич,

к.п.н., профессор

Прикрепление лиц для сдачи кандидатских экзаменов в ПГУАС без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре осуществляется в соответствии с Порядком прикрепления лиц для сдачи кандидатских экзаменов, сдачи кандидатских экзаменов и их перечня, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 28 марта 2014 г. N 247.

Прикрепление лиц для сдачи кандидатских экзаменов осуществляется путем их зачисления в ПГУАС в качестве экстернов для прохождения промежуточной аттестации.

Для сдачи кандидатских экзаменов к организации прикрепляются лица, имеющие высшее образование, подтвержденное дипломом специалиста или магистра.

Прикрепление для сдачи кандидатских экзаменов осуществляется на срок не более 6 месяцев и не менее срока, необходимого для предварительной подготовки и сдачи экзаменов.

Прикрепление лица для сдачи кандидатских экзаменов производится по образовательным программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, имеющим государственную аккредитацию

В перечень кандидатских экзаменов входят:

- история и философия науки,

- иностранный язык,

- специальная дисциплина, в соответствии с темой диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.

Прикрепляющееся лицо подает в отдел аспирантуры и докторантуры ПГУАС следующий комплект документов:

  • заявление о прикреплении (форма заявления); 
  • копия паспорта;
  • копия документа об образовании и о квалификации и приложения к нему (диплом специалиста или магистра);
  • копия документа об образовании и о квалификации и приложения к нему (уровень образования – подготовка кадров высшей квалификации) или справка об обучении в аспирантуре со сведениями о сроке обучения и сданных кандидатских экзаменах (при наличии);
  • при необходимости создания специальных условий при приеме кандидатских экзаменов - документ, подтверждающий ограниченные возможности здоровья или инвалидность, требующие создания указанных условий.

Документы, необходимые для прикрепления, представляются лично прикрепляемым лицом и (или) лицом, которому прикрепляемым лицом предоставлены соответствующие полномочия (доверенное лицо).

Стоимость прикрепления для сдачи кандидатских экзаменов.