Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

English French German Italian Portuguese Spanish

5 сентября 2024 года для первокурсников ПГУАС было организовано занятие, посвященное правилам информационной гигиены. Встречу провела Инна Анатольевна Питайкина, начальник учебно-методического направления Координационного центра по вопросам формирования у молодежи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма ПГУ.

В занятии приняли участие около 30 студентов. Свое общение с ними И.А. Питайкина построила в форме диалога.

Первым делом она спросила первокурсников, для чего те пришли учиться в вуз. Кто-то пришел за знаниями, кто-то за профессией, кто-то – просто за дипломом, а некоторые и вовсе затруднились с ответом. Инна Анатольевна обратила внимание студентов на то, что постановка цели очень важна. И если цель изначально сформулирована неправильно, то последующая неудовлетворенность может вызвать разочарование, а иногда и обиду. Причем обиды нередко направлены на родителей и преподавателей, а не на себя самого. Хотя изначально именно студент неверно определил для себя, чего он хочет.

Далее И.А. Питайкина поинтересовалась у ребят, сколько часов в сутки они проводят в интернете, пользуются телефонами и иными гаджетами. А самое важное – для чего молодежь тратит столько времени на «серфинг» в интернете. Инна Анатольевна отметила, что очень многие листают ленты соцсетей даже не ради поиска важной информации, а просто для получения удовольствия, для отдыха.

Однако такой «отдых» может быть вредным для человека. От огромного количества информации (по сути – лишней информации) мозг перегружается. Это может приводить к неприятным последствиям, вплоть до деменции, проблем с памятью. Причем если со старческой деменцией врачи умеют бороться, то похожие изменения в мозгу молодого человека вылечить сложнее. Ведь у молодежи такие болезни имеют другие механизмы, другие физиологические проявления.

Одним из самых верных признаков информационной перегрузки являются проблемы с запоминанием информации. Для студентов такие затруднения особенно неприятны.

Для того, чтобы избежать перегрузки мозга, А.И. Питайкина рекомендует соблюдать правила информационной гигиены. Полезно на 2-3 часа в день полностью отказываться от гаджетов. Непременно нужно выделять в своем расписании время на отдых. Особенно важен здоровый сон минимум по 8 часов в день.

В завершение встречи Инна Анатольевна рассказала еще об одном неприятном следствии информационной перегрузки. Мозг, переполненный случайными данными, фактами, новостями, теряет способность фильтровать информацию, разделять ее на нужную и ненужную. Память начинает «впитывать» все подряд.

Инна Анатольевна Питайкина: «Мы приходим к тому, что наша с вами умственная, когнитивная сфера начинает некритично воспринимать любую информацию, которую нам подсовывают. И есть, скажем так, не совсем дружелюбные организации, которые этим пользуются – вкладывают в нас фейковые данные. И наш мозг, к сожалению, не может их отличить от полезной информации».

Таким образом, информационная гигиена нужна еще и для того, чтобы хорошо разбираться в ежедневном потоке данных, не позволяя недоброжелателям манипулировать собой, своим мнением.

Напоследок И.А. Питайкина посоветовала студентам четко определиться со своими целями: «Для этого полезно представить, кем вы станете через 30 лет, и что для этого необходимо будет сделать».