Профилактическая беседа на тему мошенничества была проведена со студентами Архитектурного факультета ПГУАС 1 марта 2021 г. Организовала мероприятие руководитель центра социально-психологической помощи нашего университета М.А. Тышкунова. А рассказывал о том, как избежать обмана со стороны мошенников, сотрудник правоохранительных органов В.В. Ситников.
Перед профилактической беседой М.А. Тышкунова представила студентам гостей: «Сотрудники второго отдела полиции расскажут нам, как нужно себя вести, чтобы не стать жертвой мошенников». Тема эта не теряет своей актуальности последние несколько лет. Практически каждый день в криминальных сводках можно увидеть сообщения об очередных жертвах аферистов.
«Особую опасность представляют мошенничества, совершенные бесконтактным способом», - заявил начальник участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних отдела полиции №2 В.В. Ситников.
Наиболее распространенный способ - обман по телефону. Вот одна из обычных схем мошенников: злоумышленники звонят, представляются сотрудниками банка и рассказывают, что у вас, мол, возникли некие проблемы с карточкой. После этого преступники просят продиктовать или переслать конфиденциальные данные карт - якобы для исправление проблемной ситуации. И граждане в силу своей доверчивости иногда передают эту информацию.
В.В. Ситников настоятельно рекомендовал студентам никому не сообщать своих банковских данных. При подозрениях на проблемы с карточкой лучше всего сразу позвонить в свой банк и уточнить там, что произошло.
«Никогда настоящий сотрудник банка не станет спрашивать реквизиты вашей банковской карты. Им достаточно только имени и фамилии», - отметил В.В. Ситников.
М.А. Тышкунова добавила, что телефонные номера, с виду похожие на настоящие номера банковских служб, все равно могут принадлежать злоумышленникам.
Второй по распространенности вид мошенничества - создание сайтов-обманок в интернете. Часто такие сайты маскируются под настоящие интернет-ресурсы добропорядочных организаций. Мошенники обманом заставляют пользователей раскрывать конфиденциальную информацию об их банковских счетах.
В.В. Ситников: «Недавно был случай с гражданином Украины. Он не мог взять кредит в наших банках, в связи с чем решил воспользоваться интернетом. Там он выложил все свои данные. Мошенники оформили на его имя кредит, после чего перевели 250 тыс. руб. на собственные счета. И подобные случаи у нас не редки».
Сотрудник полиции призвал к бдительности при пользовании интернетом, особенно когда дело касается запросов банковских реквизитов.
Студенты ПГУАС, в свою очередь, рассказали о собственном опыте общения с мошенниками. Оказалось, что некоторых молодых людей уже пытались обмануть по телефону и выведать информацию о банковской карте. «Можно, конечно, сразу положить трубку. А можно немножко поднять себе настроение и устроить представление, притворяясь, что ты отчаянно «тупишь» и не понимаешь, чего от тебе хотят», - поделилась своим способом общения с мошенниками студентка по имени Александра. В ее случае такая тактика разозлила афериста и заставила его выйти из роли.
Это отлично, что студенты ПГУАС - люди продвинутые, бдительные и относительно легко вычисляющие мошенников. Однако расслабляться не стоит. Статистика говорит о том, что молодежь попадается на удочку обманщиков примерно так же часто, как и пожилые граждане. Только пенсионеры обычно проявляют излишнюю доверчивость по отношению к телефонным мошенникам, а молодые граждане чаще «ведутся» на обман в интернете.
Но борьба с профессиональными обманщиками приносит свои результаты. В.В. Ситников говорит: «Есть положительная динамика за последние годы в плане уменьшения числа мошенничеств. Если пять лет назад мы с трудом раскрывали подобные преступления, то сейчас наша техника стала более продвинутой. Сотрудники полиции уже приспособились к раскрытию данных видов правонарушений и все чаще раскрывают их. Преступников сажают, преступников становится меньше. И наша профилактическая работа тоже дает эффект: граждане сейчас меньше доверяют мошенникам».
{gallery}/изображения/новости/050321/{/gallery}