Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

English French German Italian Portuguese Spanish

adiВ июле 1997 г. в университете был открыт автомобильно-дорожный факультет, который в 2001 г. преобразован в автомобильно-дорожный институт (АДИ).

В настоящее время в составе института 3 кафедры: «Механизация и автоматизация производства», «Физвоспитание», «Эксплуатация автомобильного транспорта» .

Руководство институтом осуществляют: декан АДИ д.т.н., проф., Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации Родионов Юрий Владимирович; зам. директора по УР к.т.н., доц. Москвин Р.Н.; зам. директора по НР к.т.н., доцент Лянденбурский В.В.; специалист по УМР 1 категории Нестерова О.Ю. 

Родионов 1

декан АДИ д.т.н., проф., Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации Родионов Юрий Владимирович;

В 2004 г. в институте открыта аспирантура по направлению 05.22.10 – Эксплуатация автомобильного транспорта. Руководство аспирантами осуществляют Родионов Ю.В.,  Лянденбурский В.В. 

Материально-техническая и учебно-лабораторная база кафедр включает учебно-лабораторный корпус №6; 14 учебных лабораторий; 13 специализированных аудиторий и классов; 3 компьютерных класса; 3 научно-исследовательские лаборатории; 3 учебных автомобиля; автошколу по подготовке водителей категории В; 3 учебные мастерские; читальный зал специализированной литературы; вспомогательные помещения (буфет, гардеробы и др.). Кафедра Физвоспитания располагает 2 спортивными залами, физкультурно-оздоровительным комплексом (ФОК), тренажерным залом, спортивно-оздоровительным центром и др.

Институт является коллективным членом Международной ассоциации по автомобильному и дорожному образованию (МААДО) и Учебно-методического объединения (УМО) вузов РФ по образованию в области транспортных машин и транспортно-технологических комплексов. Тесные связи сложились у института с родственными факультетами и кафедрами вузов Москвы, Волгограда, Саратова, Ростова-на-Дону, Воронежа, Рязани, Саранска, Екатеринбурга, Оренбурга, Белгорода, Орла. Липецка, Пятигорска и других городов.

Студенты АДИ постоянно занимают призовые места на региональных и на всероссийских смотрах-конкурсах дипломных проектов, что позволило институту получить право проведения третьего (заключительного) тура Всероссийского смотра-конкурса дипломных проектов по направлению подготовки 23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов. Регулярно проводятся «круглые столы» с работатателями.

Институт проводит подготовку бакалавров и магистров по направлениям:

Код

Наименование

Форма
обучения

Квалификация
(степень)

23.03.03

очная,
заочная

бакалавр

23.04.03

очная, заочная

магистр

23.03.01

очная,
заочная, очно-заочная

бакалавр

23.04.01

очная

магистр

История

Исторической основой образования автомобильно-дорожного института явилось положение автотранспортного комплекса г. Пензы и области, а также среднего Поволжья в целом. Из огромного перечня проблем, стоявших перед автотранспортным комплексом в перестроечном и постперестроечном периодах, выделялась проблема недостаточной обеспеченности кадрами автотранспортных предприятий, структур транспортной инспекции, ГИБДД и административных органов. Выпускников Московского автомобильно-дорожного института (МАДИ), Нижегородского и Саратовского политехнических институтов явно не хватало для комплектования специалистами Поволжского региона, особенно в районных структурах управления.На каждые десять человек управленцев и специалистов автотранспортного комплекса, приходился примерно один человек со специальным образованием. Кроме того, в этот же период началось существенное снижение спроса на специалистов строительного комплекса, поэтому многим учебным заведениям, занимавшимся подготовкой специалистов строительных специальностей, пришлось изменять профиль обучения. Данная проблема возникла и перед Пензенским инженерно-строительным институтом (ИСИ).

С целью решения проблемы подготовки специалистов автотранспортного комплекса для Поволжского региона на базе структурного подразделения технологического факультета Пензенского ИСИ - кафедры Механизации и автоматизации строительного производства (МиАСП), имевшей огромный опыт подготовки специалистов строительного комплекса по эксплуатации средств малой механизации, грузоподъемных устройств и ряда других технических устройств, базирующихся на колесных или гусеничных шасси, было принято решение об открытии специальности 150200 "Автомобили и автомобильное хозяйство". На кафедре МиАСП имелись развитая учебно-материальная база и высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав. Инициатором открытия специальности 150200 "Автомобили и автомобильное хозяйство" стал заведующий кафедрой МиАСП к.т.н. Домке Эдуард Райнгольдович.

Идея создания автомобильного факультета на базе кафедры зрела несколько лет. Велись консультации с руководством вуза, специалистами МАДИ, являющегося головным вузом по подготовке специалистов автотранспортного комплекса страны, а также руководством министерства автомобильного транспорта.

В 1995 году ученым Советом института было принято решение об открытии на базе кафедры МиАСП выпускающей кафедры "Автомобили и автомобильное хозяйство". Официальной датой создания автомобильного факультета является 1 июля 1997 года. Первым деканом факультета был назначен к.т.н., доцент Домке Э.Р. Он же был избран первым заведующим кафедрой "Автомобили и автомобильные хозяйство".

В 1996 году факультету выделяются собственные площади под деканат, учебные аудитории и лаборатории кафедры ААХ в левом крыле первого этажа и на втором этаже общежития по ул. Беляева, 16. В состав автомобильного факультета вошли кафедры "Автомобили и автомобильное хозяйство", МиАСП, и кафедра физвоспитания. Первым заместителем декана автомобильного факультета был назначен к.т.н., доцент Проскурин Анатолий Иванович, методистом деканата - Кушнарева Александра Васильевна. В 1996 году по согласованию с Управлением внутренних дел Пензенской области, отделением Российской транспортной инспекции на факультете была открыта специальность 240400 "Организация дорожного движения".

В 1997 г. был осуществлен первый набор по данной специальности. Активную помощь в формировании автомобильного факультета оказывало руководство академии: ректор профессор Еремкиным А.И., проректоры Прошин А.П., Скачков Ю.П. и другие должностные лица академии. Посильную помощь в становлении автомобильного факультета оказывали руководители транспортных предприятий г. Пензы и области, дорожного департамента области, Пензенского отделения Российской транспортной инспекции, ГИБДД г. Пензы. В сентябре 1998 года на должность заместителя декана АФ был назначен к.т.н., доцент Виноградов В.В., а в октябре 1999 года - к.т.н., старший преподаватель каф. ААХ Грабовский А.А.

С 1999 года факультет является коллективным членом Международной ассоциации по автомобильному и дорожному образованию (МААДО). В 2000 году на факультете была открыта третья специальность - 230100 "Эксплуатация и обслуживание транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)".

В 2001 году заместителем декана факультета был назначен к.т.н., доцент Родионов Ю.В. В сентябре 2001 года в состав факультета была передана с инженерно-строительного института специальность 291000 "Автомобильные дороги и аэродромы" вместе с выпускающейся кафедрой "Автомобильные дороги". В том же году на базе кафедры ААХ была создана отдельная выпускающая кафедра "Организация и безопасность движения".

В октябре 2001 г. Автомобильный факультет был преобразован в автомобильно-дорожный институт. Директором института был избран к.т.н., профессор Домке Э.Р. Заместителями директора института были назначены к.т.н., доцент Родионов Ю.В. и к.т.н., старший преподаватель Лянденбурский В.В.

В октябре 2008 г. директором Автомобильно-дорожного института был назначен Родионов Ю.В., доктор технических наук, профессор. Заместителями директора института были назначены к.т.н., доцент А.М. Белоковыльский, к.т.н., доцент Ильина И.Е.

С 1.09.2011 заместителем директора института по научной работе назначен Лянденбурский В.В.

Динамика развития

Количество кафедр в составе АДИ:

  • 1997 г. - 3
  • 2001 г. - 5
  • 2003 г. - 6
  • 2004 г. - 2008 г. - 7
  • 2011 - 5
  • 2012 - 2022  - 4

Количество специальностей:

  • 1997 г. - 2
  • 2000 г. - 3
  • 2001-2010 г. - 4

С 2011 года открыты два направления по подготовке бакалавров, в 2012 - магистров:

  • Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов
  • Технология транспортных процессов

Число студентов автомобильно-дорожных специальностей:

  • 1997 г. - 140 студентов
  • 2001 г. - 540 студентов
  • 2003 г. - 745 студентов
  • 2004-2009 г. - 800 студентов
  • 2010 - 740 студентов
  • 2011- 600 студентов
  • 2012 - 500 студентов
  • 2013 - 2021 - более 400 студентов, в том числе более 100 иностранцев
  • 2022 - около 300 студентов.

Планы и перспективы

Проведение Международной научно-техническая конференции "Проблемы качества и эксплуатации автотранспортных средств" (1 раз в 2 года);

Тематика конференции:

1. Проблемы технической эксплуатации автотранспортных средств;

2. Двигатели внутреннего сгорания автотранспортных средств;

3. Интеллектуальные транспортные системы;

4. Организация автомобильных перевозок и безопасность дорожного движения;

5. Проблемы транспортно-эксплуатационного качества автомобильных дорог.

Ежегодно на базе кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта» проводится Всероссийский смотр-конкурс. На фото представлены рабочие моменты смотра-конкурса 2010-2015 годов.

 

В 2012 году он проходил с 30 октября по 3 ноября. В его работе приняли участие председатель жюри ректор ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»  Скачков Ю.П.; зам. председателя жюри проректор по УР ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» Болдырев С.А., директор автомобильно-дорожного института ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» д.т.н., профессор Родионов Ю.В., члены жюри: зав. кафедрой «Эксплуатации автомобильного транспорта» д.т.н., профессор Салмин В.В.; зав. кафедрой «Организация и безопасность движения» ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет», к.т.н., доцент Борщенко Я.А., доцент кафедры «Автомобильный транспорт ФГБОУ ВПО «Чайковский технологический институт (филиал) Ижевского государственного технического университета»,   к.т.н., доцент Шаихов Р.Ф., доцент кафедры «Эксплуатация автомобилей и машин лесного хозяйства» ФГБОУ ВПО ««Северный Арктический Федеральный университет», к.т.н., доцент Орленко Е.О., зам. директора автомобильно-дорожного института к.т.н., доцент Лянденбурский В.В., зам. декана транспортного факультета ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», к.т.н., доцент Горбачев С.В., ст. преподаватель кафедры «Эксплуатации автомобильного транспорта» ФГБОУ ВПО «Камская государственная инженерно-экономическая академия» Тахавиев Р.Х., доцент кафедры «Автомобили и автомобильное хозяйство» ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет» к.т.н., доцент Потапов С.А., доцент кафедры «Автомобильный транспорт» ФГБОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет» им. В.П. Горячкина, к.т.н. Новиков Е.В., зав. кафедрой «Автомобили» ФГБОУ ВПО Ульяновского государственного технического университета, к.т.н., доцентОбшивалкин М.Ю., зав. кафедрой «Автомобильный транспорт» ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет» к.т.н., доцент Кириллов А.Г., доцент кафедры «Автомобили и автомобильное хозяйство» ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет» к.т.н., доцент Тишин С.А., доцент кафедры «Экологии безопасности жизнедеятельности» ФГБОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина» к.т.н., доцент Ерохин О.В.

Количество дипломных проектов, выполненных в ВУЗах России в 2012 г. и занявших призовые места на региональных смотрах-конкурсах, составило в рамках конкурсных требований 131 экземпляров, из которых дипломные проекты, выполненные на кафедре «Эксплуатация автомобильного транспорта» ПГУАС заняли 8 первых мест и 6 вторых мест.

В 2013 году выпускники специальности 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство» автомобильно-дорожного института завоевали 14 призовых места (3 первых, 7 вторых, 4 третьих); в 2014 году – 6 призовых мест (2 первых, 3 вторых, 1 третье); в 2015 году – 6 призовых места (5 первых и 1 второе).

В 2015 году на базе АДИ впервые состоялся конкурс выпускных квалификационных работ бакалавров по направлению 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», на котором студенты автомобильно-дорожного института заняли 1 первое и 2 вторых места,в 2016 году 4 первых и одно второе место, в 2017 - 6 первых и 3 вторых места.

В 2019 году конкурс проходил 3-5 ноября. Студентка Золотова З.А. заняла 1 место по направлению подготовки 23.03.03 (руководитель к.т.н., доцент Ляндебурский В.В.). На II туре Всероссийской студенческой олимпиады студентов образовательных учреждений высшего образования по направлению 23.04.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», также проведенном на базе АДИ, студент Ивахин В.В. занял первое место по направлению подготовки (руководитель к.т.н., доцент Ляндебурский В.В.), студент Войнов А.А. – второе место по номинации «Исследование конструкции» (руководитель к.т.н., доцент, зав. каф. ЭАТ Захаров Ю.А.).

В 2020 году конкурс проходил 16-20 ноября. Студент Фахрутдинов И.И. занял 1 место по направлению подготовки 23.03.03 (руководитель к.т.н., доцент Лянденбурский В.В.). На II туре (региональном) Всероссийской студенческой олимпиады студентов образовательных учреждений высшего образования по направлению 23.04.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», также проведенном на базе АДИ, студент Судьев В.В. занял первое место в номинации «Исследование технологических процессов и ремонта» (руководитель к.т.н., доцент Лянденбурский В.В.), студент Суменков С.В. – первое место по номинации «Исследование надежности» (руководитель д.т.н., профессор, декан АДИ Родионов Ю.В.). Данные студенты на III туре (заключительном), проходившем на базе Ивановского государственного политехнического университета в декабре 2020 года, заняли соответственно второе и третье место в целом по направлению подготовки 23.04.03, уступив только местному выпускнику.

В 2021 году конкурс проходил с 26 по 29 октября. По направлению подготовки 23.03.03 было представлено 110 выпускных квалификационных работ.  ВКР студента АДИ ПГУАС Букина А.Ю. «Разработка встроенной системы диагностирования двигателей с турбонаддувом» (руководитель к.т.н., доцент Лянденбурский В.В.) заняла 1 место по направлению подготовки. По направлению подготовки 23.04.03 было представлено 17 выпускных квалификационных работ.  ВКР студента АДИ ПГУАС Моисеева И.С. «Совершенствование бортовой диагностики электрооборудования автомобилей КАМАЗ (руководитель к.т.н., доцент Лянденбурский В.В.) заняла 1 место по направлению подготовки.

30 марта 2022 г. в ПГУАС на базе автомобильно-дорожного института проводилась обучающая конференция «Экономические аспекты обеспечения безопасности движения на автомобильном транспорте: как оценить и сократить социально-экономический ущерб?», организованная ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» («НИИАТ», г. Москва) по поручению Министерства транспорта Российской Федерации.

Мероприятие было организовано в рамках Плана мероприятий по реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги». Докладчиками конференции были ведущие российские специалисты в области безопасности движения на автомобильном транспорте. В целом же участниками мероприятия, проходившего в актовом зале ПГУАС, стали около 200 человек.

По окончании конференции научный руководитель ОАО «НИИАТ», заместитель Председателя Бюро Управляющего комитета Общеевропейской программы ЕЭК ООН-ВОЗ по транспорту, окружающей среде и охране здоровья, к.т.н. Донченко В.В. наградил декана АДИ д.т.н., профессора Родионова Ю.В. Почетной грамотой.

image 01


В 2022 году конкурс проходил с 8 по 12 ноября. 1 место по направлению подготовки 23.03 03  – Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов завоевал студент автомобильно-дорожного института ПГУАС Трачук Е.В. (руководитель д.т.н., доцент Лянденбурский В.В.).

В 2022 году аспирант Фахрутдинов И.И. занял 2 место в конкурсе на соискание студентами и аспирантами грантов ректора ПГУАС (руководитель д.т.н., доцент Лянденбурский В.В.).

В декабре 2022 года в г. Иваново (Ивановский государственный политехнический университет) в 3 (заключительном) туре Всероссийского смотра-конкурса по направлению подготовки 23.04.03 – Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов 1 место получил Фахрутдинов И.И. (руководитель д.т.н., доцент Лянденбурский В.В.), 1 место в номинации «Исследование надежности» завоевал студент автомобильно-дорожного института ПГУАС  Суменков А.С. (руководитель д.т.н., профессор Родионов Ю.В.).

Адрес: 440028, Пенза, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

Кабинет: , учебный корпус №1, ауд.1105

Телефон: (8412) 49-83-30, вн. 11-93

Е-mail: dekauto@pguas.ru