Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

English French German Italian Portuguese Spanish

15 апреля 2021 г. в нашем университете проходило интеллектуальное состязание, участниками которого стали студенты ПГУАС и учащиеся пензенских коллежей. Для победы в игре «Эрудит» команды должны были проявить не только обширные знания и гибкий ум, но и незаурядные тактические способности.

Читальный зал второго корпуса ПГУАС уже не в первый раз принимает у себя интеллектуальную игру «Эрудит». Но команды здесь каждый раз состязаются разные. 15 апреля  в соревновании приняли участие студенты Пензенского колледжа транспортных технологий, IT-колледжа и колледжа архитектуры и строительства. Четвертую команду выставила на турнир принимающая сторона – ПГУАС.

Участники игры по одному входили в читальный зал, в то время как их имена объявлял один из главных организаторов мероприятия С.Н. Алёнкин, специалист по работе с молодежью ЦКиМП. В каждой команде было по 5 человек, считая капитана.

Членами жюри выступили Анастасия Клёшина, председатель студенческого профкома ПГУАС и Анастасия Стрельцова, председатель студенческого клуба. Им в этот день тоже пришлось проявить и интеллект, и внимательность. Ведь в расчетах игровых баллов можно было легко запутаться, притом что судьям нужно было еще и следить за игроками - кто первым поднял руку, не было ли жульничества и подсказок и т.д.

Соревнования длилось суммарно около 3 часов. То есть, это было еще и испытание на выносливость. К счастью, организаторы «Эрудита» облегчили жизнь игрокам, предусмотрев для них перерывы после каждого этапа - с чаем, угощениями и музыкальными номерами. Свои песни для участников исполняли талантливые студентки строительного университета.

Перед началом соревнования к командам обратился ректор ПГУАС С.А. Болдырев: «Мы очень рады, что вы участвуете в таких мероприятиях. У молодежи сегодня имеются разные стремления. А если у молодого человека есть какая-то инициатива, неважно какая, - он с ней сможет горы свернуть. Перед ним открыты все дороги.  И  мы очень рады, что молодых людей, которые к чему-то стремятся, становится  все больше и больше. А главное – вы входите в их число». Ректор пожелал учащимся колледжей, чтобы стены ПГУАС стали для них такими же родными, как и для студентов этого вуза. «Мы вас всех ждем к себе», - сказал Сергей Александрович.

Автор и ведущий игры «Эрудит» Игорь Николаевич Утемишев, приветствуя участников, пообещал, что вопросы в этот раз подготовлены не очень сложные, зато касаться они будут самых различных областей знаний. «Очень хочу, чтобы эта игра стала для вас, в первую очередь, возможностью познакомиться друг с другом. Думаю, что с этого дружеского соревнования продолжатся ваши контакты и на других мероприятиях», - сказал И.Н. Утемишев. Также он пожелал игрокам получить заряд бодрости и оптимизма, а также по возможности блеснуть знаниями.

***

Сама игра «Эрудит» зародилась в 90-е годы прошлого века, когда И.Н. Утемишев работал учителем в Вадинском районе. С той поры за двадцать с лишним лет Игорь Николаевич провел около 200 соревнований, в которых поучаствовали самые различные коллективы. Игра получила хорошую проверку временем, ее процесс устоялся, а правила отточились.

Общая схема выглядит так: все команды участвуют в пяти этапах конкурса. Две лучшие команды встречаются в финале.  

Суть всех этапов игры была примерно одинаковой: нужно правильно отвечать на вопросы ведущего, причем самостоятельно, без использования каких-либо гаджетов. Но каждая часть «Эрудита» имела свои особенности, которые делали игру увлекательнее. Например, во время разминки ведущий задавал очень легкие вопросы. На втором этапе «Гонка за лидером» задания стали посложнее, а за неправильные ответы участников начали штрафовать. Во время третьего конкурса вопрос был только один (ведущий попросил перечислить все существующие города-герои), а игроки должны были дать на него как можно больше правильных ответов.

Примерно с четвертого этапа игры, который назывался «Удачный выбор», стало окончательно понятно, что одной эрудиции для победы мало. Нужно было еще выработать грамотную тактику. Например - «Не знаешь сам - утопи другого». Для такой тактики нужно было выбирать из трех категорий вопросов самую сложную, дающую больше всего баллов. Даже если команда в итоге не находила правильный ответ и теряла несколько очков, она могла передать этот заковыристый вопрос сильному сопернику  -правила это позволяли. Имелись высокие шансы, что и конкурент не знает ответа,  и потому тоже потеряет баллы.

Большое значение во время игры имел и фактор удачи. Часто бывало так, что какой-либо команде просто везло, и ей доставался легкий вопрос. А еще на этапе «Удачный выбор» некоторые правильные ответы давали вдвое больше баллов. 

К середине игры стало понятно, что ни про одну из команд нельзя было сказать, что у нее хороший или плохой кругозор. Багаж знаний у всех участников был просто разным - не по уровню, а по содержанию. Кто-то знал одно, кто-то другое. Зачастую то, что ведущему или зрителям казалось элементарным, участникам команд оказывалось абсолютно неведомо. И наоборот.

Случались во время игры и курьезные ситуации. К примеру, на вопрос о стропальщиках не смогли правильно ответить ни представители строительного университета, ни команда строительного колледжа. Хотя казалось бы. Зато на этот вопрос ответили игроки из IT-колледжа. Откуда будущие программисты вообще узнали слово «стропальщик» - загадка.

***

К пятому этапу «Аукцион» в игре определились два лидера - команды ПГУАС и IT-колледжа. Но, как показали события, почивать на лаврах им было еще рано. Дело в том, что на этом этапе игроки сами выбирали стоимость вопроса: кто больше баллов поставит, тот и будет отвечать. Благодаря таким правилам, выигрыш мог принести очень много очков. Зато неверные ответы способны были полностью «разорить» команду, сведя количество ее баллов к нулю.

На этапе «Аукцион» представители ПГУАС играли активно, но неровно - иногда отвечали правильно, иногда ошибались. Из-за этого студенты чуть было не растеряли свое преимущество. Выйти в финал команде ПГУАС помог верблюд Пржевальского. Именно этого зверя изваяли у подножия памятника великому русскому путешественнику в Петербурге. Представители строительного университета пошли ва-банк, поставили все свои оставшиеся баллы, а затем сумели правильно ответить на вопрос: «Кто изображен под бюстом Пржевальского»? Благодаря этому, путь в финал был открыт.

События последнего этапа игры «Эрудит» происходили как в хорошем фильме - все решалось буквально на последнем вопросе. Команды ПГУАС и IT-колледжа шли практически вровень. Но верный ответ на последний, пятнадцатый вопрос сумели найти все-таки представители строительного университета. Они смогли угадать по описанию ведущего историческую личность. «Гагарин!» - сказали студенты ПГУАС, и своим ответом завоевали победу. И это было особенно приятно, ведь в прошлом году команда нашего вуза заняла последнее место в игре «Эрудит».

Соревнование стало отличной тренировкой для мозгов. Все участники получили от организаторов памятные призы.

 {gallery}/изображения/новости/190421/{/gallery}