Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

English French German Italian Portuguese Spanish

16 марта 2021 г. в ПГУАС был организован бинарный урок для учеников 10 класса школы №18. Занятие по физике было посвящено изучению электричества и работе с измерительными приборами.

Бинарный урок – не самая привычная форма работы с учениками. Однако в нашем университете такие занятия проводятся далеко не в первый раз. Двойственностью, бинарность подобных уроков состоит в том, что два преподавателя объединяются для объяснения детям какой-либо темы. Обычно при этом используются разные подходы, разные способы подачи материала.

Так получилось и на этот раз. За теоретическую часть урока в основном отвечала учительница физики и астрономии из школы №18 Анастасия Витальевна Капарова, а за практическую - доцент кафедры «Физика и химия» ПГУАС Кристина Анатольевна Сергеева.

Гостями нашего университета стали не просто случайные юноши и девушки, а профильная группа старшеклассников, занимающихся по инженерно-техническому направлению и особо интересующихся физикой. Кроме того, эти ребята раньше посещали и продолжают посещать обучающие курсы, организованные в строительном университете.

Перед началом занятия с короткой напутственной речью к школьникам обратились ректор ПГУАС. С.А. Болдырев и заведующий кафедрой «Физика и химия» профессор Г.И. Грейсух. Двенадцать учеников слушали их с серьезными лицам, осознавая всю важность момента. В конце концов ректор даже попросил ребят хоть немного улыбнуться. Впрочем, погрузившись в работу, школьники быстро освоились и расслабились.

Первую часть занятия провела А.В. Капарова. Начала она с того, что показала старшеклассникам небольшой видеоролик. На экране один за другим появлялись неисправные электроприборы. Они задорно искрились, дымили и вспыхивали. Оценив увиденное, школьники легко догадались, что речь в этот день пойдет об электричестве.

Сам бинарный урок проходил очень динамично. Школьники выполняли одно задание за другим. При этом характер этих заданий постоянно менялся: просмотр обучающего ролика, проверка основных понятий, небольшая письменная работа, самопроверка, немного практики, молниеносное закрепление, снова практика, но уже в группе, и т.д. И даже разминка в середине занятия была проведена так, чтобы руки отдыхали, а мозг продолжал изучать физику.

Вместе с Анастасией Витальевной ученики повторили основные понятия изучаемой темы - напряжение, сила тока, сопротивление и пр. Затем настала очередь лабораторной работы, которую провела Кристина Анатольевна.

Главным объектом изучения и главным же инструментом для школьников стал мультиметр. К.А. Сергеева быстро научила ребят, как управляться с этим прибором и на что тот способен. За короткое время старшеклассники успели измерить параметры электроники, лежащей у них на столах, -  сопротивление резисторов, напряжение батареек, исправность диодов и конденсаторов. Лампочки светились, приборы пищали, - все было живо и наглядно. А затем юноши и девушки занялись измерениями еще и в виртуальной среде. В компьютерной программе они построили цепь и определили энергетические характеристики бегущего в ней тока.

В качестве завершения бинарного урока А.В. Капарова попросила школьников написать по своим впечатлениям «синквейн» об изученной теме - несколько определенным образом организованных строк, складывающихся в подобие японского пятистишья. Такое странное на первый взгляд упражнение неплохо помогает учителю в получении обратной связи после занятий. «Для детей это что-то наподобие рефлексии. По каждой строчке мы можем увидеть, что именно они запомнили, что именно у них отложилось в голове», - объясняет Анастасия Витальевна.

А после основного занятия Г.И. Грейсух в своей лаборатории рассказал школьникам о принципах работы оптического стола и показал, как ярко и красиво могут светиться голограммы.

К.А. Сергеева, прощаясь со школьниками, сказала: «Сегодня вы немного прикоснулись к тому, чем мы занимаемся каждый день со студентами, сами почувствовали себя в роли студентов. Возможно, вы узнали что-то новое, лучше оценили свои возможности. Я надеюсь, вам понравилось, как вы здесь работали. Большое вам спасибо, мы рады видеть вас всегда». Тем, кто заинтересовался занятиями в стенах университета, Кристина Анатольевна пообещала в будущем показать еще много интересного, и не только по физике, но и, например, по строительным направлениям.

«Я считаю, что бинарный урок лучше мотивирует детей на изучение предмета и показывает при этом что-то необычное. На ребят все необычное производит «вау-эффект». Поэтому проводить такие уроки нужно почаще», - так  А.В. Капарова прокомментировала прошедшее занятие.

{gallery}/изображения/новости/170321/2{/gallery}