Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

English French German Italian Portuguese Spanish

Первые мероприятия на фестивале архитектурно-художественного творчества начались еще до официальной церемонии открытия. Утром 15 февраля 2021 года в ПГУАС прошел мастер-класс «Культура и творчество в каждом из нас». Провела его доцент кафедры «Философия» Светлана Федоровна Артемова.

Мастер-класс посетили около 20 школьников 10-х и 11-х классов (вернее - школьниц, в этой группе была всего пара юношей). Они приехали на фестиваль им. Татлина из Димитровграда (Ульяновская область) и Набережных Челнов (республика Татарстан).

Во время занятия С.Ф. Артемова говорила старшеклассникам о соотношении субъективного и объективного, о том, почему разные люди воспринимают мир по-разному. Мы смотрим глазами, но интерпретируем увиденное мозгом, объясняла Светлана Федоровна. Чтобы проиллюстрировать эту мысль, она демонстрировала школьникам знаменитые «двойные» картинки: женщину, одновременно и старую, и молодую; два обращенных друг к другу лица и вазу между ними; несколько мелких объектов, складывающихся при смене точки зрения в одну большую голову, и т.д.

Каждый из нас творит свой собственный мир своим уникальным восприятием. Порой из-за этого людям бывает сложно договориться друг с другом. Чтобы найти с кем-то общий язык, нужно познать себя и своего собеседника.

С.Ф. Артемова рассказала школьникам о том, как восприятие цвета связано с характером человека. Если опираться на теории Карла Густава Юнга, то людей можно условно поделить по четырем цветам - красные, синие, желтые и зеленые.  Швейцарский психолог также связывал эту типологию с выделенными им архетипами.

Чтобы понять, кто к какому цвету относится, Светлана Федоровна предложила школьникам выбрать из группы предложенных слов те, которые старшеклассники сочтут близкими и подходящими для себя. Позже выяснилось, что каждая из выбранных характеристик соответствовала одному из четырех основных цветов. Те, кто выбрал больше всего «зеленых» слов, попадали в зеленую группу, «красных» - в красную,  и т.д.

Очень быстро выяснилось, что практически все участвующие в мастер-классе школьники относятся либо к «зеленым» людям, либо к «желтым». Смелых, решительных и твердых духом «красных» среди них оказались считанные единицы, а расчетливых, педантичных, рациональных «синих» не оказалось вовсе. На самом деле, это было не так уж удивительно. Ведь в конкурсе им. Татлина обычно участвуют люди творческие (желтый цвет символизирует творчество) и стремящиеся к гармонии (гармоничность - свойство зеленого цвета).  Вот и получилось, что по результатам теста приехавшие в Пензу школьники являются по большей части дружелюбными и открытыми всему новому людьми.

Но для успешного взаимодействия определить, кто ты, - это лишь полдела. С.Ф. Артемова поведала участникам мастер-класса, как правильно общаться с людьми других «цветов», с теми, кто воспринимает мир иным способом. С «синими» разговор нужно вести медленно и вдумчиво, с «зелеными» - открыто и без давления, с «красными» - уверенно и четко, а к «желтым» во время общения нужно демонстрировать искреннее внимание.

В финале мастер-класса школьники разбились на команды согласно своим доминирующим чертам характера, чтобы сделать проекты-презентации о своих «цветах». Ребятам предлагалось нарисовать на листах ватмана то, как «зеленые», «желтые» и «красные» видят мир и как взаимодействуют с ним. Здесь-то участникам и предстояло проявить фантазию и свои творческие способности. С помощью маркеров, ярких аппликаций и собственного воображения школьники создавали визуальные презентации самих себя.

Совместно создавая цветные коллажи, участники мастер-класса оперативно знакомились друг с другом. Через несколько минут групповой работы они уже обсуждали, кто откуда приехал и в каких магазинах Пензы лучше всего покупать продукты. А на ватмане тем временем появлялись лозунги, сердечки, рыбки и Бог в облаках. Похоже, цветовая дифференциация действительно способствовала совместному творчеству.

Суда по отзывам участников, мастер-класс пришелся им по душе, и они узнали во время занятия нечто новое для себя.