Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

English French German Italian Portuguese Spanish

Заместитель директора пензенского лицея архитектуры и дизайна №3 Е.Ю. Малкина участвовала в организации первых конкурсов имени Татлина и продолжает помогать с подготовкой и судейством олимпиад сегодня. Елена Юрьевна рассказывает о том, каким конкурс был много лет назад, и о том, с какими проблемами и неожиданностями приходилось сталкиваться организаторам. 

Е.Ю. Малкина отмечает, что олимпиады им. Татлина прошлых лет несколько отличались от нынешних олимпиад «Например, конкурс по рисунку был раздельным. Будущие дизайнеры рисовали голову, а архитекторы – фигуру человека.

Раньше проводилась олимпиада по живописи для школьников. Сейчас она тоже есть, но только для студентов. А олимпиады для школьников остались лишь по тем дисциплинам, которые проверяются на экзаменах при поступлении в вузы.

Олимпиады для 8-9 класса изначально не планировали проводить на конкурсе им. Татлина. Но дети же не могут одномоментно научиться выступать на конкурсах, чтобы одиннадцатиклассниками приехать и сразу выиграть. У них должна быть какая-то тренировка. Кроме того, ученикам 8 и 9 классов уже интересно посмотреть, чем  занимаются их старшие товарищи.  Поэтому и родилась идея сделать олимпиады еще и для 8-9 классов.

А вот в выставке с самого первого года участвовали дети всех возрастов. Свои работы присылают даже из детских садов – ребята 3, 4, 5 лет. Они пока рисуют интуитивно. Но все равно бывает так, что ребенок проведет одну линию, и уже видно, что из него что-то получится».

 Организовать мероприятие с сотнями участников всегда непросто. На сегодняшний день механизм проведения конкурса хорошо отработан. И все равно существует риск всяческих непредвиденных ситуаций. А в первые годы организаторам часто приходилось импровизировать и учиться на ходу. 

Е.Ю. Малкина вспоминает: «Директор лицея Татьяна Викторовна Вукович всегда хотела, чтобы в Пензу приезжали большие делегации, не один-два человека. Но у нас в городе было не особо много мест, где можно расселить людей в большом количестве. Я помню, Т.В. Вукович очень много бегала, договаривалась с гостиницами – кто там будет жить, сколько это будет стоить, можно ли устроить гостей как-нибудь подешевле. Один раз к нам приехала делегация из Сыктывкара, но на два дня раньше срока. Такое уж расписание было у их поезда. И эти гости два дня жили у нас в лицее. Их было человек 20-25. Мы освободили для них учебный класс. Наши школьники-«архитекторы» как раз в это время готовились к конкурсу и занимались творческим процессом в архитектурной мастерской. Поэтому их кабинет был свободен. Там мы поставили раскладушки, которые обычно используются для организации пришкольного лагеря. И в этом классе гости из Сыктывкара жили пару дней

А в один год несколько детей, участников конкурса, спали в спортзале ПГУАС, где проводилась выставка. Так получилось, что у них выдалось свободное время. Дети к тому моменту очень устали, а в гостиницу их было вести долго и далеко. И вот они устроились спать в спортзале».

Конечно же, во время конкурсов случались и неприятности, и недопонимания. «Все бывало, - рассказывает Елена Юрьевна. - Руководители делегаций терялись, дети уезжали на автобусах не в ту сторону. Например, объясняешь члену делегации: «Идете сначала налево, потом поворачиваете направо. Поняли?» «Поняли». Он выходит, и сразу поворачивает направо. Через некоторое время звонит нам: «Мы заблудились». Мы списываем такие случаи на то, что люди к нам приезжают творческие.

Еще был случай: руководительница одной из делегации нам заявила, что у нее украли фотоаппарат. Она так кричала, так кричала.  А когда вернулась домой, то выяснилось, что фотоаппарат она даже не брала с собой в Пензу».

Однако подобные случаи все-таки остаются единичными и не влияют на общее впечатление от фестиваля. Е.Ю. Малкина: «Да, бывает так, что кто-то уезжает от нас недовольным. И все равно они потом звонят и говорят: «Как у вас было хорошо, мы к вам еще раз приедем».

P1010006