Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

English French German Italian Portuguese Spanish

Вторую неделю в Центре выявления и поддержки одаренных детей и молодежи Пензенской области «Ключевский» проходит научно-проектная смена «Архитектура, градостроительство, дизайн». Эта образовательная программы была подготовлена и реализована преподавателями Архитектурного факультета ПГУАС. В данный момент большинство детей, участвующих в смене, уже подготовили свои проекты и выходят на их защиту.

В этом году Пензенский университет архитектуры и строительства заключил договор о взаимодействии с Центром выявления и поддержки одаренных детей и молодежи Пензенской области «Ключевский». Этот центр является одним из филиалов образовательного центра поддержки одаренных детей в России «Сириус», созданного в 2015 г. по инициативе президента России Владимира Путина на платформе Олимпийского парка Сочи образовательным Фондом «Талант и успех». «Ключевский» работающий на базе Губернского лицея, обучает пензенских талантливых ребят самым разным вещам, от математики до театрального искусства.

Первая профильная образовательная программа от ПГУАС была подготовлена деканом Архитектурного факультета  Еленой Вячеславовной Ещиной как научно-проектная смена «Архитектура, градостроительство, дизайн». Обучение проходит в течение двух недель, с 13 по 26 марта 2022 г. В «Ключевском» собрались тридцать школьников 10-х классов со всего Пензенского региона. Перед началом обучения все они прошли творческие испытания  и отбор.

В работе образовательной программы по научно-проектной смене «Архитектура, градостроительство, дизайн» задействованы многие преподаватели Архитектурного факультета. Лекции об особенностях профессии архитектора, градостроителя, дизайнера, ландшафтного архитектора, а также занятия по пространственным искусствам, компьютерной графике и пензенским городским проектам проводят: к. арх. Е.В. Ещина, к. арх. Н.В. Соколова, к. арх. И.А. Херувимова, Т.Ф. Волкова, М.Т. Хрюкина, А.Г. Лызина, Ю.В. Бочарова, к.т.н. О.В. Королева. В мастер-классах, раскрывающих суть творческих экзаменов факультета, задействованы: к.п.н. Н.Г. Ли, М.А. Берсенева, Т.Б. Ефимова, Ю.В. Даськова, Е.В. Матюшина, Л.А. Цибарева. Основную работу по воплощению с учениками творческих проектов с элементами научных изысканий взяли на себя преподаватели кафедры «Рисунок, живопись и скульптура»: к. исск. О.И. Рагужина, Т.В. Елизарова, Т.В. Мотова, Е.С. Цимбалист.

Учебная программа включает в себя лекции, практические занятия, мастер-классы, семинары, встречи со специалистами рассматриваемых профессий, а также  индивидуальные консультации по темам научно-творческих проектов.

У школьников, прошедших через данную смену, должно сложиться понимание основ профессии архитектора, градостроителя и дизайнера, сформироваться базовые знания, умения и навыки, полезные для подготовки к трем творческим экзаменам при поступлении в вуз по направлениям «Архитектура», «Градостроительство», «Дизайн». Кроме того, образовательная программа, подготовленная в ПГУАС, научит ребят выполнять  творческие научно-проектные работы для участия во всероссийских конкурсах, выставках, олимпиадах. В частности, полученные навыки помогут школьникам побеждать на ежегодном фестивале им. Татлина.

Целью научно-проектной смены является не только профориентация, выявление и сопровождение талантливых учащихся в области творчества и искусства, но и максимальное развитие творческих способностей одаренных детей.

***

На данный момент лекционный курс в рамках смены «Архитектура, градостроительство, дизайн» практически завершен. За первую неделю одаренным школьникам дали информацию по всему спектру специальностей, которым обучают на Архитектурном факультете ПГУАС.

Одну из последних лекций в программе прочитала кандидат архитектуры, доцент кафедры «Градостроительство» Наталья Владимировна Соколова: «Я провела 3 занятия по теме градостроительства. Моя задача была познакомить ребят с этой сферой деятельности и профессией. Я рассказывала про историю городов, про их современность и будущее. А на последнем занятии мы немного поговорили о проблемах Пензы, о том, как наш город планируют развивать по генплану. Я поделилась с учениками личным проектным опытом, показала выпускные работы, которые делают наши студенты».

Если первые две лекции Н.В. Соколовой прошли по достаточно стандартной схеме, то последняя была построена в формате живого общения с учениками. Ребята задавали преподавателю вопросы как с позиции жителей города, так и с позиции будущих градостроителей.  Их интересовали вопросы транспорта, перспективы реновации жилья.

У Н.В. Соколовой остались хорошие впечатления от учеников, участвовавших в ее занятиях: «Ребята пришли достаточно интересные. Вопросы они задавали в тему. А это значит, они услышали то, что я им рассказывала. Возможно, для них информация была немного сложновата. Но и сама тема градостроительства весьма непростая. Она сложна даже для профессионалов. Тем не менее, какие-то зацепки, интересные моменты ученики для себя увидели».

«Сейчас программа подошла к самому интересному моменту – завершению научно-проектных творческих работ учеников. Их защита пройдет 23 и 24 марта в Центре «Ключевский», - отмечает декан АФ Е.В. Ещина. 

Школьница Маргарита Брюхова завершила свой научно-практический проект «архитектурной» смены чуть ли не раньше всех. Она учится в 10-м классе Губернского лицея. Кроме этого, она занимается и в художественной школе №1 им. Татлина. «Поучаствовать в смене мне посоветовала моя школьная учительница, - рассказывает Маргарита. - Я очень хочу стать архитектором. И учительница сказала: «Тебе будет это полезно, чтобы узнать больше о профессии и познакомиться с преподавателями вуза». На смене мы занимаемся уже вторую неделю. Все это время мы работаем над своими научно-исследовательскими проектами. Мне досталась тема, связанная с творчеством «рыбного архитектора» Фрэнка Гери. У него есть очень известное сооружение, которое выглядит как рыба. Поэтому архитектора так и прозвали».

Темы для работ определили с помощью жребия. Поначалу Маргарита Брюхова расстроилась, вытянув бумажку с именем незнакомого ей архитектора Фрэнка Гери. Но потом она поняла, что ей очень повезло. Начав искать информацию, Маргарита узнала, что работы американского архитектора действительно очень интересные и необычные.

Результатом двухнедельной смены станут творческие работы, выполненные ребятами на основе их научно-исследовательских проектов. Маргарита Брюхова подготовила коллаж формата А2 из объектов авторства Фрэнка Гери (в том числе и его скульптуры рыбы) с элементами аппликации. Внизу школьница поместила цитату этого выдающегося представителя  деконструктивизма: «Не понимаю, зачем люди нанимают архитектора, а затем указывают, что ему делать».

Кроме творческой работы, в задачи учеников входил поиск информации по своей теме, создание презентации и ее защита перед преподавателями университета.

Касаемо прошедших теоретических занятий, Маргарита говорит: «Мне были особенно интересны лекции, связанные с архитектурой. Но сегодня была лекция на тему градостроительства, и она мне тоже очень понравилась. Я даже подумала, не попробовать ли свои силы и в этой области».

У Маргариты и других талантливых школьников есть еще немало времени, чтобы окончательно определиться с будущей профессией и с образовательной траекторией. А Елена Вячеславовна Ещина уже сейчас готова заявить: «Архитектурный факультет уверен, что эти одаренные дети – наши будущие абитуриенты и студенты».

   {gallery}изображения/новости/230322/{/gallery}