Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

English French German Italian Portuguese Spanish

С 8 по 10 декабря 2021 г. на базе Российского государственного аграрного университета (РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева) состоялось расширенное заседание научно-методического и экспертного Советов отделения Федерального учебно-методического объединения вузов по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 23.00.00 – «Техника и технологии наземного транспорта». От ПГУАС в этом мероприятии участие принимала заведующий кафедрой «Организация и безопасность движения» к.т.н., доцент Ирина Евгеньевна Ильина.

Заседание проходило в очно-дистанционном формате. Во встрече участвовали представители университетов России в ФУМО и заведующие кафедрами, осуществляющие подготовку по направлениям бакалавриата «Технология транспортных процессов» и «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», а также готовящие специалистов по направлению «Наземные транспортно-технологические средства».

Заседание получилось достаточно масштабным В нем принимали участие около 150 человек из 100 образовательных организаций.

Отметим, что расширенные заседания по направлению «Транспорт» проводятся ежегодно с 2002 г. на площадках крупнейших и наиболее влиятельных в сфере транспорта вузов России. Автомобильно-дорожный институт ПГУАС принимал гостей ФУМО в 2004 г.

На заседании этого года представительница ПГУАС И.Е. Ильина выступила с докладом. Он был посвящен существующей ситуации с набором студентов и особенностям распределения контрольных цифр приема (КЦП) в нашем вузе. Также Ирина Евгеньевна коснулась вопроса востребованности выпускников транспортного направления на рынке Пензенского региона.

Нужно сказать, что проблема снижения контрольных цифр приема на направления укрупненной группы специальностей (УГС) 23 отмечается в вузах всех регионов РФ. В связи с этим, еще в 2020 г. была создана рабочая группа, в которую входят представители организаций, осуществляющих образовательную деятельность в рамках данной УГС. Это  Москва, Санкт-Петербург, Белгород, Волгоград, Воронеж, Иркутск, Липецк, Казань, Омск, Оренбург, Пенза, Рязань, Тамбов, Тюмень и др. И.Е. Ильина является участником данного объединения экспертов, представляя Пензенскую область. Членами группы проведена большая работа по анализу сложившейся ситуации, по выявлению потребностей каждого региона в кадрах транспортной отрасли, по поиску путей решения проблемы. Были инициированы обращения в Общественную палату РФ, в Государственную думу РФ, проведены встречи с представителями Министерства транспорта и Министерства образования РФ.

Докладчики на заседании УМО затронули целый ряд актуальных вопросов, озвучили немало интересной информации. Вот лишь некоторые из основных тезисов.

Приемная кампания вузов 2021 г. по 23 УГС показала, что направление «Транспорт» пользуется большой популярностью у абитуриентов. Однако лишь 1% может позволить себе обучаться на контрактной основе.

На финансирование передовых инженерных школ в 2021-2024 годы выделено 36,7 млрд руб. Цель создания таких школ – обеспечение высококвалифицированными кадрами высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора экономики РФ.

В скором будущем планируются изменения в структуре направлений подготовки и специальностей. Выделена отдельная область образования «Транспорт». Так, в 32 группу будут входить все существующие в нашем вузе направления и специальности, связанные с транспортной сферой.

На заседании был озвучен порядок проведения конкурса на распределение КЦП по УГСН. Существует 13 критериев оценки, среди которых наибольший вес имеет средний балл за ЕГЭ студентов, принятых на очную форму обучения (23 балла), а также процент трудоустройства выпускников (25 баллов). Интересно, что большее значение здесь имеет не трудоустройство по специальности, а «доход в течение не менее 9 месяцев в среднем размере не менее двух прожиточных минимумов в месяц».

Были озвучены и аккредитационные показатели по программе высшего образования в соответствии с приказом Минобрнауки России от 25 ноября 2021 г. №1094.

Во время заседания много говорилось об актуальности такого вопроса, как качество подготовки студентов транспортных специальностей. Потребности данной отрасли в грамотных специалистах возрастают в связи с необходимостью решения задач, поставленных главой государства (об этом сказано в новой «Транспортной стратегии» утвержденной 27 ноября 2021 г. №3363-р). При этом траектория обучения студентов должна быть выстроена таким образом, чтобы осуществлялось тесное взаимодействие с потенциальным работодателем.

Особый интерес вызвал доклад директора департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ Т.В. Рябко. «С 1 сентября 2021 г. началась реализация сетевых образовательных программ в пилотном режиме. В апробации принимают участие 10 образовательных организаций. В результате обучающийся может получить два документа об образовании и/или две квалификации», - сообщил директор департамента.

Также докладчики в очном и дистанционном формате поделились опытом проектной деятельности по разработке схем организации дорожного движения, обеспечения безопасности перевозок, лабораторных исследований и натурных испытаний эксплуатации транспортных средств.

Проведение таких встреч позволяет повысить эффективность взаимодействия с ведущими профильными вузами страны, такими, как Московский автомобильно-дорожный университет (МАДИ) и Российский университет транспорта (РУТ). Участники заседаний могут обмениваться опытом решения проблем своей сферы, что является элементом стратегического позиционирования среди научного и профессионального сообщества РФ.

{gallery}изображения/новости/131221/1/{/gallery}