Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

English French German Italian Portuguese Spanish

На Международном фестивале архитектурно-художественного творчества им. В.Е. Татлина, проходящем в ПГУАС, школьники не только демонстрируют свои таланты, но и развивают их. Для этого в программе фестиваля предусмотрена целая серия мастер-классов. 16 февраля 2021 г. прошло целых четыре таких занятия.

Современные дизайнеры постоянно находятся в творческом поиске. Удачные находки могут получить мировую известность. Это произошло, например, с логотипом, изображающим надкушенное яблоко. Но с каждым годом все сложнее придумать что-то новое.  Доцент кафедры «Дизайн и художественное проектирование интерьера» ПГУАС В.З. Богданова поделилась с участниками мастер-класса неплохим способом подбора оригинальных идей - с помощью формы и контрформы.

Сами эти понятия используются не только в дизайне, но и, например, в когнитивной психологии. Но  в данном случае контрформой можно считать то, что осталось незанятым, когда все фигуры уже нарисованы. Если заполнить пространство на листе определенными формами, то свободные промежутки сами по себе способны образовать интересные силуэты. Для дизайнера это может стать настоящей находкой. 

Василя Зякярьевна продемонстрировала, как это бывает, на примере своего недавнего творческого эксперимента. Она расположила множество силуэтов женского сапога по кругу вокруг центральной точки. Затем она добавила еще одно кольцо из сапожков. И закрашенные промежутки, образовавшиеся между основных форм, оказались похожими на самолеты.  Так В.З. Богданова получила фактически готовую идею для логотипа авиакомпании.

Василя Зякярьевна раздала школьникам разнообразные фигурки и предложила поэкспериментировать с ними, поискать с помощью этих форм свои необычные контрформы.

Старший преподаватель кафедры «Основы архитектурного проектирования» М.А. Берсенева своей мастер-классе посвятила практическим советам для школьников - как им успешно выступить на предстоящей олимпиаде по композиции. Например, все эскизы и наброски основного объекта Марина Александровна советовала располагать в нижней части листа. Так члены жюри смогут оценить промежуточные идеи участника,  да и с границами главного рисунка не будет путаницы.

Инструментами на данной олимпиаде пользоваться нельзя. Если кто-то все же незаметно применит линейку, опытные преподаватели в жюри обязательно это заметят. Да и идти на такие хитрости не стоит, ведь «живая» линия, проведенная от руки, смотрится красивее, отметила М.А. Берсенева.

Также преподаватель посоветовала школьникам вдумчиво отнестись к теме, которая будет им предложена на олимпиаде, отыскать характер этой темы. Если организаторы предложат участникам изобразить ветер, не стоит сразу «в лоб» рисовать гнущиеся деревья. «Подумайте, как через композицию объемных тел передать характер заданной темы», - советовала М.А. Берсенева.

Мастер-класс по графике в архитектуре провела доцент кафедры «Основы архитектурного проектирования» Е.Н. Вечкасова. Она продемонстрировала школьникам образцовые работы студентов, и на этих примерах объяснила, что такое линия и пятно. Это - основы, базовые элементы. Но имея в своем арсенале лишь их, архитектор способен создавать очень интересные вещи.  «Все ваши мысли идут через линию и пятно», - утверждала Е.Н. Вечкасова.

Пожалуй, самым многолюдным в этот день был мастер-класс по рисунку. Проводил его заведующий кафедрой «Рисунок, живопись и скульптура» Н.Г. Ли. На мастер-классе присутствовало более 40 школьников, несколько членов иногородних делегаций, а также один живой рак в пластиковом контейнере. Рак находился в аудитории, вероятнее всего, в художественных целях. 

Николай Геннадьевич свой мастер-класс построил на разборе типичных ошибок, которые участники конкурса им. Татлина делали в ходе олимпиады. Н.Г. Ли сказал школьникам: «Что меня порадовало - вы все очень способные. Но если у  вас не будет грамотности, то эти способности канут в Лету». А ошибки, которые Николай Геннадьевич заметил у участников олимпиады, как раз и происходили из недостаточной грамотности.

Пример этого - «слепой» способ создания рисунка, когда человек просто срисовывает объект так, как видит его.  Это - поверхностный подход, ему не хватает знаний, - отмечал Н.Г. Ли. Рисовать нужно не то, что видишь, а то, что есть.

«Посредством глаза, а не глазом

Смотреть на мир умеет разум.

Потому что смертный глаз

В заблужденье вводит нас».

Об этом писал английский поэт Уильям Блейк, примерно об этом же говорил и Н.Г. Ли. Николай Геннадьевич дал совет, как художнику нужно правильно и грамотно смотреть: на натуру - остро, но доли секунды; на рисунок - в пять раз дольше.

 Разбирая практические примеры, Н.Г. Ли показал, как правильно применять тон, чтобы он создавал иллюзию объема на плоском листе бумаги, как передать индивидуальные особенности формы черепа, с чего начинать рисунок,  и т.д.

Тех школьников, которые сумеют усвоить и применить полученные на мастер-классах знания, наверняка ждет успех на предстоящих олимпиадах.