Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

English French German Italian Portuguese Spanish

Первый день фестиваля им. Татлина был посвящен делам официальным и торжественным. А во второй день, 16 февраля 2021 г., в ПГУАС началась конкурсная программа. Ее открывала Межрегиональная олимпиада  по рисунку среди учеников 10-х классов.

Перед началом соревнования в аудиториях, выделенных для рисования, царила вполне себе творческая атмосфера. Многочисленные школьные портфели были свалены в кучу у входа, под надписью «Мольберты сюда не ставить!!!» стояли мольберты, а в коридоре кто-то искал опоздавших и заплутавших участников. Зато на самой площадке, отведенной для творчества, был полный порядок: гипсовые головы водружены на постаменты и пронумерованы, свет выставлен под нужным углом, школьники рассажены каждый на своей позиции. Старшеклассники готовились к долгой работе – усаживались поудобнее, очиняли карандаши, доставали из сумок бутылки с водой. Некоторые девушки предусмотрительно забирали волосы в пучок, чтобы ничего не мешало во время рисования.

Школьникам для работы выдали листы бумаги с проставленными в углу печатями, чтобы исключить возможность подмены. Кроме того, в зале сидели студенты ПГУАС, наблюдая за тем, чтобы во время конкурса не возникало никаких проблем. Такие меры безопасности и контроля были неудивительны, ведь от результатов конкурса зависело, без преувеличения, будущее многих участников.  На кону стояла не только награда за победу, но и возможность без экзаменов поступить на творческую специальность в престижный вуз России.

После завершения всех формальностей, школьники приступили к работе. Участникам олимпиады предстояло нарисовать античную голову. Аудитории, выделенные для конкурса, наполнились шуршанием грифеля по бумаге. Это был звук творчества, музыка будущих картин. Впрочем, участники олимпиады вряд ли обращали внимание на этот звуковой фон. Они были слишком сосредоточены на своей работе.

Сотрудники ПГУАС, организующие олимпиаду, старались не мешать школьникам, но и одних их надолго не бросали. К.п.н., заведующий кафедрой «Рисунок, живопись и скульптура» Н.Г Ли периодически обходил аудитории с участниками конкурса, наблюдал за тем, как идет работа. Несколько раз  Николай Геннадьевич давал участникам команду «проветриться» - подняться с места и посмотреть на свою работу с расстояния в 3 метра. «Ну как, нравится?», - иронично спрашивал он у школьников. Если глядеть на свой рисунок только вблизи, можно легко допустить ошибку и испортить всю работу.

Люди, не имеющие непосредственного отношения к сфере искусства, могут подумать, что если десяткам художников дать в качестве образца один и тот же объект, то они и нарисуют одно и то же, почти как фотоаппарат. Оказывается, это совсем не так. Рисунки участников олимпиады различались очень заметно и во всем – в толщине линий, в характере штриховки, в пропорциях, в порядке рисования и т.д. Это лишь доказывало, что люди – не автоматы с заложенными в голову одинаковыми программами, и даже самые основы творчества в каждом проявляются по-своему.

Гипсовые боги и герои смотрели на работу юных художников бесстрастно. Им было все равно, как их изобразят. В конце концов, большинства из этих богов и героев никогда не существовало.

А вот членам жюри, напротив, предстояло очень внимательно рассмотреть все особенности работ участников олимпиады. Заместитель директора лицея архитектуры и дизайна №3 г. Пензы Елена Юрьевна Малкина оценивает конкурсные рисунки уже очень много лет. Она рассказала о том, по каким принципам жюри судит работы участников олимпиады.

«Прежде всего, мы смотрим на конструктивное построение. Важна еще и тоновая проработка. Но главное, чтобы дети правильно построили конструкцию, чтобы они видели и понимали форму.

Очень заметно, когда ребенок привык рисовать с одной точки. А на олимпиаде они попадают в условия, когда нужно тянуть жребий, кто куда сядет. Большинство таких детей, если они смотрят на объект под привычным углом, легко нарисуют картину. А смести их на метр вправо или на метр влево, и это уже может вызвать проблему.

Из распространенных ошибок часто встречается неправильная компоновка на листе – объект изображается либо слишком крупным, либо слишком мелким. Но в основном к одиннадцатому классу дети уже владеют конструктивным построением и редко в нем ошибаются. Здесь как раз заметна разница между десятыми и одиннадцатыми классами.

Вообще же рисунки сильно различаются в зависимости от школы участника. Мы в жюри видим перед собой разложенные работы, и уже по изображениям можем догадаться, где чья школа. Участники разных городов отличаются друг от друга характерными особенностями. У самарских школьников, например, жесткая графика. Уж если они провели линию, то провели.

Победителей всегда определять очень сложно. Достойных работ много, и их уровень  различается порой мельчайшими нюансами, десятыми долями балла». 

Результаты очных олимпиад станут известны в течение ближайших дней.