Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

English French German Italian Portuguese Spanish

18 февраля 2021 г. в ПГУАС  проходили олимпиады для школьников 10-х и 11-х классов по графике в архитектуре и по графике в дизайне.

Олимпиада по графике в архитектуре на первый взгляд была похожа на обычную контрольную работу школьников. Старшеклассникам выдали листочки с заданиями и образцами. У каждого был свое вариант работы, но задания для школьников подбирались однотипные. Участникам олимпиады предстояло по изображению элемента выполнить три его основные проекции, а затем сделать чертеж вазы, оформив его по ГОСТу.

Линейки, карандаши, циркули, листы ватмана, у некоторых - калькуляторы. Всё почти как на уроках черчения. Подобные олимпиады - это наглядный пример того, что для будущих архитекторов важен не только полет фантазии, но и интеллект, логика. пространственное мышление.

Директор детской школы-студии архитектурного творчества и дизайна О.В. Вавилова (г. Димитровград) подтверждает и продолжает эту мысль: «Профессия дизайнера и архитектора овеяны романическим ореолом. Детям и их родителям порой трудно объяснить, что эти специальности предполагают очень большой труд. Это только кажется, что если ребенок чуть-чуть умеет рисовать, то он легко может всего добиться. На самом деле, очное участие в олимпиадах как раз и показывает детям, на каком месте они находятся. И когда они понимают, на каком уровне находятся относительно других, у них появляется азарт, желание улучшить свои умения. Мы, педагоги, замечали, что после участия в олимпиаде у детей появляется серьезный «аппетит» к рисованию».

Конкурс по графике в дизайне, проходивший в тот же день, был организован в седьмом корпусе ПГУАС. Школьники работали во вдохновляющем окружении эскизов и готовых костюмов. В 2021 году участников данной олимпиады оказалось довольно много - 50 человек. Для них пришлось выделить целых четыре аудитории.

Участники должны были продемонстрировать свои навыки ручной графики в четырех вариантах: с помощью карандашных линий, в черно-белом варианте с использованием туши, в монохроме, введя какой-нибудь один цвет, и в многоцветном формате. Поэтому на столах у школьников лежали не только карандаши, но и краски. «Самое яркое раскрытие темы происходит, конечно, в полихроматическом варианте», - говорит  старший преподаватель кафедры «Дизайн и художественное проектирование интерьера» Е.В.  Матюшина.

В этом задании от школьников требовалось создать графическое сочинение на беспредметную ассоциацию, придумать какую-то эмоционально-графическую историю. В качестве основы для творчества участникам дается некое слово, которое нельзя ассоциировать с конкретным предметом. В нынешнем году таким словом стало «цунами». Тема для работы вполне перспективная, будоражащая фантазию.

Второе задание олимпиады касалось не ручной, а инструментальной графики. Выполняя его, дети демонстрировали свое владение основными инструментами - линейкой, циркулем. Участники разрабатывали свои орнаментальные мотивы, используя основные геометрические фигуры. В результате получалась дизайнерская «снежинка», сложный объект из простых деталей.

Е.В. Матюшина отмечает: «В ручной графике мы смотрим на фантазийный, эмоциональный аспект работ, на умение школьников в экстренной обстановке быстро придумать и выразить на бумаге свои идеи. Также в графическом сочинении жюри смотрит на разнообразие, умение пользоваться композиционными приемами. В полихроматических вариантах оцениваются умения воспринимать цвет, сочетать цвета, накладывать цвета друг на друга. То есть, мы принимаем во внимание и фантазию, и технические навыки».

Еще до окончания олимпиады Елена Викторовна сделала свой основной вывод: «Ребята приехали очень интересные. Это видно по их работам». Некоторые из участников фестиваля им.  Татлина уже успели рассказать о своем желании поступить в ПГУАС на направление дизайна.