Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

English French German Italian Portuguese Spanish

С 24 по 25 марта 2021 г. в нашем университете проходила IV Региональная научно-практическая конференция для школьников и учащихся колледжей «Наука юных». Будущие ученые представили свои исследования и разработки на суд жюри. Мероприятие этого года получилось самым масштабным за всю историю проведения конференций: количество участников превысило 160 человек.

Начни день с науки

С самого утра 24 марта в коридорах ПГУАС кипела жизнь: школьники и их наставники проходили регистрацию, готовились к выступлениям на конференции. В университет прибыли участники самых разных возрастов, от первоклассников до студентов колледжей. Некоторые из них приехали в Пензу издалека, из районов нашей области. Кто-то осторожно заносил в аудиторию массивные макеты, кто-то сосредоточенно листал тексты  своих докладов, а кто-то прибыл налегке, с одной лишь презентацией на компьютерной флешке. Но для начала все собрались вместе в одном зале для церемонии открытия.

Ректор ПГУАС С.А. Болдырев, приветствуя гостей, вначале обратился к детям: «Нам всегда интересно видеть таких людей, которые к чему-то стремятся. Поэтому нам очень приятно с вами работать. Вы, на самом деле, являетесь драйвером развития нас, взрослых». Затем ректор пожелал всем участникам конференции и их научным руководителям успехов, а также здоровья, заодно напомнив про важность соблюдения масочного режима.

Официальная часть не заняла много времени. Волонтеры ПГУАС в ярко-красных куртках развели школьников и их взрослых сопровождающих по тематическим секциям.

На конференции работа велась по 8 направлениям, от естественных и точных до гуманитарных и смежных наук.  Весь первый день школьники и студенты коллежей представляли свои доклады и делились результатами исследований. А экспертам (в этой роли выступили преподаватели ПГУАС) предстояло выбрать победителей в трех возрастных категориях.

Время юных ученых

К школьным научным проектам многие взрослые склонны относиться снисходительно. Однако участники конференции «Наука юных» вовсе не нуждались в снисхождении. Наоборот, многие из работ и презентаций школьников выглядели интереснее, чем у взрослых ученых. 

Участники «Науки юных» явно старались сделать свои доклады не только увлекательными для слушателей, но и оригинальными. Например, третьеклассник из школы №50 Павел Федькаев исследовал свойства паутины. Но работу свою он назвал «Тенета паука». Наверное, не каждый из взрослых, присутствовавших на конференции, вообще знал значение этого  термина. И уж точно мало кто держит слово «тенета» в своем активном словаре. И само выступление Павла Федькаева, кстати, звучало интереснее, чем у многих профессиональных популяризаторов науки.

«Тенета пока не имеет аналогов, созданных руками человека», - отмечает школьник. В будущем Павел собирается сам создавать материалы, сходные по своей прочности и эластичности с паутиной.

Многие школьники потратили на свои проекты массу времени и сил. Большой макет Киры Кузнецовой (4-й класс, школа №68) создавался в течение двух лет. Зато теперь эксперты и участники секции «Архитектура и строительство» могли увидеть, как выглядела русская деревня XIX века.

На пенопластовой основе действительно красовалось небольшое поселение. Кира рассказала, как создавала свой макет: «Дома - это картон, на который наклеивались прутики. Крыши - это сено, которое опять же наклеивалось на картонки. А для покрытия домов зажиточных крестьян я использовала маленькие щепочки. Предметы декора я пробовала слепить из пластилина, но мне больше понравилось соленое тесто. Его еще можно покрасить в разные цвета».

Представляя свой макет, Кира успела рассказать и о происхождении слова «изба», и о назначении хозяйственных построек деревни. Выступление школьницы оказалось довольно долгим. И, похоже, Кира полностью заучила его наизусть. Но разговор с экспертами показал, что девочка не просто повторяет запомненные фразы, но и хорошо владеет темой.

Чтобы показать, как деревенские постройки выглядели внутри, Кира Кузнецова создала еще 4 макета: избу, баню, сарай и амбар. «Я буду продолжать делать макеты и в старших классах, поскольку я хочу стать архитектором», - заключила Кира.

Конечно, девочке в ее работе помогали родители и учителя. Но ее научный руководитель уточнила: «Не думайте, что Кира сама не принимала никакого участия в создании макетов. Здесь не так все сложно. Но здесь нужен был кропотливый труд. А ребенку просто нужно было показать, как это делается».

Разумеется, далеко не все проекты «Науки юных» были созданы младшеклассникам. К примеру, Елизавета Асташкина  учится в 9 классе школы №66. Ее проект дизайнерского оформления клумб на территории пришкольного участка выглядел достаточно продвинутым. По форме это был бизнес-план, с предварительным исследованием источников и проведением небольшого опроса.

Посмотрев презентации в секции «Технические науки», можно было узнать ответ на вопрос: «Что это за массивный деревянный «стол» принесли с собой ученики лицея №55?» Оказалось, что это не стол, а целый город - город Николы Теслы. Пока ученица 9 класса Екатерина Зюзина рассказывала об изобретениях эксцентричного ученого, объясняла разницу между трансформатором Теслы и качером Бровина, ее напарник Тигран Тахмазян устанавливал на деревянную основу «домики» с лампочками внутри. В середине этого «города» находилась конструкция, с помощью которого электричество можно было передавать без проводов. «Я наматывал ровно 1200 витков на трубу диаметром 80 мм проводом сечения 0,2 мм. После я покрыл все лаком, чтобы зафиксировать обмотку», - рассказывал Тигран о центральном устройстве.

Включив «город Теслы» в розетку, юноша поднес к нему лампу. Лампа действительно засветилась безо всяких проводов. Опыт удался.

Экспертов заинтересовал вопрос, применяются ли сегодня изобретения Теслы с какой-либо практической целью, помимо забав и опытов с электричеством. Участники из 55 лицея рассказали, что да, используются, хотя и редко. Например - в металлургии, для доставки электроэнергии в те места, куда сложно проложить провода так, чтобы они не расплавились.

Социально-экономическое направление «Науки Юных» получилось очень разнообразным. Тематика докладов могла затрагивать как проблему телефонной зависимости, так и перспективы сотрудничества российской армии и православной церкви. А восьмиклассники Варвара Филиппова и Георгий Филиппов школы №18 рассказывали о социальной рекламе. Например, о такой, которая побуждает людей осторожнее относиться к пересечению автомобильной дороги, - снимать наушники на пешеходном переходе.

Эксперты секции обратили внимание на плакат, который принесли с собой докладчики. Выяснилось, что его создала Варвара. «Девушка любит рисовать. Значит, пойдет учиться на архитектора» - сказала одна из преподавательниц.  «Нет, она выбрала тему рекламы. Она пойдет на маркетинг», - возразила другая. Выглядело это интересно:  ребята еще не закончили 8 класс, а за них уже начали соревноваться факультеты университета.

Работа секций продлилась до вечера. Зато все участники успели вступить в первый же день. А 25 марта их ожидало награждение.

Завершение конференции

Для победителей и участников «Науки юных» организаторам пришлось подготовить буквально  кипы дипломов и сертификатов, горы памятных сувениров. Дело было не только в большом количестве школьников, заявившихся на конференцию. Работы участников этого года оказались весьма сильными, поэтому и отметить необходимо было очень многих.

Перед вручением призов и дипломов, директор Центра маркетинга и непрерывного образования ПГУАС Ю.С. Иванова обратилась к собравшимся: «Ребята, огромная просьба, не бросайте свои работы по принципу: «Выиграл, и на этом все». Мы готовы и дальше быть вашими наставниками, развивать ваши наработки, вместе выигрывать научные гранты». Проректор по непрерывному образованию Е.Г. Рылякин говорил о том же: ПГУАС готов и дальше всячески поддерживать молодых людей в их исследовательской активности, особенно если они решат после школы поступить в наш университет. Разумеется, участие в «Науке юных» будет учитываться при поступлении.

К школьникам обратились и эксперты конференции. Заведующая кафедрой «Инженерная экология» Л.М. Хурнова отметила: «Мне было очень приятно работать в нашей секции «Защита окружающей среды». Доклады были очень интересные».

С.Ф. Артемова, доцент кафедры «История и философия», высоко оценила работу участников: «На нас, экспертов, ребята произвели огромное впечатление. Их исследования получились очень высокого уровня. Дети сами собирали материал, сами проводили эксперименты. Некоторые их работы достойны быть опубликованными в МГУ, некоторые - в журналах ВАК и РИНЦ».

Особо С.Ф. Артемова отметила доклады, касающиеся Великой Отечественной войны. Она даже предложила провести для школьников отдельный конкурс по этой теме ближе к девятому мая.

После всех этих приятных речей ребята получили заслуженные дипломы и сертификаты. Скорее всего, это далеко не последние награды на их долгом пути в науку.

Итоги Четвертой региональной научно — практической конференции для школьников и учащихся колледжей «НАУКА ЮНЫХ»